О будущем Буссуфа и Лоськова, контакте со Смородской и хирургических операциях – во второй части интервью с Миодрагом Божовичем.
«БУССУФА НЕ ПЛЕВАТЬ НА «ЛОКОМОТИВ»
— Увидим ли мы ещё на поле Ласса Диарра? Вы вообще интересовались у руководства «Локо», что с ним?
— Нет. Зачем?
— Вы серьёзно?
— Шучу, конечно. Как я мог такое не узнать?! Первое, о чём спросил руководство, — ситуация с Диарра. Это шикарный игрок. Но его невозможно дозаявить.
— А зимой?
— Далеко до зимы. Такой футболист никогда не помешает.
— Не думали поговорить с ним лично, спросить: «Ласс, ты вообще играть-то за «Локо» хочешь»?
— Думал. Но решил не делать этого, когда понял, что мы всё равно его не заявим. Есть ли у меня надежда, что Ласс ещё сыграет за «Локомотив»? Да. Она, как известно, умирает последней. Крест на Диарра я не ставил.
— Буссуфа вам нужен? Болельщикам вот нет.
— Естественно, я на него рассчитываю. Не думаю, что ему плевать на «Локо». Иначе Мубарак бы сейчас не играл за команду.
— Он и не хотел. Просто его продать не смогли.
— Когда у тренера с игроком конфликт, кто-то должен уйти. Иначе никак. Потому и тема с Буссуфа уже закрыта.
— У вас были такие истории? Когда нужно было уйти? Или, наоборот, прощались с футболистом?
— К счастью, нет. Но вообще невозможно работать в коллективе, где открытый конфликт. Потому что рано или поздно он разгорится вновь. Хорошо, если у тебя такой авторитет, как у Фергюсона. И при любом недовольстве ты просто говоришь футболисту: «До свидания!». Даже если это Бекхэм.Тренер как хирург. При возникновении конфликта должен вырезать определённую часть тела команды. Или себя, или игрока. Но я сам уходил по другим причинам. В основном из-за разногласий с руководством.
— Так это же классика для «Локо». Вы как человек, который боится высоты, зачем-то забравшийся на крышу самого высокого здания в городе.
— «Локо» – отличное место для работы. Тут в меня верят. Я очень хорошо знаю Билича, у него сейчас всё отлично. Но есть совместимость команды и тренера. И «Локо» заслуживает больших результатов. Просто нужен «свой», подходящий специалист. Очень надеюсь, что им стану я.
«СРАБОТАЕМСЯ СО СМОРОДСКОЙ. ЕСЛИ БУДЕТ РЕЗУЛЬТАТ…»
— Сколько длилась ваша первая беседа со Смородской?
— Полчаса. Но я бы не хотел говорить о президенте клуба. Это не в моих правилах. Как и публично обсуждать футболистов. Вы никогда не услышите от меня: «Вот этот сыграл ужасно, а этот круто!».
— Ну, Дзюбу вы хвалили.
— Уже после ухода из «Ростова».
— Сработаетесь со Смородской?
— Если будет результат. А если нет… Совершенно нормальная ситуация.
— Вам когда-нибудь президент диктовал состав на матч?
— Нет.
— Нет или вы отказывались?
— Первый вариант. Валерий Чупраков желал перед игрой команде удачи. А после говорил, какие положены премиальные. Всё. Никакого давления. Как и в «Ростове».
— Смородская не такая.
— Вы знаете, что она диктовала состав?
— Бывшие тренеры об этом говорили. Как минимум намекали.
— Очень плохо, когда после увольнения рассказывают какие-то вещи. Если тебя что-то беспокоит – говори во время работы. Высказывай претензии. Зачем критиковать постфактум?
— Потому что обида накопилась. А контракт не позволял высказывать её публично.
— Да какая обида… Тренер всегда виноват сам. Уж поверьте. Команда играет плохо – значит ты её плохо тренируешь. О'кей, бывают президенты, которые говорят: «Сегодня должен играть этот футболист». Ну, хорошо, а зачем тогда при таком президенте вообще тренер?
