Главный тренер лидеров чемпионата России дал эксклюзивное интервью сайту «Матч ТВ».
– Как относитесь к статистике, утверждающей: лишь однажды за последние 10 сезонов победитель первого круга не становился чемпионом страны?
– К статистике отношусь хорошо: она помогает в работе. А о том, кто и как становился чемпионом, особо не думаю, пропускаю мимо ушей. Да, мы лидируем с определенным отрывом. Но будет завтрашний день, который нужно начинать новой большой работой. После возобновления первенства многое будет зависеть от того, как мы переварим зимнюю паузу, сможем ли найти новые аргументы для соперников и фундамент для побед. Вот это сильнее любой статистики.
– Вопрос фактически всеобщий, взятый из интернета. Что вы сделали с Фарфаном? Просто голевой монстр.
– Кто-то видит в этом собственную заслугу, но я бы в первую очередь отметил тренерский штаб, очень много работавший с Фарфаном. Перуанец и сам это понимает. Он долго не играл в Эмиратах, но благодаря работе тренеров вернул и удержал те кондиции, которые у него были в период выступлений в бундеслиге. Это самое важное. Плюс атмосфера в команде, сложившаяся за последний год. Плюс его терпение: Фарфан сидел в резерве, но характер позволял ему не ныть, а работать. Он патриот сборной, и поездки туда тоже сказались позитивно: несмотря на большие расстояния, Фарфан чувствовал востребованность и набирал игровую форму. Все это принесло плоды: сегодня он получает удовольствие от футбола, клуб имеет важного и полезного игрока. Уверен, Фарфан нашел свою команду. Может, не первую для него, но такое случается и по нескольку раз за карьеру.
– Кого вы имели в виду, говоря «кто-то видит в этом собственную заслугу»? Тех, кто привел Фарфана в команду?
– Конечно. Прогресс футболиста – общее дело, а не только тех, кто его нашел. Хотя у тренеров тут главная роль. Человек уже заканчивал футбольную карьеру, а теперь забивает и наслаждается игрой.
– Чем Фарфан вас больше всего удивил за тот год, что вы его знаете? Я видел его на сборах в феврале: разобранный «пляжный» парень…
– Латиноамериканцы немножко разные. Бразильцы изначально считают себя чемпионами мира и окрестностей. А перуанцы, колумбийцы, аргентинцы в какой-то мере – работяги, достигающие успеха тяжелым трудом. При этом они легко адаптируются в коллективе и подчиняют свои интересы интересам команды. Фарфан как раз из таких. Никогда не слышал от него, пока он сидел в запасе, ни возмущений, ни требований включить в стартовый состав. Фарфан пахал. В том числе – индивидуально с тренерами.
– Традиционный для межсезонья вопрос: какие виды на усиление? Есть ли планы? Есть ли деньги?
– Усиление необходимо, конечно. За последний период «Локомотив» покинули 10 человек. Пришло меньшее число игроков, и зарплаты у них тоже меньше. На бюджете это сказалось позитивно, финансовая нагрузка снизилась, ситуация с долгами тоже заметно улучшилась. Эта тема, знаю, сильно заботит председателя совета директоров «Локомотива» Анатолия Мещерякова, который старается выправить тяжелые моменты, связанные с работой предыдущих руководителей. Если хотим конкурировать с «Зенитом», «Спартаком», «Краснодаром» и другими, разумеется, надо усиливаться. Насколько это получится, не готов ответить.
К тому же внутри клуба возникают порой разные мнения по тем или иным кандидатам на усиление. Для меня, допустим, безразлично, из какого клуба приходит футболист, какой он национальности и кто у него агент. Главное, чтобы был сильнее имеющихся в наличии, других критериев не существует. На деле, однако, не всегда получается именно так. Но человек я в этом плане твердый, переубедить меня сложно, потому что клубу нужно идти вперед. Посмотрим, как ситуация станет развиваться в дальнейшем. Если не будет футболистов сильнее, чем нынешние, глубоко убежден: не надо никого брать. После Нового года должны вернуться в строй Ари, Чорлука, Гилерме – вот самое лучшее для нас усиление. Неожиданности в ходе селекционной кампании случаются, но болельщики должны ясно видеть: пришедшие – действительно усиление, а не трансфер ради трансфера.
– Вам удалось достичь понимания по этому вопросу со спортивным директором «Локомотива» Эриком Штоффельсхаусом?
