СИНЕ-ГРАНАТОВЫЙ ИЛИ СЛИВОЧНЫЙ?
Городок Вальс в Таррагоне, где вырос Видаль, спрятался в 100 км от Барселоны. Добраться до столицы автономного сообщества мечтает каждый каталонский мальчишка, особенно, если он футболист. И Алейш не был исключением — с 4 до 11 лет он стучал мячом по родной округе, потом знакомый тренер посоветовал своему другу, возглавлявшему один из возрастов в академии «Барсы», обратить внимание на Видаля, и того, после двухнедельного просмотра, пригласили в сине-гранатовую школу. Казалось бы, так начинается история успеха, но в этом случае все вышло наоборот.
В Барселоне Алейш не задержался — в детской команде сменился тренер, и Видаль, игравший в нападении на позиции «девятки», не вылезал из запаса, редко появляясь на поле и меняя своего ровесника Жорди Альбу, который в юные годы действовал ближе к атаке. В середине сезона Видаля без особых объяснений отправили домой. Через полгода, после яркого выступления на региональном чемпионате в составе маленькой команды из соседнего с Вальсом городка Камбрильс, пришел новый вызов — на этот раз из «Реала».
На «Сантьяго Бернабеу» он понравился, но была одна сложность — нужно было где-то жить, клуб жильем не обеспечивал, поэтому Видаль поступил в мадридскую школу довольно строгих нравов, зато с собственным общежитием, где нужно было непременно носить специальную форму, но главное — учиться. А он приехал в испанскую столицу играть в футбол, учеба его не привлекала, поэтому через несколько лет Алейша отчислили, а там и «Реал» не стал прилагать усилий, чтобы сохранить его у себя. И Видаль вновь вернулся домой.
РАБОТА В ТИПОГРАФИИ И «РЕУС"
К тому моменту Видалю было почти 16 лет, и, покатавшись без успеха по стране, он начал подумывать, что профессия футболиста складывается пока не так, как ему хотелось бы. Поэтому Алейш начал готовить запасные варианты — устроился на работу в типографию и пошел учиться на…электрика. Если бы не каталонский клуб «Реус» — его последний билет в мир большого футбола, — еще неизвестно, чем именно сейчас он зарабатывал бы себе на хлеб.
Не то чтобы «Реус» спас его карьеру, но он так активно начал пробивать себе путь вперед, что процесс этот было уже не остановить. Жизнь Видаля превратилась в сплошную череду аренд и переходов из клуба в клуб — за пять лет, с 2006 по 2011 год, он сменил восемь команд, успев поиграть даже в Греции — в малоизвестном «Пантракикосе», с которым провел один сезон в местной Суперлиге. Наконец, в августе 2011-го он оказался в «Альмерии» — точнее, в ее дубле, — где его смогли оценить по достоинству.
СОВЕТ ОТЦА
По условиям контракта Видаль должен был проходить предсезонку с основой. Уже после второй тренировки Лукас Алькарас, главный тренер команды, обратился к президенту клуба: «Почему наш лучший футболист должен играть в дубле?» Слова тренера Алейш подтвердил делом — в первом же матче за «Альмерию Б» забил два гола и больше никогда туда не возвращался.
Легко с Алькарасом не было — как-то раз Видаль заснул на занятии, и ему так влетело, что он больше и не думал клевать носом. Отец советовал ему: «Докажи им, что ты — лучший. Если тренировка начинается в 9 утра, будь на базе к восьми, если заканчивается в 12, занимайся после и уходи в час». За три года в «Альмерии» Алейш, играя на правом фланге — то ближе к центру, то ближе к штрафной соперника, — забил 19 мячей, отдал 14 голевых передач и помог клубу выбраться из сегунды в примеру. Там-то его и приметила «Севилья».
ТРАНЗИТ В «БАРСЕЛОНУ» И СТРАШНАЯ ТРАВМА
Севильская командировка превратилась в транзитную зону перед исполнением его детской мечты — перехода в «Барселону». Яркий сезон-2014/15 в андалузской команде привел к тому, что всего через год после трансфера из «Альмерии» Видаль был продан «сине-гранатовым» практически в шесть раз дороже — за 17 миллионов евро (против 3 миллионов, которые заплатила за него «Севилья»). Полгода Алейшу пришлось потерпеть — он смог дебютировать в своем старом-новом клубе лишь в январе 2016-го из-за наказания — запрета на регистрацию новичков, — которое отбывала «Барса».
Мечта оказалась с горьким привкусом — за два с половиной года Видаль так и не смог стать своим в столице Каталонии. В «Севилье» его все больше использовали на правом краю обороны, и в «Барсу» он пришел на эту же позицию в качестве замены опальному Дани Алвесу. Но Луису Энрике, работавшему тогда с «сине-гранатовыми», больше по душе был Серджи Роберто, Видаль не вставал со скамейки запасных, и в довершение ко всему зимой 2017-го получил страшную травму — защитник «Алавеса» Тео Эрнандес, теперь выступающий в «Реале», вкатившись в него на скорости, едва не оторвал ему ступню.
Но, как и всякий раз на протяжении последних 17 лет карьеры, упав, Видаль поднялся, переступил через очередную неприятность и пошел дальше. При Эрнесто Вальверде он, хоть и редко, но все же появлялся на поле, сумел даже забить третий итоговый мяч в прошлом декабре в выездном класико (3:0), после того, как Лео Месси отдал ему передачу в одном носке, потеряв бутсу в борьбе с Марселу.
И все же к концу минувшего сезона, в котором он провел 25 матчей за «Барсу» во всех турнирах (2 гола, 4 передачи), стало ясно — основным игроком ему не быть, а стареть на лавке не в его планах. Поэтому «Локомотив» — один из реальных вариантов продолжения футбольного пути Видаля. Говорят, сам игрок не прочь остаться в Испании — и «Атлетико» с «Севильей» готовы помочь ему в этом, — но у «матрасников» Алейш тоже не сможет сходу занять место в стартовом составе, а севильцы, в отличие от «Локо», не будут в этом сезоне играть в Лиге чемпионов. Может быть, это и станет решающим фактором в его выборе — с главным клубным турниром Европы он знаком пока не очень тесно.
ЕГОР
БЫЧКОВ