«ДУМАЕТЕ, ДЗЮБА БЕГАЕТ ПО ПОЛЮ И СМЕЕТСЯ?»
— Сменим тему: тут Артём Дзюба в смс написал вопрос для вас. «Кто самый сильный и самый весёлый футболист, которого вы тренировали»?
— Дзюба? Сам пишет? Ну-ка покажите… А, о'кей, вижу! Самый весёлый – конечно же он!
— А кто лучший? Это опять же вопрос от Дзюбы.
— Дзюба — один из трёх.
— Остальные? Самедов, Тарасов, Шешуков?
— Пусть это останется моим секретом.
— Вернёмся к чувству юмора Дзюбы. Вспомните какой-нибудь весёлый случай, связанный с Артёмом.
— Помню, один раз я хотел сделать замену, 86-я минута. Менять я думал вовсе не Дзюбу. Но Артём решил, что именно его собираются снимать с игры. Так вот, специально убежал на бровку и показывает жестами: «Нет-нет, не убирай меня с поля»! Крутил указательным пальцем из стороны в сторону.
— Не думали попросить Смородскую купить вам Дзюбу?
— У него контракт со «Спартаком».
— Любой контракт можно разорвать.
— Он заканчивается в июне.
— То есть бесплатно возьмёте?
— Я этого не говорил. Но Дзюба – отличный игрок.
— Слышали историю, что Фабио Капелло невзлюбил Артёма именно потому, что он слишком весёлый? А итальянец не в восторге от чересчур позитивного поведения на тренировках.
— Не верю в это. Уверен, Капелло не взял Артёма в Бразилию исключительно по футбольным причинам.
— Но у вас не было ситуации, когда Дзюба уж слишком много шутил и вы говорили: «Тём, завязывай, работать-то будешь?!».
— А вы думаете, он бежит по полю и смеётся?
— Бывало и такое. Кстати, вы «топ-тренер», по мнению Дзюбы. Снова закидывает смсками.
— Скажите ему, пусть перестанет (смеётся). Увидимся с ним через два месяца. Дзюба – победитель, всегда хочет выиграть, ведёт за собой команду. Не надо думать, что Артём всегда улыбается и прикалывается. Он работает невероятно усердно. Дзюба мне ещё в «Томи» очень понравился.
— В матче Россия – Молдавия Артём пробил пенальти, хотя изначально Игнашевич должен был исполнять 11-метровый. В «Ростове» вы его назначили штатным исполнителем пенальти?
— Он сам себя назначал! Собственно, я хотел, чтобы Дзюба бил пенальти. Но именно во время матчей Артём всегда чувствовал уверенность. Говорил: «Всё, ребят, буду бить я». Пенальти вообще забивают головой. А не ногами.
Есть миллион футболистов, которые идеально реализуют 11-метровые на тренировках. Но в матчах вечно мажут. Потому что это вопрос морального состояния. Не мастерства.
— Капелло говорил, что вызвал Дзюбу в сборную, потому что тот сбросил вес. Артём опровергает эту версию. В «Ростове» у него были проблемы с весом?
— Нет. Никогда.
«НУЖНЫ ЛИ МНЕ САПАТЕР, ОБИННА, БИЛЯЛЕТДИНОВ? АГА, А ЕЩЕ ЛОСЬКОВ И ЕВСЕЕВ …»
— Очень много вопросов от читателей: вы работали с Логашовым и Беляевым (оба сейчас травмированы), знаете их потенциал. Готовы ли они конкурировать с игроками основы? (Илья Мищенко)
— Если я отвечу утвердительно, а через полгода они не будут попадать в основу, мне это припомнят. «Врали, значит, тогда в интервью?!». Скажу, что не готовы – ребята обидятся. Ну и как быть?
— Отвечать честно.
— Тогда готовы. Беляев неплохо проявил себя в «Ростове». Но после ухода от нас вообще исчез… А теперь, к сожалению, серьёзно травмирован. Логашов и вовсе был лучшим защитником «Ростова». Даже в центре обороны при необходимости качественно работал.
