Мы встретились с Аршаком неподалеку от знакового места для него и всех воспитанников «Локо» – интерната. На этом месте начинается история многих мальчишек: кто-то становится известным во всем мире, а у кого-то достичь вершин так и не получается. Но аура своя здесь точно есть.
– Даже не спрашивай меня о первых эмоциях, когда я здесь оказался, – смеется Аршак. – Я их просто не помню. Приехал мелкий девятилетний пацан из Сочи. Все было в новинку, глаза разбегались. Даже не помню, когда впервые увидел стадион. Скорее новые эмоции получил от множества новых друзей, которых обрел здесь. От людей вокруг.
– Тебя ведь родители привезли на просмотр?
– Да, хотя сначала я занимался большим теннисом в Сочи. Потом мы переехали в другой район, и стало далековато ездить в секцию. Перешел в футбол. Ну и попозже появилась идея попробоваться в большой команде. Родители поехали со мной в Москву, сняли здесь квартиру, оставив все, что у них было в Сочи. Сильное решение. Очень благодарен им за все, что они сделали.
– Интересно, почему же у тебя так воспоминания о футбольной жизни «подстерлись»?
– Не знаю, может быть, потому что играл не так много. Даже свой первый гол не помню. А вот все, что было вокруг футбольного поля, запомнилось, наверное, навсегда!
– Поподробнее с этого момента…
– Интернета тогда не было – все время проводили вместе. Вернее, он был – мы просто про него не знали. Многое было в новинку: школа, друзья… Снег! Четко помню, как буквально обалдел от -30 и снегопада.
– Чем занимались в интернате?
– У кого-то была приставка, еще первая PlayStation. Так к ней очереди собирались в FIFA поиграть! Да и то, старшие просили подвинуться. Мне кажется, это нормально – я не обижался. Закаляет, знаешь ли, характер. А сейчас поколение другое, конечно… Самому не хочется «ставить на место».
Раньше на месте запасного поля был небольшой лесок и пейнтбольная площадка. Помню, валялась куча покрышек, а среди них шарики с краской. Ну, ты понимаешь, чем мы занимались! Любили в казаков-разбойников поиграть. Обычные подростковые развлечения в отсутствии современных технологий.
– Твой самый безумный поступок в интернатовской жизни?
– Да много всего интересного было. Устраивали «потасовки» между этажами. Такие своеобразные «баттлы». В шутку, конечно, по-дружески выясняли, чей этаж круче. Помню еще играли в прятки над кабинетом директора Академии и заигрались немного. Каким-то чудом избежали отчисления.
– Три года назад ты стал лучшим игроком месяца в «Локомотиве», выступая за молодежный состав.
– Да, у меня до сих пор памятная фотография хранится! Было очень приятно получить награду, это здорово настроение подняло на тот момент. Правда, мы сыграли вничью с «Амкаром» перед церемонией, поэтому радость получилась довольно сдержанной.
– Уже тогда ходили слухи, что лучший бомбардир команды и всего Первенства, уйдет в другой клуб.
– Решения не было до последнего дня контракта. Я сам решил его не продлевать, скажу честно. Дело не в финансовых аспектах, совсем нет! На тот момент я понимал, что не буду играть.
– Ты же на сборы с «основой» ездил?
– Да, с Леонидом Кучуком. Я забил три мяча на сборах, а в последнем матче – с «Лудогорцем» – не смог. Мне сказали, что звезду поймал. В итоге снова тренировался с молодежной командой: в первом круге забил 12, а во втором – один. Это к теме психологии в спорте. «Управление ожиданиями» называется. Я очень сильно загрузился по этому поводу. Было неприятно, что никто не сказал ничего. И я был неопытен: не смог себя перебороть и загнал в психологическую яму.
– Почему ты решил уехать в другую страну?
– Это было мое желание, своеобразный «гэмблинг» – игра «на удачу». Я же туда поехал не сразу контракт подписывать, а на просмотр. В итоге после месяца просмотра все сложилось удачно. Хотел пожить в Европе, испытать себя. Life experience.
– Судя по английским словечкам, проскальзывающим раз за разом в твоей речи, опыт удался?
