После неубедительного матча с Северной Ирландией Фабио Капелло внес коррективы в игру своих подопечных. Перестановки, затронувшие стартовый состав и тактику команды, увенчались успехом – Израиль был разгромлен по всем статьям. Однако не стоит пребывать в эйфории. Проблемы, наблюдавшиеся в сборной при Адвокате, никуда не исчезли.
ИЗМЕНЕНИЕ ПЕРВОЕ: СОСТАВ
ВЫХОД ГЛУШАКОВА И КОКОРИНА
На послематчевой пресс-конференции Капелло обосновал свое решение выпустить с первых минут Глушакова и Кокорина следующим образом:
«В матче с североирландцами Дзагоев и Файзулин проделали огромный объем работы. Поэтому я предпочел более свежих игроков».
Логика в словах наставника нашей команды, разумеется, есть – ротацию состава никто не отменял. Но в то же время есть ощущение, что Капелло был не до конца откровенен и не поведал о своих истинных намерениях.
Перед матчем, анализируя игру сборной Израиля, «Советский спорт» отмечал: сильная сторона этой команды – в мобильной и крайне насыщенной полузащите.
Безусловно, не мог этого не отметить и Капелло. Против такого соперника нашей сборной был необходим максимально подвижный игрок, способный работать по всей вертикальной оси.
Файзулин при всех своих достоинствах – все-таки хавбек атакующий.
Другое дело – Глушаков, который действует в стиле «от штрафной до штрафной» и предпочтительнее в отборе и единоборствах.
Глушаков проявил себя и как разрушитель, и как созидатель. Главное – он продуктивно взаимодействовал с Широковым, меняясь с ним позициями (1). Это было необходимо для того, чтобы Денисов не оставался один в опорной зоне. И в то же время чтобы на чужой половине поля постоянно нагнеталось давление на соперника. Учитывая, что за весь матч у российской сборной не образовалось ни одного разрыва между линиями, а израильтяне выглядели неубедительно в начальной фазе своих атак, можно сделать вывод: задумка Капелло сработала.
Объяснить выход Кокорина вместо Дзагоева немного сложнее. Вероятно, Капелло посчитал, что Кержакову необходима поддержка со стороны оттянутого форварда. В московском матче Алан слишком глубоко отходил назад, исполняя по большей части диспетчерские функции. Кокорин же в игре с Израилем, в сущности, был вторым нападающим; а когда сборная атаковала через левый фланг – вторым центральным нападающим. За счет смещений и активности динамовца Кержаков получал несравнимо больше свободного пространства, чем в предыдущем матче.
ИЗМЕНЕНИЕ ВТОРОЕ: СКОРОСТЬ
ИГРА В БЫСТРЫЙ ПАС
Матч показал: пеший ход и усыпляющее перекатывание мяча, что наблюдалось в игре сборной несколькими днями ранее, не были следствием негодной функциональной готовности футболистов. Иначе против Израиля в действиях россиян ничего бы не изменилось – просто потому, что физические кондиции за три дня не набираются. Стало быть, причина в другом.
Встреча с Израилем оказалась крайне важной в том плане, что мы узнали, на каких скоростях может играть сборная России при Капелло. На вполне высоких, хоть и не предельных. До уровня, скажем, Германии, Италии и Испании образца Евро-2012 мы пока не дотягиваем.
И под скоростью в данном контексте следует понимать два аспекта: скорость перемещения игроков по полю и скорость комбинационной игры.
Впрочем, надо отдать должное Израилю, который своими активными наступательными действиями заставлял россиян двигаться. Вспомните игру с Северной Ирландией. Там наш защитник мог принять мяч и держать его хоть 5, хоть 10 секунд – соперник не возражал. Израильтяне же не предоставляли нам столько времени, постоянно вступая в отбор. Поэтому игроки сборной России быстрее расставались с мячом.
За счет движения наши футболисты легко освобождались от опеки. Вести быструю комбинационную игру стало проще – всегда были открытые партнеры, которым можно было отдать передачу. Защитники уже не перекатывали мяч на своей половине поля, а старались или найти длинным пасом флангового хавбека, или перевести мяч в центральную зону. Откуда в свою очередь и во многом благодаря Широкову мяч адресовался по всем трем направлениям – на сверхактивного Комбарова, на фланг Быстрова/Самедова или на переднюю линию атаки.
ИТОГ
ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЕТ?
Многие сейчас хвалят Капелло – дескать, это его заслуга в том, что наша команда сыграла столь агрессивно и интересно в атаке. А я хочу спросить: почему сборная показывает зрелищный футбол только тогда, когда соперник дает играть, но выглядит беззубо, когда против нее выстраивают эшелонированную оборону? И это, между прочим, наследие Адвоката. При голландском наставнике наблюдалась та же картина: против атакующих команд мы смотрелись очень убедительно, но совершенно терялись против оборонительных. Так было и с македонцами в предыдущем отборочном цикле, и с литовцами в товарищеском матче перед Евро, и с греками уже на самом Евро.
И это только незначительная часть примеров.
Несомненно, в яркой победе над Израилем есть заслуга Капелло. Но по итогам двух матчей можно отметить: у Дона нашего пока нет пресловутого «плана Б», как не было его у Адвоката.
Сборная России по-прежнему не умеет правильно себя вести в матчах с командами, уступающими ей в классе и играющими от обороны. А ведь нам предстоят еще как минимум три матча, где против нас будут играть строго от обороны – с североирландцами в гостях и дважды с Азербайджаном. И если сборная не прибавит в организации позиционных атак (быстрые атаки у нас отлажены еще со времен Хиддинка), то с выполнением поставленной задачи – полететь в Бразилию – могут возникнуть проблемы.