— Уместно ли сделать сравнение между Ананидзе и Миранчуком? Кто из этих молодых футболистов креативнее и потенциально талантливее? (Александр Троцкий)
— Оба безумно одарённые ребята. Жано себя уже проявил на самом высоком уровне. Лёше не хватает игровой практики. Но он показывает огромный талант. Я до сих пор в восторге от гола Миранчука «Кубани», когда он подсёк мяч. Это гол топ-футболиста. Если будет возможность, Алексей получит больше времени. Сейчас он немножко слабоват физически. На поле нужно биться как мужик. Миранчуку бы терпения и «обрасти мясом». Вообще я вижу его в перспективе как ведущего игрока «Локо».
— Вас не поразило, как Джано отказался лететь на кубковый матч?
— Думаю, в «Спартаке» он разочарован тем, что мало играет. Но, разумеется, это не причина бойкотировать игру. Я удивлён поведением Ананидзе.
— Сразу два вопроса про Сычёва: планируете ли вы посмотреть в деле Дмитрия Сычёва, у которого продолжает действовать контракт с клубом? (Илья Крохин) Не кажется ли вам, что Дмитрий Сычёв своей игрой несколько заблудился в этой жизни? Готовы ли вы ему подарить компас жизни или хотя бы атлас? (Святослав Викторович).
— Сычёв был очень хорошим нападающим. Но он давно не играл на серьёзном уровне. В той же «Волге» не отличился ни разу. Да, нынче такое время, когда форварды в России не забивают и при этом обижаются: «Ты почему меня в состав не ставишь»? Так или иначе я не знаю, где Дмитрий сейчас.
— То есть Сычёв вам не нужен?
— Кто я такой, чтобы так говорить? Сычёв – легенда «Локо». В отличие от меня. Но тренироваться с основой Сычёв не будет.
— Планируете ли вы использовать Сапатера и Обинну? (Роман Кляузов)
— И Лоськова, ага. А ещё приглашу Евсеева. Такой игрок, как Дмитрий, нам нужен. Плюс проблема с опорником. В этой роли вижу Вадима. И тогда у нас будет шикарная команда!
— Шутки шутками, но Сапатер с Обинной хоть помоложе.
— Зато Лоськов с Евсеевым лучше.
— Невостребованным в «Спартаке» остаётся Динияр Билялетдинов, бывший капитаном в нашем клубе. Может, имеет смысл дать ему шанс? (Висмар)
— Ну, ещё Маминов есть… У нас же проблема в центральной зоне.
— А если серьёзно?
— С тех пор как он вернулся из АПЛ, прежнего Билялетдинова мы не видели. Вот и весь ответ.
— Будут ли трансферы в зимнее трансферное именно по вашей просьбе? (Юра Андреев)
— Хотите сказать, я не буду иметь отношения к трансферам? Разумеется, собираюсь контролировать покупки новичков!
Тут весь вопрос в деньгах. Когда они есть – найти футболиста не самая большая проблема. И лучше приобрести одного сильного игрока, чем трёх средних.
— Как оцениваете готовность ближайшего резерва из молодёжного состава, будут ли привлекаться ещё игроки кроме Миранчука в основной состав команды? (Андрей Полубояринов). Кроме того, много вопросов по Коряну.
— Его возможности я пока не знаю. В деле не видел. Но те, кто думает, что у них есть талант, получат шанс в основном составе. Болельщики просят выпустить Коряна вместо Самедова? Почему нет?
Все фанаты, которые смотрят футбол, часто не понимают одну вещь: для тренера важнее всего, чтобы играли лучшие. А они определяются на тренировках. Ни один специалист не выпустит тех, кто слабее.
А игрок должен работать на себя. Не ради тренера. Я всегда говорю подопечным: «Ты не играешь в данный момент. Не вечно. Шанс всегда будет». Помню, меня один тренер из Черногории не видел в составе. Предлагал: «Уходи в аренду, я тебя не вижу». А я ему отвечаю: «Хочу остаться, вы меня увидите». Через полгода я был основным игроком клуба и молодёжной сборной.
