Польский защитник московского футбольного клуба "Локомотива" Мацей Рыбус рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Анатолию Самохвалову почему он не хочет уезжать из России, зачем Станиславу Черчесову стоит вернуться в Польшу и что главный тренер сборной России может творить взглядом, а также развеял миф о несовременности Юрия Семина.
"Черчесов – хороший тренер и человек"
- Мацей, где вы русский язык так хорошо выучили?
- Да что в этом такого? Русский немного похож на польский, я же не из Бразилии или Финляндии. Ребятам оттуда было сложно, мне – нет. Все-таки три с половиной года играл в Грозном. Когда только приехал, не знал ни слова, а общался только с двумя другими поляками из "Терека", установки тренера мне переводил (польский защитник "Терека") Пётр Польчак. Через полгода я заговорил сам. Даже не помню, как так получилось, потому что мой быт был однообразным: база в Кисловодске, отель "Грозный-Сити", "Ахмат-Арена", гостиницы и стадионы в других городах, самолеты. Всё. Я не ходил по магазинам и улицам за исключением редких посиделок в ресторане, общения на русском специально не искал, но выучил ваш язык легко.
- Вы думали, что из России уедете в один из лучших европейских чемпионатов, но все-таки вернетесь?
- Нет, конечно! Я вообще наперед никогда не думаю. Но я точно знал, что еду в Грозный, чтобы провести два сезона на хорошем уровне и попасть в какую-нибудь московскую команду или "Зенит". Но не удалось. Спустя время я уехал во Францию и оттуда уже вернулся в "Локомотив".
- Вы же в "Легии" были заметным игроком, который был на виду европейских клубов. Почему мечталось именно о команде из столицы России?
- Никаких предложений из Европы у меня не было, мною всерьез заинтересовался только "Терек". А чемпионат России, конечно, лучше, чем польский, поэтому я решил попробовать свои силы в вашей стране. Много моих знакомых из сборной Польши отправлялись в Германию, а мои амбиции были связаны с Россией. Да и в Германию я никогда не хотел. В мечтах была Англия. А попал во Францию. 28 матчей за "Лион" в Лиге 1, четыре игры на групповом этапе Лиги чемпионов – неплохой результат. Но "Лион" такая команда, где все быстро меняется. И мне пришлось уйти.
- Обидно было прощаться с чемпионатом Франции?
- Обидно. Я подписал контракт на три года, и когда ты в такой ситуации уходишь через год, все вокруг говорят: "Что-то у него не получилось". Но я был собой доволен, потому что стабильно был в составе. Просто тренер сказал, что ему не нужно так много левых защитников. Если б я остался, то сел бы на скамейку запасных.
- Вы же играли вместе с экс-полузащитником московского "Динамо" Матьё Вальбуэна.
- Да, разговаривали с ним о России, он очень рад был времени, проведенным здесь. Тепло отзывался о Москве, о чемпионате России, о "Динамо", о Черчесове. (Станислав Черчесов тренировал Вальбуэна в "Динамо", а Рыбуса - в "Тереке"). Мы с Матье не сильны в английском, а общались на этом языке, но помню точно, как он мне сказал: "Черчесов – хороший тренер и человек".
- Вы согласились с французом?
- Конечно. Мне нравилось работать с Черчесовым. Его главная черта – жесткость характера. Перед игрой мы всегда знали, что тренер нас великолепно настроит. Он отличный мотиватор. А на тренировках у Черчесова – концентрация, работа и никаких шуток. Я приехал из Польши, где "квадрат" воспринимается упражнением веселым. Ты шутишь, подкалываешь партнеров, они смеются над тобой. Попал в "Терек", зашел в "квадрат", эмоций во мне полно. И Черчесову это не понравилось. Дал понять, что шутки только после тренировки.
- Ругался?
- Черчесов умеет поставить игрока на место без ругани и крика. Просто посмотрит на тебя – и все становится понятно. Взгляд у него строгий.
- Еще главный тренер сборной России любит жонглировать фразами на разных языках мира. По-польски не общался с вами?
- Нет, только по-немецки и по-английски. Потом наши дороги разошлись, а когда я только перешел в "Локомотив", мы встретились в Москве попить кофе. Летом. Он уже к тому моменту владел двумя польскими титулами, выиграв чемпионат и Кубок страны с "Легией". Разговаривали на русском, да и зачем ему польский? Но я заметил, что Польша ему понравилась, о нашей стране мы и беседовали. По-моему, Черчесов в восторге и от "Легии", и от инфраструктуры, и от атмосферы большого клуба, и от Варшавы. Я думаю, он захочет вернуться в Польшу. Не знаю, когда это случится, но когда-нибудь должно. Именно в "Легию".
