Вдохновившись переходом Петара Шкулетича в «Локомотив», мы решили вспомнить самых ярких сербов в истории Премьер-Лиги.
Вчера «Локомотив» официально объявил о подписании контракта с 24-летним сербским нападающим Петаром Шкулетичем. Болельщики «Партизана» удостоили его прозвищем Сербский Хунтелар, а сам Петар объявил о желании стать Сербским Н’Дойе. Посмотрим, что получится у форварда в стане «железнодорожников». А пока составим символическую сборную футболистов из Сербии, которые заиграли в нашем чемпионате.
Деян Радич («Алания», 2004-2005; «Спартак-Нальчик», 2007-2009; «Ростов», 2010-2012)
Вратаря в нашу сборную мы брали по остаточному принципу – всё-таки сербских голкиперов чемпионат России почти не видел. За исключением Деяна Радича, которого «Алания» привезла в Россию в январе 2004 года. Вратарь набрался немало опыта борьбы за выживание в российском чемпионате – он спасся с «Аланией» в своём первом сезоне, трижды выходил сухим из воды с нальчикским «Спартаком», успешно решал задачи с «Ростовом». Правда, именно в стане дончан его карьера печально закончилась весной 2011-го, когда он потерял почку в столкновении с форвардом «Терека» Зауром Садаевым. Но и сейчас Радич работает на благо «Ростова», являясь селекционером клуба.
Марко Ломич («Динамо», 2010-2014, «Мордовия», 2014…)
Этот крайний защитник – один из примеров того, как сделать хорошую карьеру в России без яркого таланта, но обладая трудолюбием и работая на благо команды. В «Динамо» Ломич всегда добросовестно выполнял свою работу – может, он и не был техничным крайним защитником, а его подачи в штрафную удавались с переменным успехом. Но в обороне он всегда старался играть цепко, порой жёстко и выполнял много черновой работы. А в свой последний сезон в Москве Ломич превратился в едва ли не лучшего игрока команды – тогда он много и результативно подключался в атаку, отдав четыре голевые передачи, а в последнем матче за «Динамо» «сожрал» Халка на «Петровском». Сейчас Марко играет за «Мордовию», демонстрируя талант мастера штрафных.
Неманья Видич («Спартак», 2004-2005)
Переход в «Спартак» стал очень правильным для защитника, который на тот момент уже имел много предложений от топ-клубов, но испытывал хронические проблемы со спиной. В Москве доктор Лю Хуншэн своими методами иглоукалывания вылечил игроку спину, тем самым сделав Видича привлекательнее для европейских купцов. Да и на поле Неманья прогрессировал, становился ведущим защитником красно-белых, снимал весь «второй этаж». Перейдя в «Манчестер Юнайтед», Видич вырос в одного из сильнейших защитников мира. Сейчас Неманья уже не так хорош и с переменным успехом бьётся за место в основе «Интера», но его былые заслуги все помнят очень хорошо.
Милан Вьештица («Зенит», 2002-2005; «Ростов», 2006-2007; «Шинник», 2008-2010; «Жемчужина», 2011; «Урал», 2012-2013; «Динамо» СПб, 2014)
Россия давно стала для Милана Вьештицы второй родиной – уж столько он поколесил по нашей стране! Милан был одним из первых легионеров из дальнего зарубежья, приехавших в «Зенит», и в завоевании серебряных медалей-2003 Вьештица принял самое деятельное участие. А затем, когда центр обороны уже безраздельно принадлежал Хагену и Шкртелу, Милан отправился искать счастья по всей России. Он вылетал с «Ростовом» и «Шинником», выходил в Премьер-Лигу с «Уралом», застал мыльный пузырь под названием «Жемчужина»… Если Вьештица захочет написать книгу о жизни в России, историй у него наберётся масса.
Бранислав Иванович («Локомотив», 2006-2007)
Главный ориентир для Петара Шкулетича. Ивановича приобрели за копейки у белградского ОФК, а два года спустя он уже отправлялся в «Челси» почти за 15 млн евро. Бано был отличным разносторонним защитником «Локо» – успевал подчищать сзади и результативно ходить в атаку, забивая порой важнейшие мячи (первый гол за «железнодорожников» Иванович забил в дерби с ЦСКА, когда «Локомотив» шёл в чемпионате России без побед). А когда летом 2007-го «Локо» остался без Дмитрия Лоськова, Иванович стал одним из лидеров красно-зелёных и в раздевалке. Никто не удивился, что из Москвы Бранислав пробился и в сборную, и в топ-клуб. В «Челси» он играет уже восьмой год и является железобетонным игроком стартового состава.
