Sportweek побеседовал с одним из героев «бронзового» Евро-2008 - автором «золотого» гола голландцам в четвертьфинале европейского первенства Дмитрием Торбинским.
- Часто пересматриваете дома запись того матча, свой гол вон дер Сару?
- У меня нет такой записи. Зачем? Я стараюсь жить сегодняшним днем. В конце концов, всегда можно до¬стать что угодно из Интернета. Но мне сейчас не до этого - несколько иные планы и задачи. Да и не собираюсь я жить прошлым. Хочу двигаться вперед. Мне никаких дополнительных стимулов для вдохновения не нужно.
- У России есть шанс повторить или даже превзойти свое достижение 2008 года, попади она на Евро-2012?
- Я бы так далеко заглядывать не хотел. У нас есть более насущные задачи сегодня - матч с Арменией, в частности. Вообще отборочная кампания. Думаем мы только об этом.
- После двух подряд поражений в «товарах» с Бельгией и Ираном россияне должны сыграть так, чтобы заставить замолчать всех критиков. Судя по настроениям среди игроков, к Армении все относятся предельно серьезно. Это так?
- Нас ждет очень тяжелый выезд. Когда мы приехали на сбор, я попытался побольше узнать у тренеров про соперника. По их словам, у Армении сейчас лучшая команда за все годы. Хороший, боеспособный коллектив, особенно опасный в матчах на своем поле. Так что ни о какой недооценке речи идти не может. И потом, можно сколько угодно говорить сейчас о том, что мы их порвем, но только игра все покажет.
- Вам придется выходить на поле, держа в уме всю ту критику, которая вылилась на сборную после двух подряд проигранных матчей.
- Мы уже настолько привыкли к тому, что когда выигрываешь, о тебе говорят хорошо, а когда проигрываешь - плохо, что стараемся на все это не обращать излишнего внимания. Это естественное положение вещей. Так что особо уже не трогает. К тому же я считаю, что главное - официальные матчи. А эти два, по сути, являлись лишь подготовкой. Хоть она и оказалась смазанной. Пусть многие полагают, что матчи вроде товарищеских против Ирана и Катара не несут никакой пользы. Но лично мне всегда приятно приехать в сборную. Не важно, дома мы играем или за тридевять земель, при полных трибунах или пустых, - я всегда горю желанием выйти на поле в футболке национальной команды и отдаю все силы, защищая честь страны. Мы все - патриоты. Это я говорю сейчас не только за себя, но и за всех остальных игроков сборной России.
- Хоть матч с Ираном и не принес удовлетворения, вы наверняка обрадовались возвращению в сборную, в которую осенью перестали вызываться?
- У каждого игрока бывают периоды, когда что-то идет не так по каким-то определенным факторам. Так что я все понимаю. Это нормально. Но я в сборной с 2007 года и считаю себя полноправным членом этой команды. Поэтому очередной вызов сюрпризом для меня не стал. Ведь главное, что я верю в себя и работаю над тем, чтобы постоянно прибавлять, совершенствоваться.
- Сборной тоже не мешало бы прибавить, ведь столь убедительной игры, как при Хиддинке, она не показывает уже давно.
- Ну почему? С Ирландией команда продемонстрировала, в принципе, хорошую игру. Да и со Словакией в проигранном домашнем матче упрекнуть игроков в нежелании стараться нельзя. Мы хотели выиграть, создали немало моментов, постоянно атаковали. Только забить не удалось. Такое в футболе бывает. Да, возможно, в последнее время мы играем не столь ярко, как прежде, но потихонечку движемся к своей цели. Надеюсь, что прибавим еще сильнее.
- Дику Адвокату часто пеняют на нежелание пробовать в сборной новых игроков. Зато сейчас, перед важнейшей отборочной встречей, в команде появились сразу трое новичков - Глушаков, Ионов и Макеев. Не поздно ли для экспериментов, ведь сегодня от сборной требуется только результат?