– Нет, не удалось. У нас разные позиции как по комплектованию, так и по пониманию должности спортивного директора. Что такое «Локомотив»? Есть крупная компания – РЖД, благодаря которой клуб развивался много десятилетий. И есть нанятые компанией менеджеры – президент клуба и главный тренер. Один отвечает за финансы, инфраструктуру, экономию, за то, сколько он денег не потратит, а заработает. Второй – за спортивную составляющую. А еще есть спортивный директор, тоже наемный работник. Но когда он делает акцент только на селекционной работе, не контактируя при этом с главным тренером и не интересуясь его мнением, такое не кажется оправданным. А если еще есть тенденция к приглашению футболистов только от определенных агентов, это наводит на некоторые мысли.
Другая проблема – незнание русского. Нас за границей заставляют учить язык, а мы от иностранцев этого почему-то не требуем. Возникают сложности. Если у спортивного директора есть идеи развития клуба, наверное, их нужно внедрять, начиная с клубной школы, и контролировать. Но пока акцент только на приглашение игроков. Зачем? У нас достаточно своих ребят, бывших футболистов «Локомотива», сейчас безработных, которые в состоянии определить, кто нужен команде, а кто нет. Поэтому в России, на мой взгляд, не помешал бы лимит не только на иностранных игроков, но и на руководителей-иностранцев. Своими рабочими местами нужно дорожить.
А давление насчет того, кого из футболистов приглашать в команду, а кого нет, для меня неприемлемо. И раз контакта в этом вопросе не получается, я сам не стремлюсь к контактам. У меня своя работа – футбольный блок и развитие собственных воспитанников. Была поставлена задача – мы ее выполняем: четыре выпускника школы «Локомотива» сегодня играют практически в стартовом составе. Такие же задачи должны стоять перед спортивным директором, я считаю. И выполняться с той же эффективностью. В «Локомотиве», в конце концов, есть свои традиции. И пока я здесь работаю, буду их соблюдать, чего бы это ни стоило.
– У Штоффельсхауса есть помощники?
– Есть. Тоже иностранцы. Но сколько их, в какой стране работают, что делают, какую роль играют – мне неизвестно. Такое вот дорогостоящее приобретение, как и футболисты.
– Осенью периодически возникали слухи насчет шероховатостей между вами и президентом клуба Ильей Геркусом. Тема сошла на нет?
– Это рабочая ситуация. Можно обсуждать любые вопросы, но в вмешиваться в мою работу, которую хорошо знаю, ни к чему. А трения всегда были, есть и будут, это естественный процесс. Как дальше пойдет – не знаю, надеюсь на конструктив.
– Вы сыграли со всеми командами РФПЛ, с некоторыми по два раза. Какая произвела наиболее сильное впечатление?
– Самое сильное впечатление производят команды, находящиеся внизу таблицы. С кем бы ни играли – невероятная самоотдача, каждый матч для них – как вопрос жизни и смерти. Вообще отмечу наш чемпионат в плане соревновательности. Высокий средний уровень лиги, большое число претендентов на высокие места.
– Болельщиков у «Локомотива» за последнее время стало больше?
– Да, и это естественно: лучше результат – полнее трибуны. Болельщики возвращаются, видят, что команда играет с душой. Мы можем проиграть, но нельзя не заметить нашей самоотдачи. При том что есть еще и мастерство: хорошо играем в атаку, забиваем много как никогда. Если еще прибавим в обороне, некоторые наши мечты могут сбыться.
– Если вернуться к селекции – есть вероятность, что освободится Дзюба. Как вы к нему относитесь?
– Дзюба мне всегда нравился, у него высокий потенциал. Но надо учитывать, что возвращается Ари, есть Эдер. Фарфан, как теперь всем ясно, не полузащитник, а нападающий. Снова нужно отдать должное тренерам, увидевшим в нем игрока атаки. А почему? Потому что возрастной, уже не может пахать бровку, как в «Шальке», и закрывать те же объемы. Зато шикарно открывается под Алексея Миранчука, заслуга которого в голевых успехах Фарфана очень велика, он видит перуанца с закрытыми глазами. А если Миранчкука накрывают, есть Фернандеш, который чувствует поле, как в свое время Лоськов. Только тогда у «Локомотива» был один Лоськов, а сейчас два!
– Вероятность ухода зимой кого-то из Миранчуков потенциально сохраняется?
