Дмитрий Сычев окончательно завершил карьеру футболиста два года назад — но виден вам, возможно, чаще, чем многие бывшие коллеги. Сычев на пару с комментатором Денисом Казанским ведет подкаст на ютубе, куда приглашает звезд футбола (а иногда и хоккея) попить чай и пообщаться в спокойной обстановке.
На прошлой неделе Сычев в компании других экс-игроков сборной участвовал в небольшом турне по Екатеринбургу и области — его организовали РФС и ТМК. По ходу дела звезды заехали на экскурсию по Первоуральскому новотрубному заводу, пообщались со студентами УрФУ и поучаствовали в футбольном фестивале в Екатеринбурге.
Sport24 пообщался с Сычевым о Марселе, перспективной молодежи «Динамо», стыковых матчах сборной России и о том, как разговорить Юрия Жиркова.
«Не было у меня мощных данных. Только за счет пахоты своего добился»
— До записи услышал от вас мысль: российские футболисты вашего поколения больше подходили для игры в Европе, чем сегодняшние. Чем именно?
— Время было другое, футбол тоже. Тогда уровень наших футболистов был объективно выше, и европейские клубы приглашали их, чтобы усилиться. Сейчас, к сожалению, уровень снизился, и ярких игроков, личностей стало меньше. Это беда всего нашего футбола. Новое поколение пока не так ярко себя показывает.
Хочется, чтобы это поменялось. Все-таки финансовая составляющая в России сейчас на хорошей планке: есть чем мотивировать.
— Чего же не хватает?
— Чтобы переехать за границу, нужно иметь сильный характер, потому что там все новое — коллектив, менталитет другой. И никто тебе не отдаст место в составе. Нужно доказывать заново, а к этому не все готовы. Это удел тех, кто стремится на самый верх. Хорошо хоть у нас есть примеры — Головин и Миранчук. Надеюсь, молодежь будет смотреть и равняться на них. Сейчас еще Никита Иосифов уехал из «Локомотива» и хорошо проявляет себя в «Вильярреале».
— Вы совсем молодым попали в «Марсель». Ваше сильнейшее впечатление от начала карьеры там?
— От самого города. Марсель — футбольное место, там все сделано для того, чтобы ты думал о максимальном результате. Плюс Лига чемпионов. Сплошное удовольствие, в общем.
— По ощущениям сильно окрепли в «Марселе»?
— Конечно! В Европе менталитет такой: если ты не выше местного на голову, тебя в состав не поставят — за сколько бы тебя ни купили. Это помогало расти. Нашим молодым игрокам не хватает такой конкуренции между собой. Ну и в РПЛ очень мало матчей с высоким напряжением, где нужно выкладываться полностью.
— Кто вам больше всех помогал в «Марселе» первое время?
— Вообще никто. Во-первых, я никого не знал, а во-вторых, не знал язык. Было совсем не просто влиться. Тем более — молодой. А там такие люди: Бартез, Лебеф, ван Бюйтен — звезды первой величины. Но у меня характер был закален уже в 20 лет. Работал и не сдавался.
— У вас и данные мощные были: рывок, скорость в целом, удар поставленный. Кто-то из современных российских нападающих напоминает вам себя в лучшие годы?
— Да не было у меня никаких мощных данных!
— Ну хорош…
— А какие данные? Вес — 72 килограмма. Обычные данные для нападающего. Ничего выдающегося. Только за счет пахоты всего добился.
У Тюкавина порядок с результативностью, уезжать в Европу надо только после реально интереса
— Кто вам симпатизирует из молодых нападающих в России?
— Нравится, как проявляют себя Костя Тюкавин, Арсен Захарян в «Динамо». Очень неплохо выглядят многие ребята из молодежки. Но это все авансы. Нужно стабильнее играть в основе своих клубов и пытаться попасть в первую сборную.
— Тюкавина часто критикуют за плохую реализацию. По делу?
— Да ничего в этом страшного. Ему 19 лет. Всех критикуют за нереализованные моменты. А кто у нас в каждом матче забивает? У Кости все нормально: играет, забивает. Если бы забивал в каждом матче — был бы на уровне Месси и Роналду. Все постепенно: научится работать над собой и тогда будет прогрессировать. Главное — слушать только близких людей.
— В России есть футболист, способный прямо сейчас переехать в Европу и быть там успешным?
— Не вижу таких. Нужно переходить, когда ты уже окреп, когда у тебя стабильная психика и ты игрок основного состава. А переходить просто так, лишь бы перейти… Любой трансфер — новая ступень развития. А если будешь сидеть на лавке, никакого прогресса не дождешься.
— А как же популярное мнение, что из РПЛ надо переходить при первой возможности — лишь бы куда?
— Возможность возможности — рознь. Главное, чтобы в тебе были реально заинтересованы. Тогда — почему нет? А если берут для далекой перспективы, когда у тебя есть возможность регулярно играть в России, наверное, не стоит уезжать.