- А в сборную Польши?
- В сборной у нас пока есть хороший тренер и не надо ничего менять.
- Болельщики у "Легии" ведь буйные?
- В Польше говорят: "Или "Легию" любишь, или ненавидишь". Нейтрального отношения к команде нет. Когда поляк слышит "Легия", у него точно возникнет какая-то эмоция. Столичный клуб, который всегда претендент на чемпионство, участник еврокубков, манит или отталкивает людей. У команды много ультрас, которые устраивают настоящие шоу на матчах. Когда команда играет плохо, они выражают недовольство. Помню случай, когда мы неудачно сыграли на выезде, едем со стадиона на ужин в отель, и наши же фанаты останавливают автобус. Толпа внушительная. Все ребята из фанатов-бойцов. Здоровые, накачанные. Но ничего страшного, бить футболистов никто не стал, мы просто поговорили с ними, а они нам дали понять, что следующие матчи надо выиграть.
- Вы помните нынешнего форварда мюнхенской "Баварии" Роберта Левандовского времен чемпионата Польши?
- Конечно! Он играл за "Лех", забивал много голов, но не представлял собой игрока, который будет лидером атак сначала в дортмундской "Борусии", а потом и в "Баварии". Я играл против него в Польше, но не думал, что он станет тем, кем стал. Даже когда он перешел в "Боруссию", он не казался парнем с таким большим будущим. В первый сезон в Германии на него обрушивался шквал критики. А затем наступил следующий год – и он выстрелил. Если в Польше он был просто качественным форвардом с неким потенциалом, то в Германии набрал "физику", стал мощным. Но главная его заслуга в том, что он с каждым сезоном становится все лучше и лучше.
- Как так получается, что растешь в топ-клубе и никакого застоя?
- Это у него надо спросить, а не у меня.
- А если у вас?
- Знаете, у меня нет такой стабильности. Я могу сыграть хорошо, могу плохо.
- Довольны, кем вы стали в 28 лет?
- Когда-то я терял свои шансы, но я никогда не смотрю назад. Те ошибки, которые я сделал, остались в истории. Надо смотреть вперед. Я доволен этим сезоном, но и он еще не закончился. Нужно еще сильно постараться, чтобы добиться успехов.
- В "Локомотиве" вы чувствуете себя игроком стартового состава?
- Этот "Локомотив" отличает взаимозаменяемость игроков. Нет одного конкретного состава, который бы играл постоянно. Тренер постоянно меняет футболистов, я сам сначала выходил на поле, потом перестал, сейчас я вновь играю с первых минут. И здоровье есть, и форму набрал, поэтому чувствую в себе уверенность игрока стартового состава.
- Есть внутренний стержень "свое место я не отдам"?
- Конечно! Я хочу играть с первых минут и до последних. И это важно для того, чтобы попасть на чемпионат мира. Если я не буду в основном составе "Локомотива", вряд ли попаду в состав сборной Польши.
- А где, кстати, сложнее удержаться – в "основе" "Локомотива" или польской сборной?
- Думаю, в сборной. В "Локомотиве" 23 игрока, в сборной – 28, и еще может кто-то подойти из новичков. В Европе хватает молодых поляков, поэтому я не могу говорить о каких-то гарантиях для себя.
- Из неприкасаемых только Левандовский?
- Да, только он – капитан, звезда. Кроме него у нас звезд нет, но играет за сборную Польши не только Левандовский. У нас команда, которая помогает Левандовскому реализовывать себя, а он своими качествами дополняет остальной коллектив.
У Семина все расписано на все случаи жизни
- Какая профессиональная особенность у главного тренера "Локомотива" Юрия Семина?
- Юрий Палыч? Это опыт, это тренер, который может подобрать тактику под любого соперника. Ну, и настроить команду он мастер. А чего еще надо?
- Когда он возвращался в "Локомотив", многие сомневались в его способности построить тактически современную команду топ-уровня.
- У нас очень хорошие игроки. Если что-то не получается в командных действиях, (Джефферсон) Фарфан возьмет игру на себя, (Мануэл) Фернандеш… Эти ребята умеют и обыграть, и забить, и выиграть. Фарфан, я считаю, некоторые матчи выиграл в одиночку. Это большой плюс для команды. Юрий Палыч на тренировках спокоен, много не разговаривает, всю текучку делают ассистенты, а он всегда думает о будущем, и он тактически умный. Какой игрок должен выйти. Каким образом должен быть разыгран "стандарт". У Семина все расписано на все случаи жизни.
