Сквозь нагромождение парадоксальных фактов.
Как человек старой закалки, Юрий Сёмин всегда строил свои команды от печки. Главное – навести порядок сзади, а впереди что-нибудь придумается. Трижды «Локомотив» Палыча брал золото, и хотя это были совершенно разные эпохи – второй и третий титул разделили 14 лет, – все чемпионские команды имели по крайней мере пару общих черт. Во-первых, они обязательно пропускали меньше всех, а во-вторых, никогда не забивали больше всех.
Потому тот «Локомотив», что мы увидели в первом после возобновления сезона туре, можно назвать нетипичным. Он явно не отвечал сёминской традиции: с одной стороны, оказался на редкость предприимчивым в атаке, с другой – необычайно безалаберным в обороне. Пропустить решающий гол в тот момент, когда ты имеешь преимущество в счёте, располагаешь численным превосходством и подаёшь угловой у чужих ворот, – для команд Палыча это форменный скандал. Не исключено, вообще первый такой конфуз в карьере семидесятилетнего тренера.
А что касается качества атаки, то тут будет уместной ссылка на подсчёты InStat. По итогам 18-го тура «Локомотив» оказался лидером по количеству острых передач (безоговорочным) и созданных голевых моментов (наряду с «Динамо», «Зенитом», «Краснодаром» и «Оренбургом»). Причём собственную же норму по второму показателю команда превзошла на треть.
Наконец, такой ещё парадокс. Семь жёлтых карточек получили хозяева черкизовского матча, тогда как гости из Самары – всего три. А ведь игровая диспозиция, казалось, не вынуждала железнодорожников к нарушениям: инициатива была у них, – однако традиционная логика в тот день отдыхала.
За всем этим нагромождением неожиданных фактов угадывается большое желание. Слишком большое. Настолько большое, что эмоции захлестнули разум. Команда явно была настроена рвануть с места в карьер и немного не совладала с собой.
* * *
Если подбирать кандидатуру на роль той капли, в которой отражается океан, то самой подходящей окажется Антон Миранчук. Все противоречия этого матча нашли воплощение в игре младшего из братьев. Он забивал в чужие ворота, привозил в свои, попадал в центр заварушек, где раздавали «горчичники», – в общем, жил полноценной жизнью.
Первое его судьбоносное включение в игру было зафиксировано на 19-й минуте. Встречая по игровому эпизоду Александра Самедова, он сопротивление только обозначил, в результате чего опытный оппонент получил возможность сохранить мяч, осмотреться и отдать на Жано Ананидзе передачу, которая стала голевой. Антона не назвать прямым виновником пропущенного мяча, но очевидно, что идти в отбор надо более конкретно, доставляя сопернику максимальный дискомфорт, – по крайней мере, в командах Сёмина всегда было принято именно так. Но этого сделано не было. Миранчук понадеялся на Лысова, Лысов – на Миранчука, и в результате «Локо» оказался в положении проигрывающей стороны.
Видимо, Антон сразу осознал свою промашку, потому что в дальнейшем стал одним из самых заметных на поле. Достаточно сказать, что именно его удары позволили хозяевам сначала сравнять счёт, а потом выйти вперёд. По своей геометрии это были атаки похожие: передача с фланга и удар где-то из района 11-метровой отметки, – но решающее движение требовало от исполнителя совершенно разных умений. В одном случае надо было поймать длинную передачу ногой, в другом – подстроиться под навес для удара головой, и с обеими задачами младший Миранчук справился на отлично.
Но только этими двумя фрагментами реабилитационная кампания Антона не ограничилась – он ещё не раз обострял игру. Более того, он обострял её чаще любого другого – не только среди находящихся на поле, но и среди всех сыгравших в 18-м туре.
InStat свидетельствует, что 11-й номер железнодорожников оказался в минувший уикенд самым продуктивным с точки зрения острых передач: 7, в том числе 5 точных. И это, между прочим, очень неплохая доля – все рисковые действия обычно подразумевают гораздо более высокую долю брака. Помимо того, что он дважды забил сам, Антон ещё создал пару голевых возможностей для партнёров, только они, увы, своими шансами распорядились хуже.
* * *
Как понимать новые черты «Локомотива» – как нелепую случайность или как перемену облика, – мы разберёмся в следующих матчах. Ближайший из них будет сыгран уже в среду – в кубке против «Рубина». Желание снова будет большим – удастся ли совладать на этот раз?
Андрей Колесников