«БЕЛОУС САМ ХОТЕЛ БЫТЬ ТРЕНЕРОМ. ЗАЧЕМ ТОГДА Я НУЖЕН?»
— Когда Шикунов уговаривал вас полдня остаться в «Ростове», уже знали о предложении «Локо»?
— Нет. Я читал в прессе об интересе ко мне. Но там было столько фамилий… Каждый день новый кандидат. А конкретно из «Локо» тогда на меня не выходили.
— А кто в итоге связался? Смородская? Артёмов?
— Позвонил Кирилл, сказал о заинтересованности.
— Котов?
— Да. Через три дня после ухода из «Ростова» поступило предложение от «Локомотива». А Артёмов… Думаете, я каждый день, что ли, с ним общаюсь? Да, я товарищ с Олегом, давно его знаю. Но что такого? Не понимаю, почему это так страшно.
— Вам когда-нибудь предлагали возглавить «Спартак»? (Asp1rin)
— Нет. Может, я и был в шорт-листе. Когда шло обсуждение в руководстве «Спартака» – не исключено, кто-то называл мою фамилию. Но не более того. Никаких предложений не было.
— В каком клубе вы провели лучшее время за всю свою карьеру? (Данил, Самара)
— В «Ростове», «Москве» и «Амкаре». В этих клубах было очень хорошо. Помню, «Москва» шла на втором месте за три тура до конца. И тут этот злосчастный матч с «Кубанью»… Вели 2:0, потом за 10 минут стало 2:3, сравняли, в концовке Вукич в пустые ворота забить не мог… Очень было обидно.
Уже потом, на сборе в Турции, мы знали, что команду расформируют. Каждый день кто-то покидал «Москву». Смотрим, к гостинице подъезжает машина. И забирает очередного футболиста… А похож он был на живого трупа. Потому что все очень переживали, огорчались, что приходится уходить в таких обстоятельствах. Когда клуб умирал.
— Есть версия, что потому команда и провалила концовку: у большинства лидеров уже были предложения от топ-команд. И настроя на последние туры не хватило.
— Сомневаюсь. Больше мешали слухи, что клуб закрывается. А так все бились. Я тогда думал: «Ну как команда может прекратить существование? Она же «Москва» называется!».
— Правда, что на том самом сборе был матч действующих игроков «Москвы» против тех, кто уходил в «Аланию»?
— Отчасти. Мы просто в шутку во время двусторонки назвали так одну из команд. Зная, что «Алания» займёт наше место. Кто выиграл? «Москва», разумеется!
— Миодраг, почему же всё-таки покинули «Амкар»? (Вячеслав Чирков)
— В турнире «второй восьмёрки» мы тогда набрали больше всех очков. В таблице уступили только «Кубани». А контракт заканчивался через полгода. Я ждал, что руководство предложит новый, трёхлетний. Покажет, что я нужен. Ничего. Тишина. И тут – предложение из «Ростова». Я и согласился.
— Белоус рассказывал, что вы могли возглавить «Ростов» ещё раньше, но там какая-то тёмная история, когда у вас чуть ли не паспорт украли…
— Бред. Никто никакой паспорт не крал. Это Белоус всё выдумал. На самом деле было так: в «Ростов» меня приглашал Шикунов. Но на финальной стадии переговоров его поменяли, и в клуб пришёл Белоус. Он тоже сказал, что хочет подписать со мной контракт.
Я прилетаю в Москву. Сажусь с ним общаться. И тут он достаёт две бумажки, на которых показано, какие игроки должны играть за «Ростов». Кого купим. По какой схеме будем выступать. В общем, я понял: тренер здесь не нужен.
Тот случай, когда руководитель хочет быть ещё и наставником. Ну и зачем мне работать в таких условиях? Потому я сам забрал паспорт и тут же улетел обратно в Черногорию.
