Главный тренер «Локомотива» в интервью «Матч ТВ» - о межсезонье, Смолове, Геркусе и Кикнадзе.
— 5 января стукнуло 33 года вашему первому тренерскому приходу в «Локомотив». Помнили об этом?
— Точную дату — нет, но интернет напомнил. Увидел и свое фото той поры в инстаграме. Что тут скажешь, почти полжизни отдано клубу. Рад, что продолжаю трудиться в «Локомотиве».
— Как провели отпуск?
— Отдохнул с большой компанией на минеральных источниках в Словении, где было мало футбола и много обычных житейских радостей. Сейчас в Москве.
— Каковы ближайшие планы?
— 12–13 января выходим из отпуска, обследование, потом отправляемся в Катар, где примем участие в ФОНБЕТ КУБКЕ МАТЧ ПРЕМЬЕР.
— Перед Новым годом Илью Геркуса на посту генерального директора «Локомотива» сменил Василий Кикнадзе. Как относитесь к преобладающему мнению относительно этих событий: «Партия Семина победила»?
— Неправильно так говорить. Наверное, для перемен были основания. Сейчас идет аудит, новый генеральный директор приступает к работе. Он хорошо знает все наши проблемы, давно входит в совет директоров «Локомотива». Особенно порадовало в личных беседах понимание важности системы воспитания игроков: академия — молодежный состав — «Казанка» — первая команда. На этом, как я понимаю, будет сделан большой акцент. Это наша общая цель и задача, работы здесь будет очень много. А для нормального развития клуба в его руководстве должно быть единство.
— Аудит, о котором вы сказали, затронет соответствие финансовому fair play? Или это обычная офисная процедура?
— Не совсем ко мне вопрос. Думаю, речь идет о финансово-технических моментах с упором как раз на рамки fair play и понимание общей ситуации в клубе.
— Давно знакомы с Василием Кикнадзе?
— Очень давно. Встречались на спортивных и футбольных мероприятиях еще тогда, когда он был руководителем спортивного телевещания. В последние годы часто взаимодействовали по делам «Локомотива», ведь Кикнадзе входил не только в совет директоров, но и в трансферный комитет клуба. В должности генерального директора он не случайный человек.
— В предыдущий трансферный комитет, по моей информации, входили вы, Кикнадзе, Геркус и спортивный директор Штоффельсхаус. Новый состав этого органа пока не сформирован?
— Не готов сказать. Мнение тренера, на мой взгляд, должно учитываться в селекционных вопросах, это важно и правильно. Но о конкретных процедурных шагах еще не знаю. Конечно, определенная перезагрузка нужна, говорю сейчас не о клубе, а о команде. За два года удалось добиться того, о чем другие мечтают десятилетиями: стали чемпионами, выиграли Кубок страны, участвовали в Лиге чемпионов и Лиге Европы. Теперь необходим анализ и понимание, куда двигаться дальше.
Мое мнение, и я доведу его руководству, — дать шанс собственной молодежи. В отдельных матчах у нас в резерве было по 8-9 выпускников своей академии. Считаю, что сейчас лучше не делать какие-то приобретения, а уяснить, смогут ли эти ребята составить конкуренцию нынешней основе. А уже с мая, сделав выводы, выбрать дальнейший курс.
— У нас хорошая команда, и моя тренерская задача — убедить игроков: ничто не потеряно. Продолжаем бороться за чемпионство, отставание от лидера совсем невелико. Остаемся в Кубке. Обязаны биться и сражаться так, словно сезон еще не начался — вот что мне важно донести до футболистов на ментальном уровне. Несмотря на то, что в Лиге чемпионов очков мы недобрали. Как из-за собственных ошибок, так и по не зависящим от нас причинам.
— Интересный момент. Остро нужен результат, но вы настаиваете на шансе для молодых, а не на покупках, хотя бы точечных. Тренеры чаще придерживаются обратной точки зрения.
— Говорю так, потому что в «Локомотиве» действительно неплохая группа молодых игроков. Смогут воспользоваться шансом — значит, надо продолжать это направление. Результат нужен, в «Локомотиве» по-другому не бывает. Но его можно достичь и тем путем, о котором я сказал. Разумеется, есть определенный риск. Однако есть он и при покупках, разве нет? Возьмем не того, не до конца изученного, не способного адаптироваться — тоже будет ошибка.
— Вообще никого не собираетесь приглашать зимой?
— На сегодняшний момент все достаточно спокойно. Тех, кого отдали в аренду, возвращать до конца сезона не планируем. Вернутся сами — подыщем им другой вариант с арендой. Кто заканчивал прошлый год, тот в наступившем и продолжит. Плюс молодые.
— Прояснилась ситуация с Фернандешем?
— У него, как и у остальных, действуют контракты, которые надо выполнять.
— Жалеете, что не удалось удержать Ари, который показал в Краснодаре очень приличный футбол и даже выступил за сборную России?
— Бессмысленно жалеть, изменить все равно ничего нельзя. Убедился, что мы не ошибались, когда хотели его оставлять. Профессионально сильный игрок.
— Как отразится на подготовке к сезону участие «Локомотива» в ФОНБЕТ КУБКЕ МАТЧ ПРЕМЬЕР?
— Надеюсь, положительно. Форсировать ничего не станем, сыграем в Катаре на том же уровне подготовки, на котором обычно играем в Марбелье контрольные матчи в конце января. Разница лишь в том, что поменяли место сбора. Более серьезные соперники? Что ж, для нашей молодежи — хороший стимул и способ себя проявить.
— Ответный кубковый матч с «Рубином» — 23 февраля. Первый матч чемпионата с «Крыльями» — 3 марта. Не великовата пауза?
— Великовата. К календарю, особенно прошлогоднему, вообще много претензий. На мой взгляд, это один из факторов, не позволивший нам выступить лучше в Лиге чемпионов. Последняя игра с «Шальке», за которую нас критиковали, стала для «Локомотива» четвертой за девять дней. (02.12 — «Спартак» (1:2), 05.12 — «Рубин» в Кубке России (1:0), 08.12 — «Оренбург» (2:1), 11.12 — «Шальке» (0:1). — «Матч ТВ»). И самой слабой из этих четырех.
— По-вашему, дело не в апатии, за которую вас упрекали, а в усталости?
— Об апатии или безволии вообще не может быть речи. В декабре хорошо сыграть четыре игры за девять дней нереально. Принимаю критику, но командам, участвующим в еврокубках, календарь должен хотя бы не вставлять палки в колеса, если уж не хочет помогать. Всю Лигу чемпионов отыграли через два дня на третий. Лучший матч — домашняя победа над «Галатасараем», к которой было пять дней на подготовку.
А перед «Шальке» попросили перенести на весну матч с «Оренбургом» — получили отказ. Хотя добытые еврокубковые очки пошли бы на пользу всей национальной лиге.
— Требует ли адаптация Смолова в «Локомотиве» каких-то дополнительных усилий с вашей стороны?
— Все дополнительное и искусственное только навредит. Не всегда игрок способен быстро войти в командный ритм. Если такое случается, ему нужно больше работать, вот и все.
— Команда как-то отреагировала на недавнюю гибель 18-летнего воспитанника «Локомотива» Алексея Ломакина?
— В той или иной степени это затронуло всех. Свой же парень, локомотивский, юный совсем. Какая тут реакция, кроме шока? Жизнь — самое важное, что есть у человека. Надо об этом помнить, беречь себя и близких.
Евгений Дзичковский