Божович: контракт с «Локомотивом» не читал
О контракте с «Локо», несостоявшейся драке с фанатами и желании играть в атакующий футбол – в интервью с Миодрагом Божовичем.
Когда мы поднимались с Божовичем в лифте на третий этаж офисного здания, где расположена редакция «Чемпионата», Миодраг признался, что у него немного болит спина, так как перед поездкой к нам он занимался в тренажёрном зале. «Но я не на тренажёрах работал, как игроки. Я бегал. Тоже хочу выглядеть красивым», — улыбнулся тренер «Локомотива».
Беседа прошла довольно живо и безо всякого напряжения. Хотя порой Миодраг был очень серьёзным. Причём иногда даже шутил без всякого намёка на улыбку.
Мы договаривались управиться с вопросами за час – дело растянулось почти на два. А начали с самой актуальной темы – сборной России, которая неудачно сыграла с молдаванами.
— Негатива сейчас идёт очень много, но ведь сыграны всего три матча, — заявил Миодраг. — Вся борьба впереди, и шансы на выход из группы никуда не делись.
Вам не кажется, что с Фабио Капелло мы уже зашли в тупики будущего просто нет?
Вспомните, какие разговоры были год назад: «Если поедем в Бразилию – это будет огромным успехом!» На мундиаль поехали? Поехали. Значит, это уже успех. Ну а то, что сыграли неудачно… Бельгийцам просто повезло – в качестве футбола вы им не уступили. А Алжир вообще стал одним из главных сюрпризов всего турнира. Капелло пытается искать молодых игроков, пробует двигаться вперёд. Менять команду всегда непросто.
— Вам не кажется, что сборной России не хватает раскованности – элемента, присущего вашим командам? Ощущение, что в национальной команде у нас все боятся Капелло и резко превращаются в роботов.
— Кого они боятся? Капелло? Это всё отмазки игроков. Боятся они! Ха-ха! А кто женат – своей супруги не боится? Если что-то не так, выйдите и скажите: «Да, сыграли плохо. Бывает. В следующий раз сыграем лучше». А дисциплина должна быть всегда. Тем более что они собираются на два-три дня или в лучшем случае на неделю. Понятно, что всем нравится, когда тренер шутит. Живой пример сейчас сидит напротив вас. Я один раз пошутил про сексуальный футбол, так теперь все ассоциируют меня исключительно с той историей! Хотя я не могу сказать, что постоянно шучу про секс.
— Так что насчёт Капелло?
— Аппетит приходит во время еды. Когда всё хорошо – вы полны оптимизма. Но как только начались неудачи – всё, караул! Я хорошо помню, как я работал в «Москве». Меня тогда пригласили на телевидение и сказали: «Вот было бы здорово, если бы вы возглавили сборную!» А когда проработал два месяца в «Динамо», прочитал в прессе: «Да этот Божович ни черта не соображает!» Два-три месяца прошло!
— Сейчас вы можете себя представить у руля сборной России?
— Нет, потому что сейчас я тренирую «Локомотив».
— А в перспективе?
— Для тренера нет такого понятия – в перспективе. Тренер – это всегда «сегодня» и «следующая игра». Не больше.
«КУЧУК? СЧИТАЮ, ТРЕНЕР ДОЛЖЕН УХОДИТЬ САМ, БЕЗ СКАНДАЛОВ»
— Хотелось бы узнать, какой микроклимат в команде. И кого из вратарей будете выбирать в качестве основного? (Тима Никоров)
— Атмосфера нормальная. Многие преувеличивают, когда говорят, что Леонид Кучук был излишне строг и требователен. Что касается вратаря, то это очень трудный вопрос. Абаев и Гильерме – очень качественные голкиперы. Если судить по качеству игры, то они очень похожи.
— Кучук давал играть и тому, и другому.
— Вы же понимаете, что иногда возникают проблемы с лимитом на легионеров. Я тоже не люблю часто менять игроков. Считаю, что для того, чтобы футболист находился в тонусе, он должен сыграть четыре-пять матчей. Выпускать кого-то постоянно на тайм или на несколько минут не очень хорошо.
