Польский защитник «Локомотива» дал большое интервью «СЭ».
— Для начала внести ясность, как правильно к вам обращаться — Мацей или Мачей?
— Мачей. Но в России почему-то все говорят Мацей. Ничего страшного, уже привык.
— Как вас называют в команде?
— Рыба. Коротко и ясно.
— Зато Юрий Палыч предложил более замысловатый вариант — Маттеус?
— Нет-нет, это всего один раз было, когда Семин представлял меня команде.
— Как отреагировали?
— Посмеялся. Так меня еще никто не называл. Впрочем, в «Локомотиве» прозвище Маттеус не прижилось. Здесь для всех, включая Семина, я просто Рыба.
— Илья Геркус недавно обронил: «Не встречал тех, кто разбирается в футболе лучше Семина». А вы встречали?
— Ну, я разных тренеров прошел, каждый чему-то научил. Про Семина могу сказать только хорошее. Мне нравится с ним работать. Человек очень опытный, мудрый. Умеет настроить команду так, что ребята на поле всегда сражаются до конца, ноги в стыках никто не убирает. Тренировки интересные, всё с мячом.
— Еще Юрий Палыч — мастер художественного слова.
— Да, многие его реплики становятся афоризмами. Но мне больше запомнилось другое.
— Что же?
— Мой первый сбор с «Локомотивом» полтора года назад. Как-то тренерский штаб организовал мини-футбольный матч против журналистов. Я увидел, как играет Семин и обалдел. Человеку 70 лет — а он в полном порядке! Неплохо двигается, поляну видит великолепно. А с мячом работает так, что молодежь позавидует. Просто супер!
— В польской лиге есть свой Семин?
— Нет. В таком возрасте с топ-клубами у нас сейчас никто не работает. В Польше вообще в последнее время с тренерами не церемонятся. Три-четыре поражения — и на выход.
— Жестко.
— Не то слово! Некоторые команды могут за сезон спокойно пять тренеров поменять!
— С каждым годом польских футболистов в российской премьер-лиге становится все больше.
— Да, если раньше наши игроки охотно ехали в Италию, то сейчас многие выбирают Россию. Возможно, этому поспособствовали и мы с Крыховяком. Во всех интервью отмечаем высокий уровень российского футбола, где благодаря чемпионату мира появились новые стадионы. Относятся к нам здесь замечательно, никаких проблем. Вот ребята и решили повторить наш путь.
— Вас тут целая колония.
— Уже восемь человек! Мы с Крыховяком в «Локомотиве», Вилюш — в «Ростове», Дамян Шиманьски и Михаляк — в «Ахмате», Себастьян Шиманьски — в «Динамо», Аугустыняк и Кухарчик — в «Урале».
— Вас, Крыховяка и Вилюша знаем прекрасно. Расскажите, чего ждать от остальных.
— Себастьян Шиманьски — большой талант, в «Легии» считался восходящей звездой. Техничный, хорошая левая нога. На чемпионат мира-2018 не попал, но вошел в расширенный состав, тренировался с нами до последнего. Знаю, уже тогда к нему проявлял интерес ЦСКА.
— В «Динамо» мальчишка пока не впечатляет.
— Не спешите с выводами. Себастьяну всего 20 лет, новая страна, живет один… Конечно, какое-то время уйдет на адаптацию. Но когда освоится, проявит себя во всей красе и докажет, что «Динамо» с покупкой не ошиблось. У нас, кстати, общий агент. Когда летом пересеклись в сборной, Себастьян рассказал, что есть вариант с «Динамо». И уже через несколько дней подписал контракт.
— Теперь о Шиманьски из «Ахмата».
— Типичный опорный полузащитник. Цепкий, выносливый. В сборную вызывается регулярно, но на поле появляется редко. На этой позиции у него серьезные конкуренты. Михаляк — игрок молодежной сборной, крайний хавбек. В деле его еще не видел, но от знакомых слышал, что скорость у парня фантастическая.
— Осталось обсудить ребят из «Урала».
— Аугустыняка вообще не знаю. А вот с Кухарчиком успел поиграть пару лет в «Легии», пока в 2012-м не уехал в «Терек». Для варшавского клуба Михал — фигура легендарная, завоевал там кучу трофеев. Универсал, может выйти и в нападении, и на любом фланге полузащиты. Скоростной, с мощным ударом. Для «Урала» это стопроцентное усиление.
— Два совета поляку, который едет играть в Россию.
— Во-первых, нужно поскорее выучить язык. Это несложно, русский похож на польский. Я, например, очень быстро заговорил. Во-вторых, когда приходишь в новую команду, не надо стесняться, робеть, отмалчиваться. Наоборот — со всеми иди на контакт, спрашивай, если что-то непонятно. И уже через месяц-другой почувствуешь себя своим.
