Обозреватель "СЭ" Игорь РАБИНЕР разбирает разгром от Бразилии и анонсирует встречу с Францией
ДАВАЙТЕ ВОСХИЩАТЬСЯ БРАЗИЛИЕЙ, А НЕ ТОПТАТЬ РОССИЮ
Не понимаю, почему от матча Россия – Бразилия нужно было ждать чего-то принципиально другого, чем то, что мы увидели. Вторая команда мира по текущему рейтингу ФИФА (уступает только действующему чемпиону мира и обладателю Кубка конфедераций – Германии), бразильцы во главе с Тите выиграли в одну калитку южноамериканский отбор на ЧМ-2018 – тот самый, из которого еле выкарабкались, например, аргентинцы. От них Бразилия оторвалась на 13 очков, от Уругвая, ставшего вторым, – на десять.
Сравните число забитых мячей Бразилией и Аргентиной в 18 матчах отбора: у первой – 41 (больше двух голов за игру), у второй – 19. Если у аргентинцев очевидный недобор классных игроков в группе обороны, то у нашего пятничного соперника состав очень ровный, и еще неизвестно, такому лучше играть с Неймаром или без него. Потому что наличие суперзвезды сразу делает более предсказуемым развитие атак – большинство мячей неизбежно направляется ему. И одна из главных заслуг Тите в том, что если Бразилия Луиза Фелипе Сколари образца 2014 года не могла играть без Неймара, то нынешняя – может запросто. И когда это происходит, ты никогда не знаешь, откуда клюнет соперника жареный петух.
Если возвращаться к рейтингу ФИФА, то у команды Тите он – 1489, а у сборной России – 531. Между ними – 61 ступенька. То есть – бездонная пропасть. И при этом мы еще ухитряемся провести равный первый тайм.
Во втором, правда, в воротах сборной России могло побывать и пять, и шесть мячей – спасибо Игорю Акинфееву, что этого не произошло. Спасибо еще и потому, что 0:5 или 0:6 стали бы куда большим психологическим ударом для наших футболистов, чем 0:3 – абсолютно адекватный и не унизительный счет, исходя из истинного соотношения сил. Невозможно каждый раз играть по 3:3, как с Бельгией или Испанией. Кстати, Тите перечислил эти результаты перед игрой, рассуждая о сложности матча с Россией.
Но и Бельгия, и Испания были вторыми встречами в двухматчевых циклах. Перед бельгийцами – как раз первым матчем сборной в 2017 году – шел Кот-д’Ивуар. 0:2 при самой безнадежной игре команды за все время после Евро-2016. Перед испанцами – 0:1 от Аргентины при совсем уж полном отсутствии атакующих действий – сейчас в этом смысле было получше. Десять ударов, три в створ, три голевых момента – никакого позора и близко не было.
Некоторые наши уважаемые ветераны принялись банально и предсказуемо топтать уровень нынешних игроков сборной – и кое-кто попал впросак. Например, Владимир Пономарев. После его цитаты быстро обнаружилось, что он участвовал в товарищеском матче в тех же Лужниках с той же Бразилией в 1965 году, завершившемся с тем же счетом – 0:3. Я много читал о том матче и знаю, что акцент делался не на том, как слабы наши, а на величии бразильцев. В частности, все были в абсолютнейшем восторге от игры Пеле, сделавшего дубль и "завозившего" Валерия Воронина.
Тем не менее через год сборная СССР провела свой лучший чемпионат мира в истории, заняв четвертое место, а Воронин был одним из лучших ее игроков. Тогда как Бразилия, потеряв на турнире из-за охоты на Пеле свою главную звезду, обойтись без нее не смогла – и даже из группы не вышла.
Так что, может, и правда лучше восхищаться классным соперником, а не соревноваться в язвительных эпитетах о своих? Тем более что сколько они смогли – столько и сопротивлялись. Противно не было.
