- Мы знали тебя как цепкого защитника, а в этом сезоне увидели, что у тебя еще и очень приличный первый пас.
- У нас в команде есть защитники с хорошим первым пасом. Например, Чорлука. Мой главный козырь – это отбор мяча. После перехода в «Локо» я стал играть, появилась уверенность в себе. Потихоньку начал прибавлять. Отрабатываю этот элемент на тренировках. Надеюсь, что со временем улучшатся и передачи.
- Как работаешь над передачами?
- Я, Игорь Денисов и Дима Тарасов на тренировке играем, кто попадет в перекладину. На кувырок, чтобы интересно было. Пока много кувырков делаю я. Лучше всех играет Гарик. Он нашел свою точку и три из пяти попадет точно. Я - два стабильно.
- Соломон Кверквелия до и после чемпионства - это один и тот же футболист?
- Для футболиста и каждого спортсмена титулы - самое главное. Как говорит Палыч: «Когда закончишь карьеру, надо, чтобы было, на что посмотреть и подумать: для чего я играл». Главное, что я поверил в себя. Понял, что тоже могу чего-то добиться в футболе. Дома висят две золотые медали: одна за кубок, другая за чемпионат. Приятно на них посмотреть.
- Это ответ критикам?
- Им ничего не нужно говорить. Я с уважением отношусь к критике - иногда она полезна. Не хочу, чтобы мне постоянно говорили, что я хорошо играю. Когда меня критикуют, я работаю еще больше. Это не только про футбол, но и про жизнь.
- Еще и болельщики вручили тебе «Стальной рельс», как лучшему игроку сезона.
- Это вообще что-то! У нас болельщики самые лучшие. Они в нас поверили, а мы сделали все для них. Мы выиграли титул не только для себя, а для всего клуба и болельщиков. Нас снова стали уважать. Благодаря Лиге чемпионов весь мир снова узнал, что есть московский «Локомотив». Теперь и на трибунах стало больше народу. Помню, когда играл против «Локомотива» за «Рубин», собиралось три-четыре тысячи человек.
- О чем думал, когда тренер «Рубина» Хави Грасия не включал тебя заявку?
- В той истории ноль футбола. Грасия просто не ставил меня в состав. И ладно бы команда шла на первом месте и надежно играла в обороне – я бы слова не сказал. Такой стресс: полгода тренируюсь и не знаю, зачем.
Если бы не «Локомотив» и Семин, которого безмерно уважаю, наверное, не играл бы уже в футбол. Также меня поддерживал главный тренер сборной Грузии Владимир Вайсс. Говорил: «Соломончик, контролируй вес, тренируйся, ты мне нужен в сборной». Если бы не сборная, не знаю, чем бы все закончилось.
В «Рубине» сказали – езжай домой, мы будем тебе зарплату платить, никаких штрафов. Я понимал, что со мной поступают нечестно, не мог сидеть тихо. Был предоставлен сам себе. Психологически это очень сильно давило.
- Лига чемпионов с «Рубином» и «Локомотивом» - это разные эмоции?
- Конечно. С «Рубином» мы играли только в квалификации, а не в основном турнире. В квалификации победили «Динамо» Киев, которое тогда тренировал Семин. Обыграли их 2:0 на выезде и 2:1 дома. В следующем раунде уступили «Лиону».
Лига чемпионов – главная вершина клубного футбола. Ничего круче нет и не будет. Если ты попал в Лигу чемпионов, значит, играешь в хорошей команде.
- Какие эмоции испытал, когда в Стамбуле включили гимн Лиги чемпионов?
- Когда включили гимн, я был просто поражен, чуть плакать не начал. Это просто кайф. Мечта! И она сбылась. Но теперь есть другая мечта - выйти из группы.
- Но дела у нас идут не лучшим образом.
- Еще ничего не закончилось. Про команду говорят много плохого. Но и в прошлом году говорили. Я тогда еще до старта сезона сказал: «Хочу стать чемпионом с «Локомотивом». Никто мне не поверил. Но мы завоевали золото и доказали, что можем побеждать. Как там: мужик сказал, мужик сделал. Так и напиши.
Конечно, нам тяжело. Все переживают и думают, как исправить ситуацию. Именно сейчас команда и болельщики должны быть единым целым. Вместе мы обязательно справимся.
- Еще одно достижение прошлого сезона: у тебя родился сын, причем в твой день рождения, фантастика?