— Как вы относитесь к ситуации по поводу увольнения Леонида Кучукаи почему, на ваш взгляд, вместо него выбрали именно вас? (Алексей Банников)
— Считаю, тренер должен уходить сам, без скандалов. Понятно, что у всех этот процесс происходит по-разному. Но запомните: когда тренер подписывает контракт, он всегда делает первый шаг к увольнению.
— То есть вы свой первый шаг уже сделали?
— Конечно. Причём много раз. Такова доля тренера. Почему вместо Кучука выбрали меня? Наверное, потому что я долго работаю в России, владею языком и очень хорошо знаю команду. Наконец, клубы, с которыми я работал, играли в качественный футбол.
— Многие говорят, что во многом выбор в пользу вас был сделан из-за того, что вы уже работали с некоторыми футболистами, которые сейчас играют в «Локо», а также хорошо знакомы с агентом Артёмовым, курирующим многих «железнодорожников».
— Самедова, Шешукова и Тарасова я действительно хорошо знаю. Артёмов? Надо спросить у игроков, почему они подписывают контракты именно с этим агентом. У меня с Артёмовым контракта нет.
— Кстати, у вас в контракте действительно не прописана сумма отступных?
— А я его не читал. Только подписал.
— Почему?
— (Улыбается.) Зрение плохое.
— А зарплату свою знаете?
— О, это знаю! (Общий смех.) На самом деле, я не ради денег пришёл работать в „Локомотив“. Не преувеличивайте их значение в моей жизни.
— Какую цель ставит перед вами руководство «Локомотива» в этом сезоне? Может, больше внимания стоит уделить Кубку страны, так как на прямое попадание в еврокубки рассчитывать не приходится? (Виталий Швец)
— Про первое место разговора не было. Думаю, попадание в Лигу Европы станет для нас успешным результатом. То есть пятое место. Кубок России? Я бы не стал называть себя кубковым тренером – с «Амкаром» мы стали четвёртыми, а с «Москвой» — шестыми, хотя долго шли в лидерах. Но Кубок хорош тем, что это самый короткий путь в еврокубки. Странно, что в прошлом году все топ-клубы снисходительно отнеслись к этому турниру.
— Вы осознаёте, что пришли в «Локо» ровно на один сезон, если не меньше? (Павел Гаврилов)
— Хороший вопрос. Но я, естественно, этого не осознаю – ни в одну команду не приходил с подобными мыслями.
— Вопрос больше не про вас, а про руководство «Локомотива». Когда подписывали контракт, который не читали, держали это в уме?
— Не задумывался об этом. Разумеется, я рассчитываю проработать больше года.
— Вы готовы работать в клубе до конца своей тренерской карьеры? (Алексей Копер)
— (Смеётся.) Интересный перепад настроения в вопросах! Начнём с того, что я не думаю, что готов жить в России до конца жизни. Родная земля всегда тянет обратно. Я хочу жить в Черногории – в красивой стране с хорошим морем и прекрасными условиями для жизни. А Москва для меня – что-то очень-очень большое!
— Речь идёт не о конце жизни, а о тренерской карьере.
— Я вряд ли буду долго тренировать. Когда тебе за 60, а в подчинении 20-летние ребята, взаимопонимание вы не найдёте. Алекс Фергюсон, на мой взгляд, потому и закончил. Он своё поколение вырастил, и как только закончили они, ушёл и сам тренер. Великий человек!
— Сколько вам понадобится времени на то, чтобы наладить игру во всех линиях? (Коля Широков)
— В «Локомотиве» не так всё плохо, чтобы тренеру понадобилось много времени. Команда играет, когда есть хорошая атмосфера.
— Тогда можно позвать хорошего психолога, который наладит атмосферу. И что, команда заиграет?
— У меня был психолог в «Амкаре». Он приехал, чтобы помочь футболистам, а в итоге футболисты помогали ему (смеётся).
— Хорошо, тогда сколько вам нужно времени, чтобы наладить атмосферу в «Локо»?