Братья Миранчуки способны заиграть в европейском суперклубе
- Удивительно, но основная сила "Локомотива" собиралась из объективно сомнительных деталей. Фарфан – возрастной, приехал из чемпионата ОАЭ, Ари оказался не нужен "Краснодару", Алексей Миранчук едва не ушел в казанский "Рубин", его брат Антон был возвращен из Эстонии без каких-либо гарантий. Мануэл Фернандеш и вовсе откровенно терял мотивацию в играх за "Локо". И все они разом вдруг пошли к чемпионству.
- Я не знаю, как в "Локомотиве" было раньше, кто играл хорошо, кто не играл вообще, потому что из Франции я особенно не следил за командой. Мне сложно сказать, почему в этом сезоне так, а в прошлых было по-другому. Но сейчас я знаю, что братья Миранчуки способны заиграть в суперклубе Англии, Испании или Германии. Ману уже играл там, в Европе. И сейчас может. Но ему-то зачем уезжать? Уезжать надо молодым. Это они должны хотеть играть в больших клубах Европы.
- У вас в 28 лет такого желания уже нет?
- Да мне все нравится в "Локомотиве". Я понимаю, что в своем возрасте должен быть реалистом. В 28 лет футболист, конечно же, может представлять интерес на международном рынке, но... Но на меня не посмотрят так, как на Миранчуков.
- Но век футболиста стал довольно продолжительным. Играет рядом с вами ведь Игорь Денисов в тридцать три, и многие требуют его заявить в сборную России на чемпионат мира.
- Я выступаю за хорошую команду, которая в этом сезоне играла в Лиге Европы. Если я буду стабильно выходить на поле, то буду в своей национальной сборной. Зачем мне куда-то ехать?
- Что вас особенно привлекает в России?
- Я привык к России, к чемпионату, к людям. Мне здесь комфортно, чувствую себя как дома. В Москве я никогда не сталкивался ни с какими неприятностями. А до Варшавы час сорок лета. В любой выходной можно сорваться. Иногда мне хочется увидеть друзей, родных, но частой скуки, находясь в Москве, не испытываю. Я же понимаю, какая у меня работа. Порой лучше отдохнуть. Хотя погода в Польше благоприятнее. Не такая холодная, как в Москве, где при минус 10-15, неохота даже соваться на улицу. Когда я завершу карьеру, хочу жить в Польше, а с Россией меня будут связывать друзья.
- А во Франции, где исторически много поляков?
- Но они не мои родные, и Франция не моя страна.
- На чемпионате мира вы попали в довольно странную группу с Сенегалом, Японией и Колумбией.
- Согласен, странная. Сборные с разных континентов, с разным стилем игры, но фаворит в нашей группе – Колумбия. Мы будем биться за выход из группы, ресурс есть. А самая главная игра – первая, против Сенегала.
- В России уже готовы сожрать свою сборную за оплошности на домашнем чемпионате мира.
- В Польше тоже требовательны к сборной. Никто не говорит, что мы должны быть в финале или даже полуфинале. Если выйдем из группы, то попадем на Англию или Бельгию. Понятно, что они очень сильны. Но вариант невыхода из группы никто даже не рассматривает.
- "Локомотив" крепко лидирует в чемпионате России, но вспоминает о недавнем поражении от пермского "Амкара". При этом Семин даже рад этому поражению, которое показало, что вы, игроки, умеете справляться со своей психологией.
- Я до сих пор не пойму, почему мы проиграли. Физически были готовы, разве что психологически были расслаблены. Но ничего у нас не получалось. Я жалею о тех потерянных трех очках, такие матчи, как с "Амкаром", мы должны выигрывать. Посмотрим, хватит ли нам в конце очков, или мы вновь будем вспоминать "Амкар".
- Легче догонять лидера или самим идти на первом месте?
- Не знаю даже. Лидировать приятно. Но догонять легче. (смеется) О "Спартаке" говорить не придется, если мы наберем чемпионский минимум очков. Все сейчас зависит от "Локомотива".
- Президент клуба Илья Геркус заявил, что свою задачу "Локомотив" выполнил – попал в пятерку.
- Возможно, уже в четверку вошли... Ну а если серьезно, то у нас большой шанс на большую цель. И такие шансы выпадают не каждому футболисту и не каждый год. Мы обязаны отнестись к этому соответствующим образом.