Но в итоге Денисов принял решение, что останется на родине несмотря ни на что:
«Мой дом в Испании на продаже. Я им не мог пользоваться два года из-за ковида. Сейчас в Испанию можно попасть через Турцию, но супруге и детям не дали визу. И у меня нет желания сейчас лететь в Европу. Я объездил полмира и знаю, как к нам относились раньше. И не хочу, чтобы на меня сейчас тыкали пальцем. У каждого человека есть выбор. Мне комфортнее здесь. Я русский человек. Мы три-четыре месяца безвылазно жили в Европе. Но я понял, что это не мое. Дайте мне хоть 10 миллионов долларов, я не смогу там жить. Для меня лучше в лесу жить, чем на вилле в Испании. Даже в случае катастрофы я останусь. У меня дочка училась в испанской школе. Мы поехали туда, чтобы она знала английский и испанский языки и жила в хорошем климате. Так вот, учителя в школе уже тогда настраивали детей против нас. Это неправильно».
А теперь — о футболе.
О русском футболе
— Я мог бы играть до 40 лет. Играл бы на том же уровне, со собственным ощущениям. Если бы не столкнулся с этим дерьмом, русским футболом. Супруга видела, что со мной творится. Я мог не разговаривать вечерами. Я не мог понять, как можно увольнять президента, который собрал команду, как можно подходить к капитану команды и просить понижения зарплаты. Чего?
Я еще в «Динамо» прошел всю эту грязь. Меня Геркус вытаскивает из этого болота. Я опять набираю топ-форму для России. И получил все то же самое, что творилось в «Динамо» — на тебе! Это можно было переварить. Можно было с «Краснодаром» договориться. Но в тот момент я не хотел играть в футбол.
О деньгах
— Мой первый контракт в «Зените» был 140 тысяч долларов. Мне Виталий Леонтьевич [Мутко] сделал контракт. В первые три месяца я эти деньги просто уничтожал. У меня была месячная зарплата 1000 рублей. Потом ты получаешь 10 тысяч долларов и ты не понимаешь, что с ними делать. Я как придурок побежал покупать машину, которая мне нафиг была не нужна. Квартиры у меня не было, жили вчетвером на съемной. И тут появляются деньги: «Пошли туда-сюда, тыры-пыры, красивую тачку, кучу телок». Классика.
Потом как-то утром встал и сказал: надо купить квартиру. Позвонил Паше Андрееву (футбольный агент), взял у него 150 тысяч долларов в долг и вложил их в первую квартиру. Потом я ее продал еще дороже.
Дальше я начал думать, куда вкладывать деньги, чтобы после футбола быть независимым. И начал инвестировать. Сначала хотел строить деревянные дома, перепродавать их. Но прогорел. Потом отдал инвестировать деньги — прогорел. Тогда я думал, что я самый умный, как это бывает в 20 лет. И потерял много денег.
А в 2011 году, когда приняли решение, что в России будет чемпионат мира по футболу, коммерческие помещения в Питере стоили копейки. Я звоню своему приятелю и говорю: «скупаем всю коммерческую недвижку». И с того времени я в это вкладываю и сдаю.
Когда перешел в «Анжи», у меня была зарплата в клубе плюс доход от недвижимости. И я получал 37, 38, а в один месяц было 39 миллионов. Но я этих денег не видел. У меня были кредиты на 200 миллионов. И я всегда вкладывал, вкладывал. И к концу карьеры у меня получило неплохо.
Мы часто общались с агентом Пашей Андреевым. Но объяснять что-то 19-летнему отморозку, когда я думаю, что я самый умный и самый великий, — тяжело. Но он меня знал наизусть. И подталкивал меня. Не говорил: «Денисов, ты тупой, ты тратишь деньги направо и налево, а надо вкладывать». Если бы мне такое сказали, я бы никогда в жизни не вложил. А он меня подвел к тому, что у меня что-то стало получаться. Хотя я потерял при этом много денег. За всю жизнь потерял 60-70 миллионов рублей.
О Геркусе
— Считаю, что Геркус для российского футбола — топ-менеджер. То что он сделал с «Локомотивом» за полтора-два года — это фантастика.
— Почему он до сих пор не работает?
— Потому что это наш российский футбол. Человек приходит в «Локомотив», который 14 лет не выигрывал титул, берет одного с пляжа, меня с первой лиги, собирает команду. И мы выигрываем чемпионат и Кубок. И человека снимают. Вы чего, больные? Потом Кикнадзе ко мне приходит и предлагает на 300 тысяч уменьшить зарплату. Тебе надо, ты уменьшай! Я развернулся и ушел. Через год воруют из команды 30 миллионов евро. Вы чего, больные? И все у нас так. Вот поэтому Геркус и не работает.
О будущем русского футбола
— Наш футбол убили. Мы с 2002 года играли и добивались, чтобы у нас три команды играли в Лиге чемпионов, а сейчас вернулись в 90-е. На ближайшие десять лет вообще о еврокубках забудьте. Раньше мы мечтали о полуфинале Лиги чемпионов, а сейчас будем мечтать о том, чтобы просто в Лигу Европы попасть.