- Можно и так сказать. Но с другой стороны, нежелание Адвоката экспериментировать тоже можно понять. У него есть люди, на которых он рассчитывает, с которыми привык работать. Наверное, тренеру удобнее с теми, на кого он может положиться, учитывая свой опыт. Новые игроки, способные усилить сборную, - это хорошо. Но у этой медали две стороны. Нельзя однозначно сказать, что лучше.
- Болельщики любят критиковать футболистов за отсутствие «огня в глазах». Вам же эта самая заряженность на борьбу, страсть всегда выходит боком - оборачивается той же самой критикой, карточками и дисквалификациями. Не обидно?
- Да, в прошлом были какие-то моменты, когда я переходил за рамки дозволенного, зарабатывал необязательные удаления. Но я, в общем-то, усиленно над этим работаю, стараюсь действовать в пределах правил. Не утрачивая, скажем так, прежней агрессии.
- В одном из интервью вы признавались, что жена посоветовала вам избегать подкатов, чтобы не давать судьям повода показать карточку. Совету следуете?
- А вот это, кстати, вопрос в тему. Начиная с предсезонных сборов этих самых подкатов с моей стороны практически не было.
- Прошлым летом вами интересовалась «Сарагоса». Уехали бы, сумей клубы договориться?
- Интерес-то испанцы проявляли, но никакой конкретики с их стороны не было. Так что я об этом даже не думал. Хотя, как и любой другой футболист, с удовольствием попробовал бы свои силы в серьезном чемпионате. В Испании или Англии, например.
- Тем не менее вы только что продлили контракт с «Локомотивом» до конца 2013 года. Довольны тем, что неопределенность с будущим исчезла?
- В клубе были серьезно во мне заинтересованы, хотели и в дальнейшем видеть в команде. Руководство было очень настойчиво. Поэтому, очень серьезно и обстоятельно все обсудив, мы ударили по рукам.
- В схожей ситуации с завершающимся контрактом «Спартак» вас, проводившего в 2007-м отличный сезон, не больно оценил и предложил смехотворные условия...
- Я бы не стал проводить параллели с той ситуацией, потому что между этими событиями нет ничего общего. Взять хотя бы тот статус как футболиста, который был у меня тогда и сейчас. «Локо» предложил мне новый контракт, потому что я действительно был нужен клубу.
- Прошлый сезон, мягко говоря, оказался для вас не больно-то удачным. Почему после не самого плохого начала вторая половина пошла насмарку?
- На самом-то деле на старте сезона практически ничего не получалось. Вот в середине дела наладились. Но я считаю, что это был где-то психологический момент. С чем-то другим мне трудно связывать те проблемы. Переживать перевод в дубль, все эти красные карточки было непросто. Тем не менее, повторюсь, это скорее было связано с внутренними разногласиями между мной и тренером. С одной стороны, для себя я не мог с этим согласиться. С другой, соглашался. В результате возник конфликт, внутренняя борьба, которая, наверное, и повлияла на мое психологическое состояние, отразившись на выступлениях. Теперь все в прошлом.
- От железнодорожников уже давно ждут успехов. Критикуют за то, что при таком крепком составе им ничего не удается добиться.
- Начнем с того, что все разговоры о том, будто у нас очень сильный состав, шедшие в прошлые годы, - это заблуждение. Хорошие игроки были, но команда, сплоченный коллектив, отсутствовала. Впрочем, это мое личное мнение. Что касается сегодняшнего дня, то я не считаю правильным говорить о каком-то прорыве. Надо идти постепенно от матча к матчу, от победы к победе. Не говорить впустую о каких-то титулах и т.д. Каждый раз, когда мы начинали такие разговоры, они ничем не были подкреплены. Все, что сейчас нужно, - настроиться на серьезную, кропотливую работу. И постепенно, шаг за шагом идти к своей цели, не афишируя ее. Команда у нас в этом году сложилась молодая, те изменения, которые произошли, оказали, на мой взгляд, положительное влияние. И хочется верить, что без этого лишнего ажиотажа мы будем спокойны и сможем наконец двигаться вперед от игры к игре, чтобы выиграть в конце сезона титул.
