Бывший президент «Локомотива» Николай Наумов — о конфликтной ситуации между руководством клуба и Юрием Семиным.
— Как стоит относиться к словам главного тренера «Локо», заявившего, что руководство осуществило трансфер Мурило, но кандидатура этого футболиста не была согласована с ним?
— Юрий Палыч думает об интересах команды. Как опытный тренер он понимает, что если сейчас промолчать и спустить все на тормозах, то завтра тебя же и обвинят во всех проблемах. Якобы мы за тебя все решили, игроков тебе купили, а ты ничего не смог сделать. Поэтому Семин всегда отстаивал свою точку зрения. И естественно, тренер возражает, если с его мнением не посчитались. Сложно сказать, как проявит себя Мурило. Но я думаю, что руководство должно прислушиваться к мнению Юрия Палыча.
— Невозможно обойти вниманием, что Семин говорит о несогласованных трансферах из года в год. Получается, что стороны стоят на своем и не готовы идти на компромисс?
— К сожалению, в каждом большом клубе много руководителей, и далеко не всегда они могут достигнуть консенсуса. Иногда в подобных ситуациях руководство начинает давить. Это не всегда правильно. Но иногда давление может дать положительный результат, как в случае с Фарфаном. Ведь изначально Семин тоже не хотел этого футболиста, а потом начал им восхищаться. Безусловно, в игре этого футболиста и второй молодости есть заслуга тренера.
В итоге выбор Фарфана руководством был правильным. Однако невозможно не считаться с мнением главного тренера, которое должно стоять во главе угла. Не стоит ломать специалиста, если он категорически против. Можно сделать это, заставить, продавить свое решение. Можно, но не нужно. Потому что подобное поведение всегда приводит к негативным спортивным результатам.
— В СМИ сообщалось, что Семин настаивал на трансфере Романа Еременко в «Локомотив». Но совет директоров отказался от полузащитника футболиста в пользу Мурило.
— Я не совсем согласен с мнением совета директоров железнодорожников, которое часто озвучивает Анатолий Мещеряков, что клуб будет подписывать 25-летних, максимум — 27-летних футболистов. С точки зрения бизнеса он, конечно, прав: возрастной футболист с годами лучше играть не будет. От прямой выгоды при покупке 25-летних футболистов можно перейти к суммарной, скрытой, которую могут принести возрастные игроки.
Те же Фернандеш или Еременко в солидном возрасте, но они могут дать результат сегодня. Благодаря этому инвестиции в них окупятся за год-два. Понятно, что нельзя напрямую вернуть деньги, вложенные в приобретение возрастного футболиста. Но они окупятся своей игрой, на которую придет посмотреть болельщик, клуб завоевывает трофеи, выходит в Лигу чемпионов, и так далее. Увы, совет директоров и господин Мещеряков не учитывают это в связи с тем, что они — бизнесмены или менеджеры, которые мало занимались футболом. Напрасно.
— Считаете, что Еременко пригодился бы «Локомотиву»?
— Семин не случайно настаивал на его кандидатуре. Юрий Палыч всегда за то, чтобы в команде был сплав молодости и опыта. Практически невозможно бороться за место в первой тройке без мастеровитых игроков с большим послужным списком достижений. Исключительно молодая команда — это всегда провалы. В минувшем сезоне мы видели ЦСКА, блеснувший в матчах с «Реалом». А итоговый результат? В плей-офф Лиги чемпионов армейцы не попали.
Молодежь — это красиво, но без опытных футболистов уровень игры падает ниже определенной планки. Семин это прекрасно понимает, а совет директоров — нет. Подписание молодых игроков, которых можно продать, должно быть в определенных рамках, и пропорционально опытным игрокам, имеющимся в команде. Логично, что Семин, расставшийся со многими ветеранами, хочет добавить к основе опытных футболистов.
— Одним из этих ветеранов стал Дмитрий Тарасов, выступавший за «Локомотив» с 2010 года. Непродление контракта — своевременное решение?
— На работу Тарасова принимал еще я. Дима переходил к нам из «Москвы» на правах свободного агента, были определенные подъемные. Он всегда нравился мне как человек и футболист, но в определенный момент у него начались семейные трудности, его отец очень тяжело умирал… В общем, много проблем. Я помню Тарасова как человека, который предан футболу. Не исключаю, что и сейчас он мог бы принести определенную пользу «Локомотиву». Мне трудно судить, с чем связан его уход. Может быть, с финансами. Но мне кажется, что пару-тройку лет Тарасов еще поиграл бы на хорошем уровне.
— Не в «Локомотиве», в другой команде — тоже?
— Даже не сомневаюсь, что он может отыграть несколько лет на высоком уровне.
— Хочу задать вам еще один вопрос про Семина: не исключаете, что теперь руководство «Локо» будет искать любой весомый повод, чтобы уволить несговорчивого Юрия Палыча?
— Думаю, что у Василия Кикнадзе (гендиректор «Локомотива». — прим. ред.) и совета директоров хватит мудрости, чтобы этого не делать. Иначе это навредит и клубу, и команде. Считаю, что Семину нужно дать спокойно работать. Самое главное — не мешать и по возможности помогать. Если помочь не удастся, то не надо мешать. Семин сам прекрасно справится. Что касается ухода, то Юрий Палыч может покинуть должность, когда сам физически почувствует, что больше не может тренировать.
В этом случае ему нужно дать должность в «Локомотиве». Например, в этом случае я всегда мечтал назначить Семина тренером всех тренеров в клубе, чтобы привести все команды «Локо» к единому знаменателю и философии игры. Рано или поздно придет время, когда Палычу станет тяжело. А пока он в силе, ему нужно дать спокойно работать.
Владислав Тополев