- Я прекрасно помню тот день на сборах. Было назначено две тренировки. Закончилась утренняя – возвращаюсь в гостиницу, а на телефоне 150 пропущенных звонков, 200 сообщений. Я ждал, что вот-вот родится, но не знал, в какое время. Примерно понимал, что или сегодня, или 7 февраля утром. А тут пишут: сын родился, все нормально. Я был самым счастливым человеком!
Пошел к Семину: «Юрий Павлович, отмените тренировку, вечером собираемся в ресторане!». Сделали красиво, все поздравляли. Палыч дал один выходной, всей командой поехали в ресторан, желали моему сыну здоровья и всего хорошего.
- Сначала у тебя родилась дочка, теперь сын, что дальше?
- Как говорит старое поколение: у мужика должен быть сын, дерево и дом. Сын есть, дом скоро будет, дерево найду.
- Хочешь, чтобы сын занимался футболом?
- Конечно. Но не все могут играть в футбол. Надо попробовать, когда подрастет. Если получится и будет желание, то я поддержу. А если не пойдет, то зачем его мучить? Приму любой выбор. Главное, чтобы здоровье было.
- Дочка не ревнует, не борется за внимание?
- Нет-нет, я их очень сильно люблю, всем хватает!
- На поле ты всегда очень собран и сконцентрирован, а в жизни очень расслабленный. Как удается так переключаться?
- Я веселый человек. Хотя и у меня не всегда бывает хорошее настроение. Если я приезжаю на базу в плохом настроении, молчу в раздевалке, не рассказываю шутки, то все ребята подходят и спрашивают: «Что с тобой? Нормально все, никаких проблем нет?». Отвечаю: «Ребята, сегодня отдохну, немного устал». Я веселый, потому что семья здорова, я здоров, чем быть недовольным?
На поле другое дело, там нужно быть сконцентрированным. У меня такая позиция, что немного ошибся – и гол.
- Ты и сам вынуждаешь соперников ошибаться в штрафной. В прошлом сезоне забил три мяча. Есть план по голам на этот?
- Самое главное, чтобы команда побеждала. Ничего страшного, если я не забью. Моя задача - чтобы команда пропускала как можно меньше. А впереди есть кому забивать. Когда я выхожу на игру, не думаю о голах. Главное, сыграть надежно сзади, а свое мы забьем.
- Кто из нападающих доставил тебе больше всего проблем?
- Диего Коста из «Атлетико», очень сильный. Хорош, конечно.
- Бэйл не так страшен?
- Я вообще никого и ничего не боюсь. Играю, чтобы соревноваться с такими нападающими. Если футболист чего-то боится, лучше не выходить. Чем сильнее соперник, тем увереннее ты станешь в будущем. Поэтому все мечтают попасть в Лигу чемпионов и сыграть против Бэйла, Роналду и других.
- За последнее время тебя дважды признавали лучшим футболистом Грузии. Ты сейчас самый популярный футболист своей страны?
- Есть и более популярные. Конечно, приятно, когда люди меня узнают. В Грузии любят футбол. Сборная выиграла два матча, и болельщики были счастливы. На матч с Латвией пришли 50 тысяч человек! И вот еще одна моя мечта – выйти с Грузией на чемпионат Европы. Мы понимаем, что Лига Наций – наш лучший шанс, и сейчас у нас очень сильная команда.
- Что популярней в Грузии, футбол или регби?
- Об этом по-прежнему спорят. Еще сейчас баскетбольная сборная сильная. Регби – очень популярный вид спорта. Национальная сборная в шестерке лучших в мире. Но у меня всегда на уме был только футбол. С шести лет.
- Как футбол пришел в твою жизнь?
- Отец – самый главный фанат футбола в мире. Он все знает, все игры смотрит. Жили мы небогато, но дома был большой телевизор, и все папины друзья приходили к нам смотреть матчи Лиги чемпионов, игры сборной. Приходило по 30-40 человек! Я видел, какие эмоции они испытывают, и мечтал: тоже хочу так играть, чтобы и на меня так смотрел отец, его и мои друзья.
- Часто ли отец дает тебе советы по игре?
- После каждого матча звонит и вспоминает каждый эпизод. Говорит, где мог сыграть лучше. Он разбирается в футболе в десять раз лучше меня, хотя на серьезном уровне не играл. После «Галатасарая» звонил и говорил, что мы не должны были проиграть, минимум брать очки. Но таков футбол, поэтому все его и любят – он непредсказуемый.
