Лига чемпионов – соревнование реально сильных личностей и команд. А у «Локомотива» нет ни силы, ни личностей, ни элитарности. Он здесь будто случайно. Можно быть подбитым и разрушенным травмами, но все равно не скисать, а терпеть и отбиваться, огрызаться и давить – как вчерашний ЦСКА. А можно шататься – вот как «Локомотив» против «Шальке».
Восторг от первого гимна Лиги чемпионов за 14 лет, огненных вспышек из паровоза перед стадионом и героической музыки стихает, когда антураж праздника не дополняется антуражем футбольным. Когда игроки не комбинируют, а толкают мяч в свободное пространство. Когда свой же вратарь тянет время за пять минут до конца. Когда пропускаешь перед дополнительным временем и делаешь долгожданный рывок – но не к чужим воротам, а всего лишь развести мяч из центра.
За «Локомотив» в Лиге чемпионов уже не страшно. Страх прошел после первого гола в Стамбуле. Наступила грусть. Поэтому долгожданный турнир в Черкизово запомнится только мощным дождем, зелеными плащами или бабушкой, вяжущей красно-зеленый шарф прямо на трибуне (ее показали на большом экране дважды, трибуны весело гудели). Но не «Локомотивом».
1. У «Локо» нет креатива. Из всех доступных орудий для продвижения мяча «Локомотив» в игре с «Шальке» выбрал самый простой и нерискованный, но и самый бесполезный – выносы. Защитники пытаются развить атаку – лупят вперед. Фернандеш окружен тремя соперниками, но, уже отчаявшись, не вворчаивает в них свой дриблинг, а тоже лупит. Даже за десять минут до конца, когда надо было забивать и надавливать, Кверквелия просто выбил мяч на чужую половину. Трибуны аплодировали: из всех выносов этот был самым пушечным и отчаянным. Аплодировали еще и потому, что ничего интереснее «Локо» не создал.
2. Очарование Миранчуками тоже схлынуло. Раньше их обожали как воспитанников и провожали стоя. Теперь остались только жидкие аплодисменты. В этой атмосфере потерянносити и сумбурности братья перестали играть нестандартно, слились с общим фоном. После приема мяча думали по 5-7 секунд. И каждый раз этих секунд «Шальке» хватало, чтобы плотно закрыться.
Миранчуков оторвало от Эдера. Со Смоловым и Фарфаном (не играли из-за травм) такую мутную игру маскировали бы класс и активность форвардов. Рядом с Эдером и в Лиге чемпионов такое не работает.
3. «Локо» все еще не умеет наваливаться и ценить время. Гильерме зачем-то возился с мячом и переставлял его на точке – и так два раза. «Локо» надо было забивать, а вместо этого он терял секунды в примитивных ситуациях.
4. Лучшие игроки «Локомотива» – Игнатьев и Крыховяк. К европейскому уровню поляка мы привыкли. Он поражает выбором позиции: делает дополнительный шаг к сопернику – и все, мяч у него. Вторым лидером мог бы стать Игнатьев: подкаты, поездки по газону на спине, перехваты, ложные замахи против крайних защитников и острота, которой «Локо» недоставало в остальных линиях. Но их личные победы над «Шальке» – карликовые, не влияющие на результат. Поэтому ни Крыховяк, ни Игнатьев не герои, а просто лучшие в не лучшем «Локомотиве».
5. Семин всегда уверен в себе. Что бы ни случилось – он будет говорить, что дела наладятся. Когда весной «Локомотив» потрясывало от таяния отрыва, он всех успокаивал: этот последний шаг мы сделаем, все под контролем. Когда летом не могли забить, он снова спокойно выдыхал: всему свое время, обязательно начнем забивать.
Но вот октябрь и главный турнир сезона. «Локомотив» все так же безрезультатно мечется, а Семин уже не такой уверенный. Теперь он просто подтверждает, что во втором тайме команда двигалась хуже, чем в первом. Что не хватает Смолова, Фарфана и Рыбуса.
Одним словом – грусть.