– Английский я знал и до поездки, в школе нас хорошо учили. Всегда старался со всеми легионерами разговаривать при возможности, можешь у Ману спросить.
– Голландский тяжелый?
– Да. Но мне почему-то давался легко. Наверное, такой склад ума, «языковой». Я не учил его с репетиторами, но за 2,5 года ты впитываешь всю культуру, которая тебя окружает. Плюс когда-то изучал немецкий в школе, это помогло. Так что на первых этапах пришлось разговаривать с «рашн акцент». А недавно мне сказали, что я говорю без акцента – удивился и обрадовался.
– Что за команда «Витесс»?
– Это клуб из небольшой деревушки Арнем. Туда редко доезжают туристы, так что везде местные. Честно говоря, было немного тяжело понять их культуру – даже не могу объяснить почему. Вроде все открытые и на улицах улыбаются, а морально тяжело. Странные чувства.
– Самое яркое впечатление о стране?
– Красивая страна. Старинные маленькие домики, тюльпановые огромные поля, каналы… А зимой каналы замерзают, и люди катаются на коньках. Здорово!
– Знаменитые стереотипы про Голландию – это…
– А вот да, кстати. Все вокруг курят, все легально – ужасно непривычно. Запахи резко воспринимал, в Амстердаме вообще невозможно. Мне, кстати, столица не очень понравилась. Очень активный город, даже активнее Москвы. Машины, велосипеды, толпы людей. В первый раз ты думаешь, как бы побыстрее выбраться. С торговым центром в выходной день не сравнится!
– На Новый год зато, наверное, волшебная атмосфера?
– Да там еще больше народу на улицах! Все какие-то бомбочки, петарды швыряют, они у тебя под ногами взрываются… Наверное, повзрослел: еще взорвется что-нибудь, а у тебя тренировка через день.
– Наверное, резкое взросление произошло, когда делал предложение своей супруге?
– Это один из моментов, безусловно. Но началось все немногим раньше, когда близкие люди сказали, что нужно пересмотреть свое отношение к футболу. Раньше, бывало, и на сбор опаздывал, на теоретическое занятие – пришлось перестроиться. Но свадьба и подготовка к ней – это тоже большой этап.
– Ты довольно в юном возрасте женился. Не было мыслей – «парень, тебе еще рано»?
– Да нет, конечно! Я не такой человек. О чем думать? Если это мое, значит мое. Мы до свадьбы с Викой были вместе 2,5 года. Этот человек прошел со мной все трудности.
– Для нее переезд в Голландию наверняка тоже был непростым испытанием.
– Да, было тяжело, я это понимал. Поначалу Вика не могла там оставаться надолго из-за визового режима. Плюс у нее была учеба, но позже мы смогли перевестись на дистанционное обучение в МИИТе. Но главным образом, тяжело морально: я на базе тренируюсь, а она одна дома.
– Ты доволен этими годами в футбольном плане?
– Да, это был хороший опыт. Там совершенно другой футбол: нет команд, которые садятся в оборону и просто выносят мяч подальше от своих ворот всю игру. Мы как-то играли против любительской команды, которая собирается пару раз в неделю. Так мы ничего не могли сделать – у них мяч ходил между игроками просто шикарно. Возможно, голландские клубы в последнее время на европейской арене не блещут, но внутри страны футбол – это культура, явление. Быстрая игра «от ножа», на поле много молодежи. Там дают шанс всем воспитанникам. Если есть план «взрастить» игрока, значит, у него будет огромное количество шансов проявить себя. И так игрок прогрессирует. Но точно также много игроков не добивается ничего.
В целом, я доволен, хотя не на все сто. Конечно, хотелось бы побольше играть, но… Я не прочь был остаться в Европе, были разные предложения. Но возник вариант с «Локомотивом» – это, пожалуй, единственный клуб в России, ради которого стоило вернуться.
Полную версию интервью читайте в свежем номере журнала «Наш «Локо», который поступит в продажу в день матча с «Уралом». Купить журнал можно в клубном магазине и у распространителей на территории стадиона.