О Юрие Красножане - человеке, тренере и бывшем футболисте - "СЭ" рассказал прекрасно знающий его генеральный директор нальчикского "Спартака" Владимир БАЛОВ.
Давно ли знакомы с Красножаном?
- Можно сказать, с детства. Хотя он немного моложе меня, с юношеского возраста мы шагали вместе, играли за нальчикский "Спартак", а закончив, опять были рядом, пока он не ушел в "Локомотив". Близкими друзьями нас назвать нельзя, но, как мне кажется, мы хорошо понимаем друг друга.
- Каким футболистом он был?
- Играл левым защитником - и не сказать, чтобы очень ярко. Старался брать не силой, не жесткостью, все больше футбольным интеллектом, а такие защитники не всегда нравятся тренерам. Поэтому в состав попадал не так часто, как, наверное, хотел бы.
- Что-то предвещало в нем успешного тренера?
- Я как-то над этим не задумывался, тем более что по окончании игровой карьеры наши пути ненадолго разошлись: он ушел преподавателем в школу, тренерскую работу начал в Баксане. Когда я вернулся в "Спартак" одним из его руководителей, Красножан уже работал с дублем команды - и хорошо работал.
- При каких обстоятельствах Красножан возглавил "Спартак"?
- Софербий Ешугов, три года тренировавший наш "Спартак", ушел в "Кубань", и мы рассматривали несколько кандидатур на замещение вакантной должности. А потом вдруг независимо друг от друга сошлись на кандидатуре Красножана. В 2004 году он возглавил команду, а через два года вывел ее в премьер-лигу.
- Какова процентная доля Красножана в успехах нальчикского "Спартака"?
- Цифрами его вклад определить трудно, но сделал он очень много, создал крепкий, сплоченный коллектив, грамотно вел тренировочный процесс, поставил команде неординарную игру.
А полное доверие со стороны руководства клуба позволяло ему спокойно работать, и каждый раз он справлялся с проблемами "Спартака".
- Такое впечатление, что во время правления Красножана в южном "Спартаке" царила тишь да гладь?
- Конфликтные ситуации возникали, но Юрий Анатольевич никогда их не раздувал, не выносил на чей бы то ни было суд, сам их сглаживал, умел найти подход к каждому футболисту. В команде обязательно найдутся чем-нибудь недовольные, но чтобы кто-то вдруг заявил: "Не хочу играть у Красножана", такого не было ни разу. И для меня неудивительно, что футболисты "Локомотива" довольны нынешней атмосферой в команде.
- Как тренер он диктатор или демократ?
- Больше все-таки демократ, но не скажу, что эдакий добрый дяденька. Если есть повод, может поговорить с футболистом предельно жестко. Но такое случалось редко, за счет своих педагогических знаний и опыта он умел избегать критической ситуации.
- А как складывались его отношения с руководством клуба?
- Не помню ситуаций, чтобы Красножан с руководством не поняли друг друга. Мне вообще было легче находить с ним общий язык: оба - бывшие футболисты. И когда команду лихорадило, мы вместе переживали ситуацию.
- Были ли у тренера Красножана в Нальчике недоброжелатели?
- Открыто никто с ним не враждовал, но "особые мнения", как и в каждом клубе, высказывались. Но мне, например, сразу видно, кто тренер, а кто нет. А он, работая, себя, своих заслуг никак не выпячивал, на досужие разговоры, сплетни не обращал внимания, поэтому и многого достиг.
- Не обидно вам было, когда такой человек заявил о своем уходе?
- У него ведь и раньше были предложения, и руководство клуба знало, что рано или поздно он уйдет. Обидно не обидно, но если человек, специалист в профессиональном плане заслуживает более высокого уровня деятельности, его надо отпускать. Жаль, конечно, что уходил тренер, досконально знающий все клубные проблемы. Но Красножан честно отработал свой хлеб в Нальчике, и его переход в более амбициозный клуб напрашивался сам собой.
- Нравится ли вам игра красножановского "Локомотива"?
- Понравилась, но не сразу. Старт получился скомканным, хотя ни "Амкару", ни Самаре "Локомотив" не должен был проигрывать. Но начиная с матча против "Краснодара" команда, найдя оптимальный состав, "побежала", заиграла наконец в свою силу. И майская игра железнодорожников мне уже нравится.