Вратарь национальной сборной России Маринато Гилерме рассказал о том, как в Бразилии готовят молодых футболистов, где и как бразильцы оттачивают свою знаменитую технику и почему у многих талантливых игроков не получается раскрыться.
— В каком возрасте вы начали заниматься футболом?
— Где-то в 6-7 лет. Я играл сначала в мини-футбол. В 10-11 лет я вышел на поле для большого футбола.
— До какого возраста идет набор в бразильские футбольные школы?
— Нет никаких ограничений. Много зависит от желаний самого ребенка. Бразилия — футбольная страна, здесь дети рождаются с мячом в ногах. У меня есть фотография, где мне 2 или 3 года, и я уже работаю с мячом. Перед тем, как пойти в профессиональную футбольную секцию, я около пяти лет просто играл на улице.
— Насколько тяжело в Бразилии совмещать футбол с учебой?
— Это вопрос, который трудно решить во всем мире. Если ты скажешь, что одно другому не мешает — это неправда. Особенно, когда ты уже играешь в футбол на серьезном уровне, например, в молодежной команде. Тренировки проходят два раза в день. Приходится учиться вечером или ночью. Там, где я играл, была такая система: если в 13-14 лет у тебя не очень с учебой, то ты больше не играешь в матчах за команду. Это очень важно. Но очень тяжело, потому что нагрузка большая. Когда ты тренируешься утром и вечером, а потом идешь в школу и учишься там до 23:00 — это, конечно, не легко, но так и должно быть.
— В каком возрасте нужно выбирать между футболом и другой профессией?
— Я играл в футбол в удовольствие. У меня не было желания стать футболистом. Родители на меня никогда по этому вопросу не давили. Если хочешь — иди играй. Когда мне было 16 лет, меня пригласили в высший дивизион Бразилии выступать за молодежную команду. Когда я начал там играть, жил на одной базе вместе с футболистами из основной команды.
Только в этот момент я посмотрел на жизнь профессиональных футболистов, понял, насколько они известны, и что я нахожусь на определенном уровне. Я осознал, что дальше всё зависит только от меня. Если хочешь быть футболистом — у тебя всё есть, надо только бороться за свой шанс. За ту команду я играл от молодежки до основы пять лет.
Когда я дебютировал за основной состав, мне был 21 год. Нужно очень много работы и немного фарта, чтобы стать хорошим футболистом. У меня было много партнеров, которые обладали высочайшим талантом, но пошли по другому пути и не стали профессиональными игроками.
— Есть стереотип, что бразильские футболисты оттачивают свою феноменальную технику на пляжах, так ли это?
— На пляжах — нет. Больше через мини-футбол. 80 процентов футболистов национальной сборной Бразилии, как я считаю, начинали играть именно в мини-футбол. Это развивает твою технику. Мини-футбол очень быстрый. Когда ты переходишь в большой футбол, появляется преимущество в скорости и технике.
— Распространены ли в академиях тренировки на песке?
— Нет. На базе, где я тренировался, было очень много полей. Там занимались мальчишки с 12 до 18 лет. Было и поле с песком, но тренировки там проходили очень редко. На песке было много силовой работы, но ни в коем случае не работы на технику.
— Правда ли бразильские футболисты настраиваются на матчи с помощью песен и танцев?
— Ну да, в Бразилии все веселые. Обычно перед игрой играет громкая музыка, все разговаривают и смеются. У нас это часть культуры. Для меня было очень странно, когда я приехал в Россию, что в раздевалке все такие тихие. Мне было очень сложно привыкнуть к этому.
— Правда ли, что главная проблема бразильских академий — тактика?
— Да, у нас до сих пор есть проблема с тактикой. По тактической игре Европа намного впереди Бразилии. До сих пор, по моему мнению, это так. Я не скажу, что работа над этим не ведется. Не знаю, почему так, наверное, потому, что у нас много талантливых игроков, которые не работают над тактикой, верят в свою звезду. Но всё равно, если сравнивать с прошлым, стало лучше.
— Насколько в Бразилии высоки требования к результату в детском возрасте?
— Очень важно не какой ты футболист, а какой человек. Особенно сейчас. В моё время этому уделялось меньше внимания. Много талантливых игроков потеряли себя из-за слабой психологии. Для молодежной команды результат не принципиален. Сделать из футболиста личность — вот что важно.
— Много бразильских футболистов в раннем возрасте уезжают за рубеж. Преподают ли в академиях иностранные языки и культуру быта в других странах и на других континентах?
— У многих бразильских футболистов есть мечта — уехать играть в Европу. По крайней мере раньше, я не знаю как сейчас, в плане языка они были не готовы. Но они знают, что в Европе более силовой футбол, чем в Бразилии, поэтому стараются подготовиться к этому.
— Есть ли в Бразилии отдельные школы для нападающих, защитников, полузащитников, вратарей?
— Нет, но во время тренировки игроки каждого амплуа тренируются отдельно. Но специальных школ нет.