Самой импульсивной женщине русского футбола надо исповедаться.
«Зависть – сестра соревнования, следственно из хорошего роду», – писал Пушкин о неоднозначном понятии, складывающемся веками и утвержденным лично основателем христианства Иисусом Христом. Тот не любил зависть и говорил просто: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Эти строки определят гипоцентр всех следующих абзацев: зависть – это все-таки плохо; Александр Сергеевич, наверное, имел в виду другое.
Теперь громкое, но крепко обдуманное заявление: экс-президент «Локомотива» Ольга Смородская – ярая завистница. Оно основано вокруг древнющего афоризма: тяжелее всего для завистников то, что им никто не завидует. А я глубоко убежден, что в 2018 году завидующих Ольге Юрьевне людей не осталось.
Только без обид.
Это импульсивный крик со спорными тезисами, но пусть все будут уверены в его искренности. К такому мнению я – открытый поклонник красно-зеленых – пришел после ухода президента, а до этого верил и всячески оправдывал ее действия. Долбанутые высказывания про топ-10 полузащитников и топ-10 тренеров? – просто она темпераментная. Вытерла стол шарфиком? – фанаты раздули из мухи слона. Неудачные трансферы? – а при Наумове что, лучше были? Сомнительно.
Логика была проста: заушательство в адрес солидной женщины – сексизм. Аргументы в стиле «да просто бабы не понимают в футболе!!!» я считал антиморальными, а их авторов не уважал. Все клубные промахи преувеличивались и записывались на ее имя, а успехи – на кого угодно, только не на нее. Уволенные ею бедняги-тренеры отличные мужики, но где суператакующий Красножан, где мастер воспитания Коусейру, где Кучук, Божович – что с ними стало? Где тренировал Семин? Все – где-то в заднице. Разве что хорватский рок-н-ролльщик выбился, но это с какой стороны посмотреть.
Сейчас мне не стыдно признать: я жестко ошибался.
Ольга Смородская – роковая женщина. Время расставило точки над i, а выступать против неоспоримого довода (сексисты все же правы) – против кайфовых результатов современного «Локо» – слишком неумно. Теперь мне точно ясно: проблема крылась в руководстве.
Смородская назначала людей, теряла над ними контроль, перезагружалась – а уже через время, играя на собственном имидже, гильотинировала их бошки в прессе. А если она себе это дозволяла, то нетрудно найти и корень зла: это паталогическая зависть.
Закономерная последовательность и эволюция зависти Ольги Юрьевны на примере Славена Билича, тренировавшего «Локо» в сезоне-2012/2013, всего в пяти кратких абзацах:
Июнь-2012. Смородская: «Почему именно Славен? Потому что симпатичный. Шучу, конечно. Просто он один из лучших тренеров в Европе. Он амбициозен и идеально подходит для такой молодой и жаждущей побед команды, как «Локомотив». Поражена его талантом и уверена, что он выведет мою команду на новый уровень».
Июнь-2013. Хорват отправлен в отставку.
Июнь-2013. Назначен тренером «Бешикташа».
Июнь-2015. Назначен тренером «Вест Хэма».
Июнь-2015. Смородская: «Кто из отставленных тренеров произвел наибольшее разочарование? Славен Билич. До сих пор не нахожу ответа, почему не получилось в «Локомотиве», а потом, к примеру, получилось в «Бешикташе». В Турции тоже тяжкий турнир – а он там входил в тройку два сезона. Почему здесь девятое место? Не знаю».
Потом меня осенило: она так всегда.
2017-й стал взрывом переполненного завистливого баллона. Смородская очернила всех, с кем конфликтовала, почуяв приближающийся фурор.
Об Альберто Сапатере (возобновил карьеру в «Сарагосе» после трехлетнего простоя и стал капитаном)
«Что касается личности, то Сапатер замкнутый и жадный человек. Просто чокнутый на деньгах. Он себе ни разу нигде не купил чашку кофе. Пил только бесплатный, который дают в команде».
О Мануэле Фернандеше (стал центральным звеном команды и вернулся в сборную Португалии)
«Очень сильно разочаровал. Неприятный тип. Ровно поэтому он ничего в футболе и не достиг – его характер и натура не позволяют реализовать то, что дала природа. Я ведь много с ним общалась, пытаясь вытащить на свет божий. Но он весь в себе. Самодостаточен полностью и презирает всех вокруг, хотя оснований для этого у него нет никаких. Умом не блещет, как и всем остальным».
Об Илье Геркусе и новом руководстве (Кубок, плей-офф Лиги Европы, текущее первое место в чемпионате, хотя бы какой-то возврат болельщиков на стадион)
«Много вопросов к ним. Непонятно, в чем они видели свою задачу. Анонсировалось, что хотят наполнить стадион, но посещаемость прилично упала по сравнению с прошлым годом. То есть пока на этом поприще движения нет. Что касается успехов на поле, то они худшие за всю историю «Локомотива».
О Юрии Семине (ну здесь понятно)
«При Семине я никогда не входила в раздевалку. И, естественно, никогда не указывала, что делать на поле. Если я сейчас пью чай, я могу сказать, хорошо он заварен или плохо. Но я не знаю, как его заваривали. Точно так же я могу судить о качестве игры, но не скажу, почему команда так сыграла. В этом должен разбираться тренер».
А завидовать – грешно.
Тимофей Загорский