Сборной грозит дефицит сильных россиян.
Я уже делал большой материал, почему не считаю лимит злом. Более того — почему в нынешней парадигме российского футбола от него есть польза. Главные тезисы:
1) Лимит — не причина, а следствие проблем в нашем футболе. Он лишь нормирует рынок, который не подчиняется адекватным законам, и защищает внутренние активы (воспитанников и академии).
2) Если рынок не подчиняется адекватным законам (большинство клубов бьются не за прибыль и заработки, а за то, чтобы не слишком сильно просадить чужие безвозмездные субсидии), следовательно, и механизмы настоящей конкуренции перестают работать. То есть уже нельзя просто выпустить молодого биться за свое место, как это происходит в других странах Европы.
Для здоровой конкуренции банально нет ни материальной базы, ни возможности и желания ее создавать. Опять же — потому что деньги в клубы сами приходят из госбюджета. За вычетом Москвы, Питера и Краснодара условия в академиях слабые, это касается количества лицензированных тренеров, полноразмерных манежей, продвинутых специалистов (врачей, физиотерапевтов и психологов) и многого другого.
3) Нездоровость рынка порождает различные аномалии: вроде грузинских агентов, выводящих клубы из ФНЛ и влияющих на трансферы; менеджеров, которые без каких-либо успехов кочуют из одного клуба в другой или просто дебютируют в новой профессии сразу с топ-команды; полный пофигизм в отношении академий в регионах — потенциальное финансирование уходит на комиссионные и прочие лишние затраты. Это тоже не идет на пользу появлению крутых молодых.
4) Разговоры о том, что Аршавин и его поколение Евро-2008 прокачались без лимита — пустословие. Оно прокачалось без дорогих легионеров и больших стабильных трат клубов на трансферы — те же питерцы выбили из состава средних чехов и словаков. Что было бы, появись молодые Быстров, Кержаков, Денисов во времена Халка, Данни, Витселя, угадать сложно. Но точно было бы не так весело.
5) Зарплаты повышаются далеко не только из-за лимита (не в первую очередь точно), а из-за возможности хорошо платить и необходимости уравнивать заработок легионеров и наших. Это снова приводит нас к госденьгам. Вычеркни их из этого уравнения, и никакой лимит никогда не сделает Кокорину 5 млн евро в год (ни даже нынешние 3 млн).
6) Поэтому если и отменять лимит, то только после ограничений в госфинансировании. Чтобы клубам деньги не падали с неба (по крайней мере на трансферы), а они действительно стремились зарабатывать и правильно тратить. Выстраивать стратегии, верить в свои академии и вкладываться в них, жить по законам рынка. Тогда пусть играют хоть одними иностранцами.
С сезона-2020/21 в РПЛ действует новый лимит — прежнюю версию «6+5» (не больше 6 иностранцев на поле одновременно) ослабили до «8+17» (в заявке на сезон максимум 8 легионеров, а на поле — уже без ограничений). Плюс важная деталь: игроки из стран ЕАЭС (Евразийский экономический союз) перестают считаться легионерами.
Напомним, в ЕАЭС кроме России входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Например, Хорен Байрамян, который принял решение играть за сборную Армении, по идее, будет легионером (в команду Черчесова он ведь уже не попадет), но по новому лимиту его зачтут как обладателя паспорта РФ.
Мы проанализировали, как менялся в первых трех турах РПЛ баланс иностранцев в топ-клубах. Этот отрезок сравнивали с последними тремя турами прошлого сезона. Выборка пока не такая большая, но тревожные тенденции уже есть. У четырех клубов из шести возросло и общее количество задействованных легионеров, и число тех, кто выходит в стартовом составе.
«Зенит» и «Краснодар» уже в нескольких матчах превысили норму прошлого лимита — и выпускали в среднем 7 иностранцев в стартовом составе. Против «Ростова» Семак вообще доверился сразу восьми легионерам. «Динамо» тоже увеличило число иностранных игроков, но пока это больше связано с возросшим уровнем организации при Новикове — летним и зимним покупкам начали находить место.
По «Ростову» пока сложно что-то оценивать из-за коронавируса, который подкосил в основном иностранцев — Еременко, Попова, Норманна. Поэтому количество легов в старте ожидаемое подросло до 6 человек. Тут надо учитывать, что мы посчитали и Байрамяна (Армения), и Зайнутдинова (Казахстан), которые формально под лимит не попадают, но занимают места российских потенциальных сборников.
ЦСКА неожиданно увеличил число россиян в составе — с «Химками» в старте впервые с 1999 года не вышло ни одного легионера. Но это временная ситуация: поправился Влашич, скоро наберет форму Гайч, приедет еще пара новичков-иностранцев.
«Спартак» и «Локо» остались при своих, но в основном из-за небольшого числа легионеров, отсутствия (пока) больших трансферов и качественной обоймы российских игроков. Наверняка оба клуба еще сделают покупки из-за рубежа.
Первый вывод о новом лимите пока такой: кому позволят ресурсы, тот так или иначе будет стремиться к максимальной квоте иностранцев в стартовом составе. Само по себе это неплохо, но (еще раз) в нормальном рынке. Где покупки обуславливаются заработками, присутствует адекватная конкуренция, а академии и воспитанники не просто предмет бижутерии.
Артем Терентьев