Другое дело, что бразильцы, когда надо, включились – и за 13 минут все закончили. Но ощущение было бы гораздо хуже, если бы они это сделали в начале матча. А тут организации и игровой дисциплины хватило хотя бы на тайм. Это, кстати, мне напомнило полуфинал Евро-2008 с Испанией, когда было ровно то же самое: 45 минут равенства и 45 – в одни ворота.
ЕГИПЕТ МОЖЕТ ДРОГНУТЬ
Понимаю, что последнее сравнение вызовет у многих усмешку. Какой теперь полуфинал? Из группы выйти бы. Вон, Саудовская Аравия вничью с Украиной играет, а та сейчас едва ли слабее России, пусть и не вышла на ЧМ-2018. А Египет за счет гола Салаха (а кого же еще) вплоть до конца основного времени Португалию с Криштиану Роналду обыгрывает. Потом, правда, КриРо превращает 0:1 в 2:1 голами на третьей и пятой добавленных минутах.
Может, следующее утверждение связано исключительно с тем, что я по природе своей оптимист, но развязка этого матча меня порадовала. Потому что такое не может не ударить по психологии команды, у которой только что победа над действующим чемпионом Европы была уже в кармане.
Результаты контрольных матчей – они, конечно, прямого влияния на чемпионат мира не имеют, но тоже ведь выковывают крепость духа. Отыгрыши в концовках делают любую команду сильнее, а потерянные на финише победы – по ней бьют. Вспоминаю, как в первом контрольном матче 2004 года перед Евро наша сборная под руководством Георгия Ярцева уверенно обыгрывала в Софии болгар – 2:0, но затем на ровном месте позволила сопернику сравнять счет. После чего все у россиян повалилось из рук, они не одержали до чемпионата Европы ни одной победы, и там вылетели после второго матча.
Потому-то и называет Черчесов эти встречи не товарищескими, а контрольными.
Но опять же: иной раз из крупных поражений можно извлечь гораздо больше пользы, чем из разгромных побед.
ЧЕМУ УЛЫБАЛСЯ СМОЛОВ?
Прекрасно отношусь к Федору Смолову, человеку глубокому, умному и, в отличие от многих в современной России, обладающему широким, международным мышлением. И именно поэтому больше не хотел бы слышать из его уст аналогий между отсутствием игры и интервью после нее. Если кто пропустил, после матча с Бразилией в смешанной зоне имела место сценка, когда журналисты попросили форварда о комментарии, сказав: "Никто не остановился". Он парировал: "Так никто и не играл".
С последним можно поспорить. Это Акинфеев-то не играл? Или Головин, невзирая на пенальти? Но главное даже не в этом. Футболисты должны понимать, что желание или нежелание оценивать прошедший матч не может быть связано с его результатом и настроением. Это входит в "стоимость билета" – в сильный клуб, сборную. Старшее поколение журналистов любило говорить: раздражает излишнее внимание – надо работать на заводе. Там никто за интервью подходить не будет. Попробовал бы он сказать такую фразу в НХЛ или НБА!
Помимо нее мне не понравились ни улыбки Смолова на скамейке, когда его показали крупным планом говорящим что-то Самедову, ни, главное, сама его игра в матче с Бразилией. Сыграл бы, как с Испанией, – улыбайся сколько хочешь. Да и здесь никто, понятно, не запретит – только, пожалуйста, не на публике во время матча. Повода для улыбок там что-то не наблюдалось.
Тем не менее Смолов остается лучшим форвардом страны, и самое деструктивное, что сейчас можно сделать, – начать вешать на него всех собак. У нас любят находить козлов отпущения, а делать этого нельзя – тем более сейчас, за три месяца до домашнего чемпионата мира, да и к тому же когда после "крестов" у Кокорина реальной альтернативы Федору нет. А появится ли она в мае в лице Дзюбы – жизнь покажет.
В общем, промолчать по поводу Смолова было бы нечестно, но, поправляя его, надо нападающего поддерживать. Кто еще у нас способен забивать так, как он дважды сделал это в ворота де Хеа?