— В российских грандах тренер не может сказать: «Мне нужно время». Каждый клуб хочет всё здесь и сейчас, а ещё лучше – вчера!
«ТИКИ-ТАКА» УЖЕ НАДОЕЛА – МОЯ ЛЮБИМАЯ СХЕМА – 4-3-3»
— Ваши прошлые команды, такие как «Москва» и «Амкар», отличала крепкая оборона. В «Локомотиве» вы продолжите работать в этом же векторе или выберете другой путь?
— Вся команда и обороняется, и атакует. «Локомотив» пропустил 8 мячей, но и забил не много. Вот здесь заключается проблема. А тренировать «Локо» и играть вторым номером – не думаю, что это удачная идея. Будем стараться больше атаковать.
— Вы согласны с Фабио Капелло, который сказал, что атакующий футбол умер, а современный футбол упёрся в схему 9-1?
— Не согласен. Даже если он прав, я не хочу с этим соглашаться. Болельщики приходят на стадион, чтобы смотреть на голы. Всегда лучше закончить 4:4, чем 0:0.
— Главной проблемой «Локомотива» прошлого сезона считалось отсутствие разнообразия в схеме игры и неумение играть в позиционный футбол. Сколько схем вы хотели бы иметь на вооружении и какой стиль футбола вам импонирует больше остальных? (Висмар)
— Мне нравился футбол «Барселоны» при Гвардиоле. Но «тики-така» уже надоела. Вот если бы её ускорить, было бы здорово. А так моя любимая схема – 4-3-3, а когда начинал в Сербии, мы вообще использовали 3-4-3! Но команда всегда должна уметь перестраиваться. Например, с «Амкаром» мы играли 4-4-2. То же самое было и в «Москве», причём двух форвардов у нас играли Якубко и Бракамонте, хотя все говорили, что это невозможно. Не стоит забывать, что всё зависит от имеющихся исполнителей. Если используешь 4-4-2, то сзади обязательно должны оставаться два опорных полузащитника очень хорошего качества, умеющих отрабатывать в обороне и отбирать мячи. Желательно, чтобы один из них ещё и умел выходить вперёд.
— Собственно, вы сейчас назвали одну из главных проблемных зон «Локомотива».
— Да, Тарасов недавно перенёс операцию и в этом году уже точно не сыграет. Очень жаль. Вспомните, как он играл в прошлом сезоне – убеждён, он достоин сборной России! И нам его очень не хватает, это абсолютная правда.
«БОЛЕЛЬЩИКИ «ДИНАМО» ПОСТОЯННО СКАНДИРОВАЛИ: «КОБЕЛЕВ!» НО ПРИ ЧЁМ ТУТ Я?!»
— Вы уже говорили, что нет разницы, с каким счётом проиграть – 0:2 или 0:3. Но в этом сезоне получилось так, что вы с «Ростовом» эту разницу ощутили сполна: 3:7 от «Динамо», 0:6 от ЦСКА, 0:5 от «Зенита»…
— В прошлом году «Ростов» выиграл Кубок России, и все подумали, что клуб выйдет на новый уровень. Но сделать шаг вперёд не получилось, и это стало огромным разочарованием. Огорчились все – и это реально стало одной из причин. Вторая причина… Нет, лучше я оставлю это без комментариев.
— Деньги?
— Нет, они никогда не играют главную роль.
— Отсутствие Дзюбы?
— Тоже нет. Причина в другом, но я не хочу об этом говорить. Не могу.