- Ваше мнение о новом тренере Юрии Красножане?
- Сейчас оценить его работу трудно. Выводы имеет смысл делать если не по сезону, то хотя бы по серии официальных матчей. Но никак не по тем двум, что мы на сегодняшний день сыграли в чемпионате. Хотя, в принципе, работать с ним мне нравится.
- За победу над «Динамо» в первом туре, где вам удалось отличиться, в адрес «Локомотива» было сказано немало лестных слов. Хвалили за сбалансированную и организованную игру, прекрасное использование возможностей для контратак на ворота владеющего инициативой соперника.
- Вообще-то планы на игру с динамовцами были несколько иными. Но все очень волновались и стали охранять результат. Хотя, по большому счету, сценарий матча был направлен не на то, чтобы охранять, а чтобы играть дальше. В первую очередь я связываю это с давившей на нас ответственностью: первый тур, долгожданное начало сезона, новый тренер. Я видел запись этой игры, и со стороны действительно могло показаться, что мы играем от обороны. Но это не так.
- Вы не раз говорили, что больше любите атакующий, комбинационный футбол. Но «Локомотив» всегда играл рационально и прагматично. И вряд ли при Красножане сильно изменит манеру.
- Так во втором туре с «Амкаром» мы как раз показали атакующий футбол. Играли, считаю, довольно прилично, создали много моментов... и проиграли, пропустив необязательный гол. Тем не менее какого-то осадка от этого поражения нет - команда играла, ребята, надо отдать им должное, старались, постоянно нагнетали обстановку у штрафной соперника. Но просто какое-то невезение - мяч упорно не желал находить путь в ворота. Что же касается моих пристрастии, то нужно, конечно, понимать, что суператакующего футбола у «Локо» не будет. Да он и не нужен. Нужен сбалансированный футбол, который позволит выигрывать. Поэтому мы принимаем все требования, которые предъявляет команде тренер.
- Новое первенство проходит по необычной формуле, является переходным к схеме «осень-весна». Что вы думаете об этих переменах?
- Я не могу говорить на эту тему, ведь решения все равно принимают другие. Да, хорошо, когда отпуск будет летом, когда мы станем играть по той системе, которую использует вся Европа. Другое дело, что, учитывая климатические условия страны, можно пред-положить, что будут сложности. Но, думаю, даже со сложностями мы постепенно сумеем справиться.
- Но вы же понимаете, что придется полностью менять систему подготовки, которую наши клубы использовали десятилетиями.
- Нельзя жить без перемен. Везде все меняется, и приходится привыкать к новым обстоятельствам. В конечном итоге это должно принести пользу всему российскому футболу. Правда, судить о плюсах и минусах этого перехода можно будет только по про-шествии какого-то времени. Хотя бы по окончании этого переходного сезона. Но что-то положительное можно увидеть уже сегодня. Сейчас все мы проходим через трехмесячную подготовку - столько сборов, тренировок, столько ездить приходится! А взамен у нас будет маленький отрезок, в течение которого мы должны будем провести всю необходимую работу. Да, тренерам придется изменить всю систему подготовки. Нужно будет много работать, чтобы создать новую, позволяющую за короткий период подготовить команду к сезону. Но все ведь решаемо.
- С тех пор как почти два года назад у вас родился сын, зимние сборы, наверное, стали для вас еще более нелюбимыми? Кто их не любит сильнее - вы или ваша супруга Евгения?
- Да она уже давно ко всему привыкла. Этот период для всех, наверное, такой неудобный - мы вынуждены надолго уезжать из дома, возвращаться на пару дней и снова уезжать, жены остаются одни. К этому просто нужно приспособиться, потому что это - рабочий момент. И все это понимают. А вообще я живу рядом с базой, и мне не приходится тратить кучу времени на дорогу, на пробки, чтобы попасть на тренировку и вернуться домой.