Прекрасно отношусь к Федору Смолову, человеку глубокому, умному и, в отличие от многих в современной России, обладающему широким, международным мышлением. И именно поэтому больше не хотел бы слышать из его уст аналогий между отсутствием игры и интервью после нее.
ЧЕРЧЕСОВ ОТВЕТИЛ НА ВСЕ ВОПРОСЫ
Пошли еще какие-то странные призывы к бойкоту журналистами сборной – потому что-де она не общалась с прессой после игры. Во-первых, два игрока разговаривали, и это далеко не худший вариант из того, что доводилось видеть. А во-вторых, посмотрите на матчи Лиги чемпионов с участием российских клубов: многие ли там останавливаются в смешанной зоне? Тот же ЦСКА иной раз в полном составе проходит мимо. Так что теперь – не оценивать по достоинству его блестящую победу в Лионе и строить из себя обиженных?
Неясно, зачем нагнетать тему, взрывать ситуацию и призывать к бойкоту именно сейчас, перед чемпионатом мира. Может, кто-то это делает из личной неприязни к Черчесову. Но, по хронометражу моего коллеги Михаила Гончарова, продолжительность его пресс-конференции после матча с Бразилией составила 27 минут. Двадцать семь! Куда уж больше! О Березуцких? Пожалуйста, вот вам подробнейший рассказ на эту тему. Как и на все остальные, о которых просила пресса.
Черчесов удовлетворил всю возможную потребность журналистов и болельщиков в прямой речи сборной, которой недоставало у игроков. Последним же попросту не привита такая культура общения с прессой, которая на уровне подкорки, например, заложена у хоккеистов НХЛ и баскетболистов НБА. Случились бы, например, прецеденты штрафов игрокам клубов РФПЛ за отказ общаться с прессой – стали бы все разговаривать как миленькие. И потом это автоматически переносилось бы на сборную. В 90-е, когда почти вся национальная команда состояла из легионеров, не помню проблем с интервью после матчей. Потому что в Англии, Испании, Германии, Италии для людей это стало нормой.
С другой стороны, некоторым представителям нашей пишущей братии следовало бы более критично посмотреть на себя – и на те вопросы, которые мы задаем на пресс-конференциях, прежде чем ругать сборную за уход от общения. Когда накануне матча с Бразилией Черчесова спросили, будет ли в нем играть Кокорин, многие тренеры – например, Олег Романцев – на его месте молча встали и ушли бы. У нынешнего главного тренера еще хватило самообладания отреагировать с юмором, причем не унизительным. Пытаюсь представить, что сказал бы так называемому журналисту при этом, допустим, Жозе Моуринью – страшно становится.
ПОЧЕМУ НОЙШТЕДТЕР И РАУШ НЕ ВЫЗВАЛИ НАРОДНЫЙ ГНЕВ
И последнее. После Бразилии случился мини-скандал с раскрытым походом двух "немцев" – Романа Нойштедтера и Константина Рауша – то ли в ночной клуб, то ли в ночной ресторан.
Какого-то жуткого общественного грохота это, однако, за собой не повлекло – в отличие от истории с Кокориным и Мамаевым после Евро-2016.
Почему? Во-первых, контекст: кошмарный разгром от Уэльса в решающем матче группового турнира чемпионата Европы – не чета поражению от Бразилии в товарищеском матче, в котором к тому же оба не участвовали. Во-вторых, оба "репатрианта" пока публикой как стопроцентно свои не воспринимаются, а в этом случае и отношение легче. Нойштедтер в России вообще никогда не играл, а Рауш – только начал. Плохо, кстати – привез гол и превратил победу "Динамо" в ничью в первом матче, а во втором не попал в игру настолько, что Дмитрий Хохлов заменил его в перерыве. А тут еще и отставка гендиректора "Динамо" Муравьева после выплывших фактов о вероятной нечистоплотности трансфера Рауша – пусть в том и не было вины игрока...