Сейчас надо думать, как дальше жить. Что делать молодым футболистам? Если бы мне сейчас было 22 года, я бы наверное пошел бы водяры напился. Но надо смотреть на ситуацию, которую будет выстраивать РФС. Например, возьмите весь бюджет нашего футбола и поделите на все команды. Уберите иностранцев. Они сейчас не нужны. К чему готовиться? А когда все вернется, приглашайте иностранцев потихоньку. Но у вас уже будет выбор из русских футболистов. И поверьте, они прибавят. А если сейчас не делать ничего — это каюк.
Деньги, которые получают сейчас иностранцы, отдайте на развитие детского футбола. Просто копните в детский футбол и вы увидите весь ужас, который там творится. Да, есть академии «Зенита» и «Краснодара». Но не должно быть во всей стране всего три-четыре школы. Должно быть 100, 200 школ, которые конкурируют между собой. Сейчас самое время обратить внимание на детский футбол.
Об иностранных тренерах
— Я против того, чтобы нашу сборную возглавлял русский специалист. Абсолютно против. Все самое лучшее, что происходило с нашим футболом — благодаря иностранцам. Адвокат пришел в «Зенит» и ставил нам схему 4-3-3. Представьте, в 2006 году. Мы на нее смотрим и не понимаем — это как? Спаллетти пришел, сделал нам пятичасовые тренировки на сборах. Мы ни одного матча не выиграли. Это как? Пришел Капелло, мы заняли первое место в отборе. Каждая замена — точечная. Все принятия решений — пять с плюсом. Обыграли Португалию.
Потом он сошел с ума. Ну так вы ему наберите и спросите, почему так произошло? Мы попали на чемпионат мира в Бразилию. Мне 29, Кержу 30, Быстрову 29, Анюкову 30. Он говорит: нам нужно омоложение состава. Ты сумасшедший? Мы в сумасшедшей форме, у нас чемпионат мира в Бразилии, а ты говоришь про омоложение. Там пацаны играли, которые даже в отборе ни одной игры не провели. И никто не задал вопрос. У нас был месяц для подготовки к Бразилии. И он просто все перечеркнул, делая ставки на молодежь. Это был полный дебилизм. А что дальше происходило? Провал. Все сказали, что футбол у нас — говно.
Дальше он идет в отбор на чемпионат Европы. В одной из простых групп занимает четвертое или пятое место. Левого защитника ставит играть левым нападающим. И почему все молчали, а не задавали конкретные вопросы? Я считаю, это он провалил чемпионат мира в Бразилии. Через год, когда Слуцкий вернул нас, мы попали на чемпионат Европы. Значит, мы что-то еще могли.
О «Зените»
— Посмотрел «Зенит» — «Бетис». Как можно в Петербурге играть в такой трусливый футбол? Как ты намерен обыграть? В Петербурге ты должен играть высоко, в прессинг, первым номером. Хорошо, ты проиграешь 0:5, но через год попытаешься еще и еще. Под этот прессинг ты должен покупать футболистов. Под эту схему, но никак не под оборонительную. В Петербурге болельщики любят игру первым номером. Но при этом нужны 2-3 воспитанника.
О Семаке
— Что делает Семак? Он сейчас дает четко понять — мне нужны готовые футболисты. Окей, это твоя философия. Или ты подстраиваешься, или не подстраиваешься под нее. Что делал Дик Адвокат? Купил Тимощука за 20 миллионов и доверял бесплатному безнадежному Денисову. Он верил и он добился. Философии разные. Что правильно? А правильно по факту: все говорят, что «Зенит» четырехкратный подряд чемпион России, а я говорю, что каждый сезон «Зенита» — это полный провал.
И сейчас, и прошлый, и позапрошлый. Это полный провал, потому что Европа все показывает. Это мое мнение. Сейчас в «Зенит» поставь любого тренера — он станет чемпионом России по футболу. Я в этом уверен на 99 процентов
О Миллере и «Газпроме»
— Для Миллера я изгой. Уверен, что до всей этой ссоры в «Зените» он относился ко мне очень хорошо. Но после того, что произошло, я уверен, что я для него пустое место. Если бы Алексей Борисович хотел, чтобы играли питерские ребята, питерские ребята бы играли. Но я для него песчинка. Я никто для него. Не важно, что мы все вместе подняли «Зенит» с колен какое-то время назад. Когда мы пришли, «Зенит» занял второе место. Потом пришел «Газпром». Только благодаря деньгам пришел Адвокат, пришел Тимощук, пришли другие звезды. Мы все видели, как они работают, тренируются, играют, как топ-тренер руководит командой. И из-за этого мы росли. Только из-за вливания больших денег. И за это огромное спасибо «Газпрому».РИА Новости
О Кокорине
— Мне просто капец как его жалко. Один из сильнейших футболистов десятилетия, который просто взял и загубил себя сам. Конечно, жалею. Мне его жалко. В новостях показывают, когда он сидит перед сроком улыбается. Он не улыбался, он сам по себе такой, у него лицо такое. Мне даже завидно, что он относится так к вещам. Он полная противоположность меня. Ему пофиг. И это классно и это надо принимать, он такой человек. Я так не умею.
Но то, что он загубил свою карьеру, — это железно. Я ему сколько раз говорил: «Саша, у тебя талант». Бог, дай мне его ноги, я бы играл в «Барселоне»! Дай мне Аршавина ноги, я бы играл в «Барселоне»! Понимаете? Но если бы бог дал мне его ноги, может быть, я был бы таким же рас****яем. Не знаю.