Сбой канона
Конечно, яркость для арбитра достоинство спорное. Канон предписывает людям этой профессии быть незаметными, и чем трудней найти их на поле, тем – принято так считать – выше их квалификация. Вместе с тем едва ли кто-то решится отрицать, что достичь успеха в судействе, особенно при нынешнем запредельном давлении масс-медиа, может только личность. А личности иногда случается быть яркой.
Игорь Егоров работает в премьер-лиге с 2001 года и провёл за это время 140 матчей. Можно не сомневаться, что встречи «Зенита» и «Локомотива» занимают в этом ряду отдельное место. Особенно одна из них, после которой он чуть не закончил судить.
Пенальти, которого не было
Предстоящая игра питерцев и железнодорожников имеет немало параллелей с той, что состоялась в первом круге чемпионата-2005. Тоже поздняя весна, тоже «Петровский», тоже матч действующего чемпиона со второй командой в текущей таблице, тоже арбитр Егоров...
Тогда всё закончилось счётом 1:1 и грандиозным скандалом. Хозяева возмущались тем, что судья по-разному трактовал нарушения сторон и выносил дисциплинарные санкции (два предупреждения «Локомотиву», семь «Зениту»), несправедливо удалил их капитана Владислава Радимова, а главное, не дал в их пользу три пенальти.
Особенно горячо обсуждался момент на 92-й минуте. Радимов подал угловой, кто-то из его партнёров перебросил мяч от ближней штанги к дальней, где боровшиеся друг с другом за выбор позиции Александр Кержаков и Сергей Омельянчук упали. Судья показал удар от ворот. «Петровский» заревел, зенитовцы кинулись к Егорову и первым среди них был Радимов, который от противоположного углового флага сквозь стену игроков лучше всех разглядел нюансы неочевидного единоборства. Пыл зенитовского капитана арбитр успокоил жёлтой карточкой, которая оказалась у него в матче второй.
«Зенит» никогда не будет чемпионом»
Послематчевые эмоции зашкаливали. Заявление гендиректора «Зенита» Ильи Черкасова о том, что судья украл у его клуба победу, было чуть ли не самым мягким из прозвучавших упрёков. Радимов утверждал, что арбитр плюнул в душу не команде, а всему Питеру, и даже месяцы спустя разговор о справедливости переводил в персональную плоскость: «Не люблю, когда в нашем футболе живут и работают такие судьи, как Егоров». Но категоричней всех, пожалуй, высказался Властимил Петржела, который традиционную пресс-конференцию начал словами: «Зенит» никогда не будет чемпионом».
При этом единой трактовки описанного выше эпизода (остальные упрёки арбитру при бесстрастном взгляде потом как-то рассосались) так и не сложилось. Экспертно-судейская комиссия сочла, что повод для назначения пенальти там был, а потому выписала арбитру дисквалификацию. Сам Егоров стоял на своём и возможную ошибку предполагал лишь в том, что не зафиксировал фол со стороны Кержакова, который, по его мнению, прихватил защитника первым. Примерно так же расценивали ситуацию многие независимые эксперты. А участники судейского семинара УЕФА, для участия в котором Егоров был приглашён через десять дней после скандального матча, вообще пришли к выводу, что имеющиеся телематериалы не позволяют толковать момент однозначно, а потому просили российские футбольные власти отменить наказания арбитра.
Письма и «чёрный» лист
Тот год вообще Егорова закалил прилично. Только вернувшись на поле после дисквалификации, он попал под новое обвинение – со стороны ФК «Москва», посчитавшего, что нижегородец обидел его в матче против «Крыльев». Гендиректор горожан Юрий Белоус рвал и метал: «Я не позволю, чтобы наших парней судили предвзято. Могу сделать так, чтобы матчи «Москвы» Егоров больше не обслуживал. Внесу его в «чёрный» лист и близко к команде не подпущу».
Когда претензии достигли размаха и тональности, напоминавших травлю, Егоров заявил о готовности закончить с судейством. Много позже он объяснил, что к таким мыслям его подтолкнуло одно открытие: оказалось, электронные письма со словами поддержки, которые он обнаруживал в своём почтовом ящике, слали ему не посторонние люди, как следовало из подписи, а его собственный двенадцатилетний сын, весь адресованный отцу негатив пропускавший через себя.
Как обычно, всё по своим местам расставило время. В судействе Егоров остался. Отношения с Радимовым у него нормализовались. Судить «Москву» и «Зенит» он продолжил и, кажется, даже чаще, чем прежде. Питер всё-таки стал чемпионом, причём он, Егоров, никак этому помешать не смог, хотя в 2007 году отсудил четыре игры «Зенита», а в 2010-м даже пять. Громовержцы, шесть лет назад грозившие стереть его в порошок, давно сменили места службы, а он по-прежнему выходит на поле со свистком.
Своя, но не главная
К слову, встречи «Зенита» и «Локомотива» Егоров с тех пор обслуживал ещё четыре раза, в том числе дважды в прошлом сезоне. А вообще в реестре нижегородского рефери набралось уже семь матчей этих соперников. Причём у питерцев нет никаких оснований считать себя ущемлёнными: четыре победы за ними и лишь одна за железнодорожниками. А ещё эти игры никогда не бывают скучными: почти всегда (по одному исключению) с голами и удалениями.
Зрелище обещает и предстоящий матч. Не потому, разумеется, что судить будет Егоров. Просто обе команды стараются достигать результата по-футбольному честно и привыкли очки не вымучивать, а выигрывать. Потому, что действующий чемпион сойдётся с самым, пожалуй, дерзким по нынешнему старту претендентом. Потому, что соперники умеют играть быстро и даже очень быстро. Потому, что они забивают больше участников любой другой пары тура – на двоих уже 22 раза, не считая отменённого гола питерцев в ворота ЦСКА. Потому, наконец, что у Юрия Красножана даже в Нальчике нередко получалось создавать «Зениту» проблемы.
А у арбитра заботы обычные – чтобы победил сильнейший, чтобы страсти не перехлестнули барьеров закона и чтобы все ушли с поля на своих ногах. А если при этом судье ещё удастся остаться незаметным… Впрочем, это по отношению к Егорову почти нереально. Да и не надо ему прятаться, пусть будет самим собой. У него в этом шоу своя роль. Важно только, чтобы она не стала главной.
Андрей Колесников, Sportbox.ru