Зоран Тошич (ЦСКА, 2010…)
Все ожидания Тошич уже оправдал в последнем туре прошлого сезона, когда забил золотой мяч в ворота «Локомотива». Зоран – не самый стабильный футболист, но тогда набрал потрясающую форму, забивал в каждом втором матче и был ключевым игроком ЦСКА. До приезда в Москву Тошич уже прошёл школу «Манчестер Юнайтед», перейдя туда зимой 2009-го. Правда, за «красных дьяволов» Зоран сыграл лишь три матча, а ЦСКА приметил серба благодаря его арендной командировке в «Кёльн». Сейчас Тошич уже не так часто появляется в стартовом составе, но стоит ему в начале второго круга сыграть один хороший матч, и игра у полузащитника наверняка вновь пойдёт.
Огнен Короман («Динамо», 2002-2003; «Крылья Советов», 2003-2005, 2011-2013; «Терек», 2005)
В свой первый сезон в «Динамо» сербский полузащитник, которого хотели видеть в Ла-Корунье и Берлине, превзошёл все ожидания. Он играл ярко и результативно, болельщики назвали его лучшим игроком «Динамо» по итогам сезона, а спортивные издания наперебой расхваливали футболиста. И Огнена всё устраивало в Москве, однако летом 2003-го он внезапно перешёл в «Крылья Советов». Почему – не слишком понятно до сих пор. Тем не менее и в Самаре Короман реализовал себя, помог «Крыльям» взять бронзу в сезоне-2004. Правда, затем карьера серба пошла по нисходящей: сначала – вылет в первый дивизион с «Тереком», затем – борьба за выживание и за место в составе «Крыльев».
Милош Красич (ЦСКА, 2004-2010)
Мы уже посвящали Красичу полноценный рассказ о том, как изменилась его карьера с отъездом из ЦСКА в туринский «Ювентус» – он перестал играть стабильно, растерял скорость и утратил вкус к футболу. В Москве такого быть просто не могло. Здесь Милош вырос в футболиста, здесь он научился не только бежать на скорости вперёд, но ещё и расширил свой технический арсенал, стал одним из лидеров команды. Жаль, что ЦСКА останется единственным клубом, где Красич был жгуч, ярок и полезен.
Данко Лазович («Зенит», 2010-2014; «Ростов», 2013)
Лазович переехал в Санкт-Петербург уже сложившимся футболистом европейского уровня, несколько лет удачно отыграв в голландском ПСВ. И карьера Данко удивительным образом закольцевалась – он переходил в «Зенит» из-за личной заинтересованности Лучано Спаллетти, он же и отказался от футболиста, банально не захотев ставить его в состав (даром что Лазович всегда был если не лучшим, то одним из лучших игроков команды и всегда со страстью относился к делу). Недавно Данко сказал, что ни за какие коврижки не вернётся в Россию, а в начале февраля вновь сменил клуб, перейдя в китайский «Тяньцзинь Тэда».
Матея Кежман («Зенит», 2009)
Кежман отыграл в Санкт-Петербурге всего полгода, когда его вело по карьерной лестнице уже лишь имя. За спиной серба были бомбардирские рекорды в чемпионате Голландии в футболке ПСВ, провал в «Челси» и турецкие приключения в «Фенербахче». Да и в «Зените» Матея не зажёг, максимум добросовестно попытался заменить уехавшего в «Штутгарт» Павла Погребняка. Но за десяток матчей в футболке со стрелкой Кежман забил лишь два мяча. Как бы то ни было, Матее всё очень нравилось в Санкт-Петербурге, он постепенно набирал форму и твердил о желании остаться в «Зените». Но боссы петербуржцев решили иначе, не подписав с Матеей полноценный контракт.
Саво Милошевич («Рубин», 2008)
Ещё один серб, забивший золотой гол, принесший его команде победу в Премьер-Лиге – только ради этого надо было брать Милошевича в чемпионский «Рубин». Впрочем, была и ещё одна причина приглашения в Казань нападающего, который когда-то был лучшим снайпером Евро-2000, а потом после ухода из «Осасуны» полгода сидел без клуба. Саво, наряду с Шароновым, Семаком и Ребровым, подписывали как игрока с психологией победителя, который мог бы своим настроем заразить товарищей по команде. И если со своими футбольными обязанностями Милошевич справлялся так себе, забив за сезон в «Рубине» всего три мяча, то ментально команде он очень помог.
Источник: «Чемпионат»