— К чему в России вам было сложнее всего привыкнуть?
— То, что в Грозном даже в жару нельзя было ходить по улице в шортах. Но это мелочи. В остальном — никаких проблем. Все-таки у поляков и русских схожий менталитет.
— Когда-то вы говорили, что очень тяжело было играть против Халка и Промеса. Кто сегодня в премьер-лиге для вас самый неудобный соперник?
— Вандерсон, Влашич… По матчам за «Арсенал» запомнился Бакаев. Шустрый, с хорошим дриблингом. Сейчас из вингеров в отличной форме Бериша, в первом туре забил победный гол «Краснодару».
— Кстати, о Влашиче. Удивились, что ЦСКА все-таки удалось его сохранить?
— Честно говоря, даже не задумывался, уйдет летом Влашич или останется. Мне это не очень интересно. Хотя игрок классный, тут двух мнений быть не может. Умный, техничный. За таким всегда нужен глаз да глаз.
— Впереди дерби. Видели хоть один матч ЦСКА в этом сезоне?
— Только фрагменты. Теория, где подробно разберем соперника, состоится в пятницу.
— Стартовали армейцы не слишком убедительно.
— Да, проиграли в Самаре, могли и с «Оренбургом» упустить победу, если бы в концовке не спас Акинфеев. Но это ничего не значит. В воскресенье легкой жизни у нас не будет.
— Трудно не согласиться.
— Вообще-то в двух последних матчах мы обыгрывали ЦСКА. Надеюсь, и сейчас наберем три очка.
— Хотя для «Локомотива» начало чемпионата тоже складывается непросто.
— В Суперкубке против «Зенита» мы показали очень хороший футбол. Про матчи с «Рубином» и «Тамбовом» этого, к сожалению, не скажешь.
— Что ж стряслось?
— Знать бы! Серьезных проблем в игре вроде бы нет, все парни бьются на поле, но… Чего-то не хватает. Наверное, с первых минут надо действовать более агрессивно, лучше контролировать мяч. Ну и, конечно, бережнее распоряжаться голевыми моментами.
— Алексей Миранчук после матча с «Тамбовом» был самокритичен: «Второй тайм можно вычеркнуть из карьеры».
— Леша прав. Во втором тайме у нас вообще мало что получалось. Могли и не выиграть. «Тамбов» ведь прижал нас к воротам, создал несколько опасных моментов.
— Не ожидали такой прыти от дебютанта?
— Почему? Мы же разбирали его матч против «Зенита» в первом туре. Обратили внимание, что команда не играет на отбой. Наоборот — всё через пас! Так что недооценивать «Тамбов» точно не стоит.
— В марте 2018-го вы женились во Владикавказе на Лане Байматовой. Недавно Сослан Джанаев рассказывал мне, что такое осетинская свадьба: «Есть традиция — почти всю свадьбу невеста стоит. В 10-килограммовом национальном платье. Вообще не присаживается, не имеет права…» У вас было так же?
— Какую-то часть церемонии супруга была в национальном платье, но весило оно, кажется, меньше. Потом в европейское переоделась.
— Писали, что ваши родители не доехали до Владикавказа, где проходило торжество.
— Это правда. Визы, далеко лететь… Решили с Ланой, что летом устроим в Польше свадьбу номер два. Но в прошлом году не получилось.
— Из-за чемпионата мира?
— Да. Сначала времени не было. А потом и настроения — когда сборная неожиданно не вышла из группы. Я чуть-чуть передохнул в кругу семьи и улетел на сборы с «Локомотивом». Зато в этом году, когда наступил отпуск, уже ничего не помешало организовать дома маленький праздник.
— В Ловиче?
— Да, это мой родной город. 80 километров от Варшавы.
— Лана рассказывала, что познакомились вы в московском ресторане, где она работала менеджером, а вы приехали туда на переговоры с «Локомотивом».
— Совершенно верно. Но о личной жизни говорить не хочу.
— Тогда ответьте — где собираетесь жить, когда завершите карьеру?
— Изначально сказал Лане, что хотел бы обосноваться в Варшаве. Она ответила: «Хорошо». Но сейчас все чаще спрашивает: «Может, останемся в Москве?» Так что пока вопрос открыт.
— Бизнес в вашей жизни есть?
— Да, он связан с недвижимостью. В Польше с компаньоном строим дома, потом продаем. Дела идут неплохо.
— Когда заканчивается ваш контракт с «Локомотивом»?
— Через год.
— Что дальше?
— Надеюсь, подпишу новый контракт. Меня в «Локомотиве» все устраивает. Готов играть здесь до конца карьеры.