В общем, Константин находится в таком состоянии, что оказался единственным здоровым игроком, которого Черчесов не включил в заявку на матч с Бразилией, отдав предпочтение на этой позиции Комбарову и Жиркову.
Применять максимальные санкции к провинившимся – отправлять их вон из сборной, выписывая волчий билет – Черчесов не стал. Возможно, из-за чистосердечного признания игроков и их правильного поведения в сложившейся ситуации. Но допускаю, что причина заключается в другом.
Ладно – Рауш, там вариантов хватает. Но убирать из сборной еще и Нойштедтера при жуткой кадровой ситуации в центре обороны Черчесов наверняка позволил бы себе только в случае, если бы у него вообще не было другого выбора. Да, с Бразилией он не играл, но в "Фенербахче" Роман – основной игрок именно на этой позиции и провел больше всех матчей в команде (правда, действующей по схеме с двумя центральными защитниками). То есть – полноценная боевая единица.
Нередко бывает так, что футболист с чувством вины выходит на поле и "смывает кровью" то, что перед тем натворил. Такой случай, например, был у Тите. Незадолго до клубного чемпионата мира игрок его "Коринтианса" Жорже Энрике, не будучи на тот момент стопроцентным игроком основы, заявился на тренировку с похмелья. Приехав в Дубай, тренер устроил собрание команды и обрушился на футболиста: "Своим поведением ты демонстрируешь неуважение к коллегам. Ты не имеешь права быть таким эгоистом". Но в итоге Тите выставил парня на финал с "Челси", бразильская команда выиграла 1:0 – а Жорже Энрике сделал голевую скидку на Паулинью.
Мне было бы интересно посмотреть, как поведет себя Нойштедтер, если получит шанс с Францией. Слышал, что перед Бразилией на последней тренировке они с Кутеповым еще менялись футболками: в прообразе стартового состава оказывались то один, то другой, но выбор в итоге был сделан в пользу спартаковца. Учитывая, что после травм Джикии и Васина и окончательного самоотвода Березуцких вопрос с центром обороны остается открытым, проба разных вариантов на этой позиции вызывает особый интерес.
Мне было бы интересно посмотреть, как поведет себя Нойштедтер, если получит шанс с Францией. Слышал, что перед Бразилией на последней тренировке они с Кутеповым еще менялись футболками: в прообразе стартового состава оказывались то один, то другой, но выбор в итоге был сделан в пользу спартаковца.
КРУПНОЕ ПОРАЖЕНИЕ ОТ ФРАНЦИИ ПОРОДИТ ИСТЕРИКУ
В целом логика существования нынешней сборной подсказывает, что с Францией Россия сыграет лучше, чем с Бразилией. Разница в классе опять же велика, но разве нельзя было то же самое сказать перед матчами и с Бельгией, и с Испанией?
Французы, правда, разозлены домашним проигрышем Колумбии и дают понять, что два неудачных матча подряд в их планы не входят. Так что "халявы" с их стороны точно ждать не следует.
Четыре матча подряд с топ-сборными – это для команды нашего уровня более чем суровое и не вполне уверен, что до конца продуманное испытание. Хорошо, что матч с Испанией, доказавший наличие света в конце тоннеля, в любом случае уже был.
Но я разговаривал с некоторыми нашими топ-тренерами и услышал мнение, что на этом этапе подготовки к чемпионату мира встречи с такими сборными – на пользу. До турнира еще далеко, все минусы за счет таких команд можно четко увидеть. А уже во время последнего этапа перед чемпионатом, под нагрузками, у нас и соперники будут другого уровня, более подходящие под соперников по группе. То есть все логично.
Посмотрим. В любом случае мне бы очень не хотелось безоговорочного и крупного поражения от Франции. Потому что это неизбежно породит в стране истерику, от которой лучше не будет никому.
Игорь Рабинер
ОПРОС