Был уверен, что Карпин не уйдет, в хорошей форме Россия даст бой Польше, «Золотой мяч» Месси — странно
— В 2002 году вы играли на чемпионате мира в одном составе с Валерием Карпиным. Каким он был?
— Требовательным, бескомпромиссным. Для него не существовало звезд. Очень верил в свои силы и в сборную. Подсказывал много, его советы были ценными. Но и пихал по делу, спрашивал со всех. Был примером. В той команде хватало лидеров, за которыми хотелось тянуться. К сожалению, сейчас этого нет.
— Видели в том Карпине задатки тренера?
— На этот вопрос вряд ли отвечу. Да и какие могут быть задатки тренера, когда ты игрок. Это другое.
— Вы сами сказали: пихал, подсказывал, был лидером. Разве это не задатки будущего наставника?
— Это качества лидера сборной. А тренер у нас был Олег Иванович Романцев. Валерий Георгиевич был лидером — вместе с Онопко, Мостовым, Смертиным.
— Недавняя история с Карпиным, когда он сначала сомневался, стоит ли продолжать тренировать сборную, а потом решил остаться — как к ней отнеслись?
— Даже не знаю. Это его личное дело. Слишком раздули эту историю. У нас есть главный тренер, у него есть контракт — какие проблемы? Сомнения бывают у всех, мы же не в мыльной опере.
— Были уверены, что Карпин останется?
— Конечно. Валерий Георгиевич не из тех, кто сдается и бросает дело на полпути.
— Как вам жеребьевка стыков?
— Средний вариант. Самое сложное — Италия и Португалия. Могли попасться и соперники немного слабее — Шотландия и Австрия. Еще Северную Македонию все хотели, да, видно, недостаточно сильно, раз не попалась. Но я верю, что ребята могут пройти на чемпионат мира, и буду за них болеть.
— Мы точно сыграем с Польшей, а при удачном раскладе — еще и со Швецией или Чехией. Какая из трех сборных опаснее?
— Первая, естественно. Нельзя думать о следующей игре, не выиграв в сегодняшней. Поэтому назову Польшу. Объективно у них самую большую опасность представляет Левандовски. Человек в сумасшедшей форме сейчас, но никто не знает, в каком состоянии он будет в марте. Поэтому плясать надо от своей печки. В хорошей форме мы дадим бой.
— А так ли страшно, когда в составе среднего соперника есть всего одна звезда?
— Видел, как они играли на Евро со словаками, был тогда на стадионе в Питере. Крепкая команда. Да, в тренерском штабе чехарда, но почти все футболисты играют в сильных европейских чемпионатах. Значит, уровень мастерства не вызывает сомнений. Но мы играем дома и при хорошем стечении обстоятельств мы способны пройти поляков. Где, если не в таких матчах, показывать лучшие качества?
— Ожидаете каких-то изменений в составе сборной к марту?
— А какие могут быть изменения?
— Например, из молодежки кого-то нового позовут. Команда вроде бы неплохо сейчас играет.
— Думаю, такой матч должны играть ребята с опытом. Это точно не время для экспериментов. Мне кажется, будет играть обойма, которая зарекомендовала себя под руководством Карпина.
— Если сборная не пройдет стыки, Карпина нужно будет убрать?
— Точно не ко мне вопрос. Задавайте его РФС.
— Недавно Левандовски был близок к тому, чтобы получить «Золотой мяч», но в итоге приз отдали Месси. Может это хотя немного сбить сумасшедшую форму Роберта к марту?
— Да нет, конечно. Он давно играет в «Баварии», и немецкий менталитет, к которому он привык, не позволит расстраиваться из-за какой-то награды. Пусть даже значимой. Весь мир его и так считает одним из лучших нападающих. Вряд ли неполученный «Золотой мяч» деморализует его настолько, что он не сможет подойти в оптимальной форме к стыкам. Это смешно.
— Как вам решение отдать ЗМ Месси, а не Левандовскому?
— Честно, странно. Объективно Левандовски в этом году лучший, и он заслужил эту награду. Да, Месси выиграл Копа Америка, но полгода не мог решить вопросы с «Барселоной». Да и переход в «ПСЖ» пока получается не таким удачным. А Левандовски на протяжении всего года стабильно забивает. Мне это решение не очень понравилось.
Подкаст, энергия от чая, «Новый свет»
— Давайте поговорим о вашем подкасте с Денисом Казанским. Вы там только соведущий или есть еще какая-то дополнительная роль?
— Роль? Ну это ж не театр… У нас хороший коллектив, нет как таковых ролей. В плане гостей все коллегиально решаем, обсуждаем. Конечно, большинство гостей — на моем личном знакомстве. Но это скорее дружеское приглашение, а не заявка на интервью. Это надо понимать. У нас приятная, добрая передача, и мы не хотим терять эту химию.