«ВЕРЮ, ЧТО СБОРНАЯ РОССИИ ВЫИГРАЕТ ЧМ-2018»
— Вы хорошо разговариваете по-русски. Изучали самостоятельно или нанимали репетитора? И согласны ли с тем, что русский язык сложный? (Вячеслав Чирков)
— В школе осваивал. Мы все учили русский в Черногории. Конечно, когда приехал в Россию впервые, многое уже подзабыл. Но постепенно вспомнил. Вообще я убеждён, что тренер, работающий за границей, должен знать язык.
Русский очень сложный. Но я смотрю фильмы, сериалы на вашем языке, нет проблем.
— Миодраг, как вы относитесь к возвращению в команду тренера по физподготовке секс-символа «Локо» Марии Буровой? (Владимир Литвинов)
— Секс-символа? Я её не видел в Баковке…
— Женщины и футбол вообще совместимы?
— Женщины везде. Чем отличается футбол?
— Мужская игра.
— Так иногда похож на женскую. Немало футболистов играют как девушки, ведут себя как девушки.
— Вы за собой следите, работаете в тренажёрке, чтобы хорошо чувствовать или чтобы девушкам нравиться?
— Да вы что, я старый уже для женского пола… Просто привык следить за физическим состоянием. Я просто не могу не бегать, плавать, гулять… Мне это нужно.
— Вы были женаты, сейчас разведены. Планы новой семьёй обзавестись есть?
— Отвечу так: был женат, не понравилось (улыбается)…
— В 2008 году вы сказали, что считаете себя самым высоким тренером, потому что не встречали коллег выше вас. Спустя шесть лет что-то изменилось? (Вячеслав Чирков)
— Ну, у меня спина побаливает в последнее время… Так что я всё ближе и ближе к земле (смеётся).
— Александр Бубнов как-то предположил, что вы могли бы стать тренером сборной России. Что бы вы ответили на это предложение заслуженного специалиста? Такое предложение дорогого стоит, если учесть, как низко Александр Викторович оценивает российский футбол в целом и отдельных тренеров, например Слуцкого, в частности. (Святослав Викторович).
— Сразу видно, понимает человек в футболе! (Смеётся.) Я Бубнова знаю лично. Что сказать… Очень искренний, прямой мужик. Всегда говорит то, что думает. Это хорошо. Но не в футболе.
— Миодраг, вы провели в России немало лет. Какой город, не считая тех, в которых вы работали (Москва, Пермь, Ростов-на-Дону), вам понравился и запомнился больше всех (uxfxtx51)?
— Екатеринбург. Понятно, что Санкт-Петербург прекрасен, но я это всегда знал. Культурная столица, все дела. А вот из не таких известных городов Екатеринбург мне понравился больше всего. Очень красивые там места. Особенно Храм-на-Крови.
— Верите, что сборная России выиграет чемпионат мира в 2018-м?
— Да. Если будет сборная выступать в Премьер-Лиге, как об этом говорят в РФС (улыбается). А что, не пройдёт идея? Я думал, всё серьёзно… Но почему бы не выиграть чемпионат в 2018-м? Нет предпосылок? Прекратите. Никто не знает, что будет через четыре года.
Тем более сейчас в России появляются отличные стадионы. Это положительно повлияет на уровень чемпионата, а следовательно, футболистов. В общем, у России всё будет в порядке.
— Напоследок очень серьёзный вопрос: каким образом вы планируете вернуть болельщиков на трибуны? Ответ «хорошей игрой» не подходит, потому что есть много чего помимо этого, что влияет на посещаемость, как-то открытость клуба, общение команды с фанатами, условия на стадионе, участие болельщиков в жизни клуба, их востребованность. (Висмар)
— Я всегда готов встретиться с болельщиками. И против открытых тренировок тоже ничего не имею. Главное, чтобы во время них не было никаких провокаций. Это уже политика внутри футбола.
А так я за общение, контакт с болельщиками. Пусть приходят к нам, говорят.