Интервью с Шалимовым о проблемах Смолова.
– Вы долгое время работали со Смоловым. Почему у него наступил такой спад?
- Когда Смолов начал забивать? Говорят, что при Тарханове. Но в «Урале» у него было 8 мячей. Я ему сразу сказал, что он должен забивать 20-25 за сезон. Я пришёл, когда оставалось 9 игр до конца сезона. У Смолова было 7 мячей в 21 туре. Тогда Ари был центральным нападающим, а Смолов – слева. Затем у Ари что-то случилось, и Смолов стал играть на острие. Я работал с группой атаки. Кононов давал нам возможность проводить теории и получасовые тренировки.
– Что отрабатывали?
– У меня ещё со времён РФС были свои мысли насчёт выдвинутого нападающего. Важно открываться перед воротами – на линии с центральными защитниками. После обработки мяча створ должен быть перед тобой. Я это объяснял и в юношеской сборной спартаковцу Денису Давыдову. Он у нас в 28 играх забил 25 мячей с таким подходом. Комличенко – то же самое. Нужно их спрашивать. Вот давайте с вами поговорим. Что должен делать нападающий?
– Забивать.
– Что нужно, чтобы забивать?
– Мяч.
– Его можно получать и около углового флажка.
– Нужна позиция, откуда забивают.
– Да, иметь моменты. А что нужно, чтобы иметь моменты?
– Оказываться в нужном месте.
– Правильно открываться. Ворота должны быть перед тобой. Должна быть возможность пробить. Сразу исключаются открывания в угловые флажки и бровки. Плюс нападающий должен быть свежим. Мы освобождали Смолова от обороны, когда мяч был у соперника на нашей половине поля. И ещё момент: на него должны смотреть партнёры и снабжать мячами. Необходимы игроки, которые способны отдать под открывание, – там много времени не дают. Открылся – сразу передача.
– Это помогло Смолову?
– До этого разговора он забил 7 мячей в 21 игре. Затем на финише – 13 голов в 8 матчах! Лишь в одной встрече не забил. Благодаря этому «Краснодар» поднялся с 7-й строчки на 4-ю и пробился в Лигу Европы. У Смолова получилось забить 20 голов в чемпионате – то, о чём я говорил изначально. Я видел, какого уровня нападающий. Главное – открывания и передачи. Мамаев тогда ассистировал чуть ли не в 10 голах из 13. Они сами получали удовольствие.
– В следующем сезоне Фёдор забил 18 мячей в чемпионате.
– Да, работа продолжалась. У него ещё была травма, и выходило чуть ли не по голу за матч в среднем. Проблемы начались в конце третьего сезона. Я ему говорил, что он должен перед ЧМ-2018 снова стать лучшим бомбардиром. Не получилось. Тяжело выдать третий год на таком уровне. Там ещё зимой пошли разговоры о его трансфере. В какой-то момент Фёдор перестал выполнять установку – стал низко опускаться, смещаться на фланги. И тут игра сломалась, потому что для него важно забивать. За шесть туров до конца сезона пришёл новый тренер, и у Смолова уже не было этих требований. Он стал играть везде. Я это увидел, и мне стало печально.
– Почему?
– Понимал, что, скорее всего, он перестанет забивать. Моментов просто не было. Он появлялся в тех зонах, откуда не забивают, а обыгрывают и отдают передачу. От Фёдора нужно требовать игры на острие, чтобы он терпеливее там оставался. Потом наступил ЧМ-2018, где эта работа не велась. Черчесову это и не нужно. Никто бы этим не стал заниматься. Есть Смолов и Дзюба. Один вышел, и у него не пошло, а другой проявил себя и стал основным. Плюс ещё этот пенальти надломил Смолова.
– И что теперь?
– В «Локо» есть Миранчуки, которые способны отдать передачу. Хотя иногда «железнодорожники» играют в два нападающих – уже немного не то. Сейчас не хватает открываний, да и передач. Так что теперь не до 20 мячей за сезон. Но я желаю Фёдору, чтобы он сделал всё для возвращения на прежний уровень.
– Наверняка видели фрагменты кубковой игры с «Балтикой». Выходит один на один – и не забивает. Что пропало в его игре?
– Сейчас у Смолова моментов намного меньше. Когда он забивал 20 мячей, у него явно было не 22 момента. Если ты в тонусе, минимум один из трёх моментов забиваешь. С нацеленностью и правильным открыванием за игру три момента должно набираться. В принципе это 30 мячей за сезон.