– Не вижу для этого оснований. Вообще. И логики тоже. Зачем им уходить из такой команды, как «Локомотив»? Стабильный главный спонсор – это раз. Наверное, есть где-то зарплаты повыше, но фактор стабильности не менее важен. Во-вторых, Миранчуки развиваются, профессионально растут с каждым днем. Зачем им уходить? В чем логика? Да и кто может их увести, тоже непонятно.
– Агенты.
– Их агенты, на мой взгляд, работают на данном этапе в интересах игроков и российского футбола. Продление контракта с «Локомотивом» – адекватный шаг. Были разные моменты, но завершилось все по-футбольному правильно.
– Почему Игорь Денисов не в сборной, по-вашему?
– Восхищаюсь Денисовым. В первую очередь, физическими кондициями. Посмотрите, он с 1-го до 20-го тура в строю. Кроме того, Денисов один из лучших опорных полузащитников в нашей лиге, на мой взгляд. Но в футболе случается разное. О том, почему Денисов не в сборной, лучше спрашивать Черчесова.
– Вам приходилось когда-нибудь держать футболиста на «лавке» из-за личного конфликта?
– Никогда в жизни. Не имею на это права, я профессионал. Конфликт внутренний – а при чем здесь болельщики, результат? При чем интересы команды и страны? У меня такого не может быть. Наверное, Денисов, как и все талантливые люди, своеобразный. Но какие я могу предъявить претензии, если за все время он не опоздал ни на одну тренировку, ни разу не работал спустя рукава? Может сыграть лучше, хуже, но ниже определенного уровня не опустится, Денисов очень стабилен. Да, не особо коммуникабелен, но у нас нормальное общение, отлично понимает футбол. По некоторым вопросам, сугубо футбольным, я с ним советуюсь, не стану скрывать. Иногда принимаю его мнение, иногда остаюсь при своем, но это нормальный процесс в интересах команды.
– «Локомотив» в этом сезоне удачно играет с главными конкурентами. Есть тому отдельная причина?
– Мне вообще интересно играть с сильным соперником – становлюсь сильно мотивированным. Подготовка – целенаправленная, трибуны – полные, важность матча огромная. Из всего этого возникает очень большой азарт и у меня, и у команды.
– «Ницца» способна вызвать в вас такой азарт?
– Без сомнения. Там много игроков, прошедших топ-клубы. Помнится и другое: в свое время мы были близки, чтобы пройти соседа «Ниццы», «Монако». Но из-за судейской ошибки не прошли, – пусть и косвенный, но стимул. В общем, серьезный французский клуб, требующий подготовки.
– Вы сказали, что просмотрите «Ниццу» лично. Специально полетите или отдыхать будете на Лазурном берегу?
– Нет, отдохну в Словении, попью минеральной водички. А на «Ниццу» прилечу, нужно увидеть ее своими глазами. С экрана – не то. Только с трибуны, как говорил Бесков.
– Надо ли форсировать подготовку специально к «Ницце»? И не скажется ли это потом?
– Если бы чемпионат зимой продолжался, для нас было бы лучше, честно говоря. Уже попали в ритм тренировок и матчей, восстановительной работы. Хотя травмированных немало. Но поскольку такое невозможно, ничего мы форсировать не будем. Обязательно учтем, что старт немножко раньше, проведем больше контрольных матчей.
– Все сборы – в Испании?
– Два. По третьему решения еще нет. Может, Турция, а может, Сочи. Был бы там спарринг, да еще на «Фиште», с удовольствием бы повез туда команду.
– Вас удивляет 8-очковое отставание «Зенита»? Все-таки большого масштаба проект.
– Не мое дело обсуждать другие команды. Своих проблем очень много.
– Кто самый опасный из преследователей?
– Все четыре команды. И хорошо, что так много. Интереснее. У каждого своя стратегия, только на одного засмотрелся, из-за спины другой выскочил. Но надеемся только на себя, на хорошую подготовку и отсутствие травм.
– Назовете пятерку лучших футболистов чемпионата по итогам 20 туров?
– Ха, пожалуйста. Фернандеш, Кверквелия, Фарфан, Алексей Миранчук и, пожалуй, Промес.
Фото: РИА Новости/Антон Денисов, Василий Пономарев / Эдгар Брещанов / Sportbox.ru, РИА Новости/Александр Вильф, РИА Новости/Нина Зотина
Евгений Дзичковский