— Не боитесь ли вы, что после не самого успешного опыта в «Динамо» в случае неудачи в ещё одном большом клубе, как «Локомотив», вас будут рассматривать как тренера только для команд, идущих внизу или в середине чемпионата России? (Александр Троцкий)
— А меня и сейчас рассматривают как такого тренера. Сейчас жизнь вообще интересная. О футболе может рассуждать кто угодно, даже какая-нибудь бабушка из Иркутска! Но в футболе нет тренеров, которые бы успешно работали везде. Может, у меня не получится в «Локомотиве», а получится в другом клубе, кто знает? Если бы я не верил в себя, я бы не пошёл в «Локо». То же самое было и с «Динамо» — я бы не возглавил клуб просто так. Да, мы заняли седьмое место, но очень много матчей завершили вничью. Одержали бы на две победы больше, оказались бы пятыми – это Кубок УЕФА. Но негативный настрой, который был тогда в «Динамо», повлиял на болельщиков. Я этого не понимал тогда, не понимаю и сейчас. С трибун постоянно неслось: «Кобелев! Кобелев!» 15 минут прошло с момента начала первого матча, когда я был у руля команды, а уже это кричали.
— Кобелев для «Динамо» — фигура значимая.
— Я это понимаю! Знаю, что он сам играл за «Динамо», но при чём тут я? Я же не стоял за скамейкой, когда он тренировал клуб, и не шептал руководству: «Убирайте-убирайте его, я буду тренировать!» Тренер – фигура непостоянная. Начинаешь работать – все довольны. А через два месяца понеслось: «Уходи! Увольняйте его!» Приходит следующий, все кричат: «Браво, браво!» А через полгода: «Убирайте и этого! Надоел!»
— В таком случае вы выбрали не самое удачное место работы. На первом матче болельщики «Локо» наверняка будут кричать: «Кучук! Кучук!»
— Ничего страшного.
— Но вы сами сказали, что вам было сложно, когда скандировали: «Кобелев! Кобелев!» Сейчас будет то же самое.
— Давайте так. Я буду работать, а болельщики пусть кричат, всё что хотят. Это не проблема. Болельщики, они ведь только в Англии настоящие – клуб вылетает во вторую лигу, а они им аплодируют, потому что понимают, что игроки оставили на поле все силы.
— А в России они ненастоящие?
— Здесь другой менталитет. Когда всё хорошо, тогда и у болельщиков всё хорошо. Когда плохо…
— Отворачиваются?
— Нет. Звучит кое-что с матом (смеётся). Но вообще, когда всё хорошо, поддержка ведь не требуется. Это и в футболе, и в жизни. А когда плохо, нужны все: и друзья, и семья…
— А в Черногории не так?
— Так-так, всё то же самое. Вот на Кипре болельщики ждали команду после матча, чтобы подраться! Серьёзно, стоят 200-300 фанатов и ждут команду! Футболисты долго оставались на стадионе, боялись уехать. Ещё бы, если поймают – мало точно не покажется.
— Вам не угрожали?
— Угрожали, но меня подставили.
— Расскажите.
— Мой хороший товарищ, с которым я ещё играл вместе, стал президентом одного из клуба и взял меня тренером. Но когда захотел убрать, не знал, как это сделать, и попросил фанатов. Тех собралось человек сто, понеслись оскорбления. Но я поступил как мужик и вышел к ним.
— Не ударили?
— А я ведь ничего плохого не совершил. Спросил у них: «Хотите, чтобы ушёл?» Они: «Да-да!» Нет проблем, я уехал. В Турции, кстати, тоже весело с болельщиками. Хиддинка, по-моему, однажды в затонированном автомобиле с сопровождением увозили. Сложно работать в таких странах, конечно. Но зато если твоя команда что-то выиграла, ух, что там творится! Ты сразу король! (Смеётся).
Во второй части интервью, которая будет опубликована в среду, вы сможете узнать ответы Божовича на многие другие вопросы. Например,:
— планирует ли он привлекать к тренировкам Дмитрия Сычёва,
— рассчитывает ли на Сапатера и Обинну,
— кто талантливей – Алексей Миранчук или Джано Ананидзе,
— входит ли Артём Дзюба в тройку его любимых игроков,
— как он относится к комплиментам Александра Бубнова в свой адрес,
— место ли женщинам в футболе,
— как Миодраг после развода с женой оценивает свой нынешний семейный статус.
Беседовали Михаил Тяпков, Никита Кузин, Галина Козлова, Леонид Волотко, Антон Матвеев, Иван Карпов, Олег Лысенко и Денис Целых