- Родители часто приходят на стадион?
- Мама очень редко, а папа на матчи сборной приезжает с друзьями. Обе сестры приезжают с семьей. Когда идут матчи «Локомотива», папа также смотрит с друзьями. А мама просит сделать погромче и идет готовить на кухню – смотреть не может. Отец так нервничает, что не хватает двух пачек сигарет. Но на золотой матч с «Зенитом» все приехали на стадион.
- С кого брал пример в детстве?
- Неста, Мальдини, Каннаваро – сейчас таких защитников в Италии нет. У итальянцев раньше была стабильная и дисциплинированная оборона. Мне очень нравилось. А последние лет десять самый сильный защитник, конечно, Серхио Рамос.
- Много ли у тебя друзей?
- Я не могу сказать, что у меня много друзей. Знакомых много. Я люблю честных людей, которые говорят прямо. Я и сам такой.
- Бываешь ли ты одинок?
- Не могу один в ресторан ходить и в одиночестве кушать. Когда я сажусь за стол, со мной по-любому кто-то должен еще сидеть. Я люблю общение, смеяться, создавать хорошее настроение. Если кто-то рядом грустит, все сделаю, чтобы поднять ему настроение. Уж такой родился.
- Все знают, что ты король анекдотов в команде. Какой последний рассказывал?
- В одной семье родился ребенок. Ему уже исполнилось четыре года, а он молчит, слова сказать не может. Уже все перепробовали. Повезли ребенка к колдунье. Она посмотрела и говорит: «Ничего страшного, скоро начнет разговаривать, но три первых имени, чьи она назовет, они умрут. Вернулись домой. Ждут. Ребенок заговорил. Первое слово: бабушка. Через три часа бабушки не стало. Проходит несколько дней – новое слово: дедушка. Через три часа пришел черед дедушки. И, наконец, говорит: папа. Папа сразу сел на диван, ждет, пока за ним придет смерть. Тут забегает жена и говорит: «Вставай, что ты сидишь? Сосед умер». И так ему приятно стало…
- Опиши свой идеальный день.
- День после победы. Когда приезжаю на базу на восстановительную тренировку, все ребята довольны, у всех хорошее настроение. Потом еду с семьей в ресторан, гуляю с детьми, встречаюсь с друзьями. А после поражений хочешь не хочешь, а все равно думаешь, что сделать, чтобы в следующем матче такого не повторилось. Если после поражения хорошее настроение, значит, ты не любишь свою работу.
- Летом СМИ отправляли тебя в «Лестер». Был такой разговор?
- Слухи были, но ничего конкретного. Если уходить из «Локо», то только в достойную команду. Нет смысла ехать, при всем уважении, например в «Леванте». «Локомотив» всегда играет в еврокубках, сейчас РПЛ – очень хороший чемпионат. После чемпионата мира стадионы полные, другая атмосфера. У меня еще три года контракта и мне 26 лет. Палыч говорит: «Центральный защитник начинает играть в 28 лет». А мне 26. Пока я здесь, все сделаю для «Локо».
- Почему не меняешься футболками с другими игроками?
- Когда молодой был, поменялся футболками с Шевченко. Еще есть майка Это’О, когда он за «Анжи» играл. Не знаю, сильно ли он хотел мою футболку, но я его очень. Это было раньше - сейчас уже не так важно. Мама дома хранит все мои футболки, в которых я сыграл первые матчи, за дубль «Зенита», за «Рубин», за «Локо», за сборную. Она никому их не дает. Даже мне.
ПОКУПАЙТЕ ЖУРНАЛ «НАШ «ЛОКО» В ДЕНЬ МАТЧА С «АХМАТОМ» В КЛУБНОМ МАГАЗИНЕ И У РАСПРОСТРАНИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ СТАДИОНА.
ТАКЖЕ В НОМЕРЕ
Соперник. Рашид Рахимов вернулся
Женская команда. Яна Шеина – маленькая, но очень боевитая
Двойное гражданство. Родолфо, Нигматуллин, Рыбус и все-все-все
Молодежная команда. Максим Петров – новый лидер «молодежки»
История встреч. Все матчи «Локомотива» и «Ахмата»
пресс-служба ФК «Локомотив», Станислав Редикульцев