— У вас есть любимые выпуски?
— Да они все приятные и интересные. Даже с близкими друзьями — Динияром Билялетдиновым, Димой Тарасовым. С Дарюсом Каспарайтисом было весело. Юран, Канчельскис. Тренеры — Семин, Романцев — это было вообще нечто. Да каждый гость особенный. Меня уже критикуют, троллят, что всегда это говорю, повторяюсь. Но ведь это действительно так!
— Бывало, что кто-то отказывался?
— Ну… Были конечно. Мы же не заставляем насильно. Стараемся приглашать таких гостей, о которых людям интереснее всего было бы узнать побольше. Все, кто к нам приходят, получают огромное удовольствие. Как и зрители. Да и сами кайфуем!
— Говорят, Юрия Жиркова сложно уговорить на интервью, а дальше не всегда просто раскрыть. Как было у вас?
— Я не журналист, это надо сразу понимать. Мы с вами в разных лагерях. А что касается Юры: ну да, закрытый. Он и с нами-то не сильно, мне кажется, раскрывался. Хотя ему было комфортно, ведь мы общаемся как товарищи. Какие-то истории ему с нами проще обсудить, чем с журналистами.
— У вас в гостях был и Игорь Денисов. Тоже считается не самым простым спикером. Какие остались впечатления?
— Гарик вообще своеобразный. Он и Юра — разные люди! Их нельзя сравнивать ни в коем случае. Было очень сложно и интересно. Гарик в принципе мало с кем общается. Пригласить его на подкаст было непросто, пришлось применить все навыки дипломатии.
Игорю в итоге интересно было. Плюс он любит чай. Однажды, когда он еще был в «Локомотиве», я его приглашал в чайную. Так напоил, что он запомнил на всю жизнь. Не знал, куда деться, когда я его проводил — вправо или влево. Машину на парковке не мог найти.
— Это что за чай такой был?
— Да просто чай. Его очень много было в тот день. Обычный — зеленый, черный. Много сортов перепробовали, и все было вкусно. Когда много чая пьешь, чуть давление поднимается.
— Для понимания: человек в этом состоянии слишком энергичный или слишком вялый?
— В основном, эффект бодрящий, хотя бывает по-разному. Очень много энергии.
— В вопросе чая вы знаток. А что по поводу элитного алкоголя? Это не так интересно?
— К этому особенного отношения нет. Все-таки мы, спортсмены, стараемся пропагандировать здоровый образ жизни. Тяжело тренироваться и на организм влияет. Хотя сейчас, когда карьера кончилась, можно позволить себе что угодно. Но честно говоря, не хочется. Мне нравится спортивный образ жизни.
Да, я разбираюсь в вине, и у меня был свой ресторан. Хорошее красное вино — да, люблю. Выпить в хорошей компании и обязательно под вкусную еду. Иногда могу позволить себе пива после бани. Но это под настроение, под удовольствие. Редко.
— Сколько стоит бутылка хорошего вина?
— Не особо хочется раскрывать эту тему. Она мне не близка. Давайте скажу так: зависит от сортов, от вкуса. Больше люблю «Новый Свет». В ресторанах, понятно, дороже, чем по закупке. Но конкретно не отвечу по ценам.
***
— Сегодня вы вместе с Быстровым, Билялетдиновым, Пименовым и Филимоновым играли с детьми в Екатеринбурге в рамках проекта по поддержке будущих футболистов. И мне показалось, действовали азартнее других ветеранов. Сами обратили на это внимание?
— Наверное, вам показалось со стороны. Мы все любим то, чем мы занимаемся. И хочется побольше показать ребятам, чтобы они получили удовольствие. Возиться с мячом — это наша игра. Всегда играем в комбинационный футбол. Обыграть, показать детям какие-то финты, движения — это наша миссия.
— Разговаривал с Аршавиным. Он рассказал, что в его детстве, когда Андрей сам занимался в секции, не было возможности поиграть со звездами. У вас такая же ситуация?
— Да, конечно. Поэтому и сказал ребятам сегодня, что это большое дело: к ним приехали игроки сборной, которые играли на чемпионатах Европы и мира. Может быть, у нас самих было бы больше мотивации, если бы к нам в детстве приезжали звезды. Но хорошо, что мы можем сделать это сейчас. Это важная задача — смотивировать детей на большие свершения в футболе.
— Если бы в детстве могли выбрать, с кем сыграть — кто бы это был из звезд того времени?
— Ух, ну тут можно сразу назвать несколько составов. В то время я хотел бы сыграть и с Роналдо «Зубастиком», и с Баджо. «Аякс» и «Милан» 90-х опять же — мы росли на их победах. И конечно, все детство — это «Спартак»: Егор Титов, Илья Цимбаларь, Андрей Тихонов.