- Вы этот дом, который раньше, как известно, принадлежал вратарю «Локомотива» Сергею Овчинникову, специально выбрали? Чтобы на работу пешком ходить?
- Да нет. Просто мы как раз искали дом, и этот нам очень понравился. Так уж вышло, что он располагается рядом с базой.
- Скоро будет уже 2 года с тех пор, как вы с женой переехали в Баковку. За это время многое в доме поменялось?
- Баню построил. А в остальном... Еще когда мы увидели дом в первый раз, нам все очень понравилось - дизайн, мебель. Поэтому ничего менять не стали. За исключением, конечно, каких-то незначительных деталей интерьера.
- Благополучие в доме - это то, что ассоциируется у вас со словом «комфорт»?
- Конечно. Семья всегда стоит на первом месте. Для меня главное, чтобы все были живы-здоровы. Естественно, на моем настроении сказывается то, как обстоят дела на работе. Но с этого сезона на работу приходишь с удовольствием. Занимаешься любимым делом в охотку.
- Когда вы в последний раз чувствовали себя по-настоящему счастливым?
- Да я в принципе счастливый человек. Хотя рождение сына - оно стало для меня очень важным и счастливым моментом.
- Вы ведь присутствовали при родах?
- Да, провел с женой первые несколько часов. Но потом ушел. Не хотелось на это смотреть. Я и так ни на секунду не сомневался, что все будет нормально.
- Говорят, мужчины, находившиеся рядом с женами, когда те рожали, начинают уважать женщин гораздо сильнее...
- Не знаю, как это у других, а лично я жену и без того очень ценю и уважаю.
- Кто выбрал для сына имя Артем?
- Женя предложила. Я был не против.
- Вашему сыну почти два года. Это тот возраст, когда уже вставший на ноги ребенок начинает по-настоящему узнавать окружающий мир. Вы уже прошли через связанные ручки шкафов, убранные под крышки розетки?
- Шкафы - нет, а вот розетки действительно пришлось убрать под крышки. Но вообще парень у нас растет спокойный, переживать за себя особо не заставляет. Даже по лестнице уже сам взбирается. Конечно, пока есть возможность за ним приглядеть, подстраховать, мы это делаем. Но в целом поводов волноваться он нам не предоставляет. Очень осторожный. Он никогда не будет нестись куда-то сломя голову.
- Помните, каким было его первое слово?
- Он пока еще у нас не говорит. Очень многое понимает, но поскольку осознанно выразить все словами не может, пытается говорить по-своему, объясняет доступным ему способом.
- Вы будете довольны, если он пойдет по вашим стопам - станет футболистом?
- Я лично хочу, чтобы он стал хоккеистом. Но ведь он будет сам решать, кем ему быть. Это просто мое желание как отца и большого любителя хоккея. В будущем посмотрим, может, это правда будет хоккей. А может, и нет. Хотя, конечно, собираюсь приобщить его к этому, скажем так, искусственным образом. Вот подрастет - отдадим его в школу. Динамовскую, наверное.
- У вас есть знакомые среди профессиональных хоккеистов?
- Да, доводилось встречаться один раз с Овечкиным, с Ковальчуком.
- Что еще помимо хоккея увлекает вас в нефутбольной жизни?
- Если вы о досуге, то свободного времени не так уж и много. Поэтому в основном кино. Что мне нравится? Да в принципе все. Любимых актеров нет. Все, кто сейчас на слуху, - Джейсон Стэтхэм, Анджелина Джоли и прочие - все они мне нравятся. Раньше еще очень любил Микки Рурка. Некоторое время назад пытался было приобщить себя к театру. Но что-то пока никак не приобщаюсь. Видимо, не мое...