В интервью "СЭ" голкипер "Локомотива" рассказал, как мог оказаться в "Спартаке", почему он не сыграет за сборную Киргизии и с кем его путал Юрий Семин
Коченков попал в "Локо" из Бишкека в 15 лет, но дебютировал за первую команду только в ноябре 2017-го, после травмы Гилерме. Из семи матчей в воротах железнодорожников в чемпионате России и Лиге Европы Антон три отстоял насухо, а его команда ни разу не проиграла.
КАК ВРАТАРЬ РАВНЯЛСЯ НА ОВЧИННИКОВА
– После интервью вы идете на встречу выпускников академии "Локомотива" 1987 года. Кто еще там будет?
– Из тех, кого вы знаете, – Александр Черевко из "СКА-Хабаровск". Не смогли Инал Гетигежев (сейчас защитник "Оренбурга". – Прим. А.М.) и Ефим (экс-защитник "Локомотива" Сергей Ефимов. – Прим. А.М.) из-за личных проблем. Зато будет тренер Николай Михайлович Ульянов – один из самых известных специалистов академии клуба, работает около 15 лет. Выиграли с ним две "России"!
– Вы говорили, что в "Локомотив" в 2002-м попали благодаря удаче.
– Не без этого. Просто в "Желтых страницах" нашли номер, отец позвонил и спросил, когда можно придти на тренировку. А в Москву я приехал со сборной Киргизии на Олимпийские игры среди стран СНГ.
– Как там выступили?
– Даже из группы не вышли. Но хорошо, что я воспользовался тем, что оказался в Москве. Не факт, что появился бы другой шанс вырваться из Киргизии.
– Билеты вам не оплачивали?
– Да, родителям пришлось покупать.
– Москва после Бишкека поразила?
– Здесь все пугало поначалу. Города не сравнить, здесь масштабы другие. Когда пришел на просмотр, серьезно волновался: "Смогу ли я соответствовать этому уровню?". Понимал же разницу между киргизским и российским футболом.
– В других клубах пробовались?
– Кроме "Локомотива" еще приезжал в школу "Спартака". Провел одну-две тренировки с молодежкой.
– Почему выбрали "Локо"?
– Не знаю. Наверное, симпатизировал ему больше, как чемпиону страны ("Локомотив" выигрывал золото в 2002 и 2004 годах. – Прим. А.М.).
– Кто там впечатлял?
– Лоськов и Пашинин сейчас в нашем тренерском штабе. А на Сергея Овчинникова я равнялся как вратарь. Он хорошо ко мне относился. Когда приезжали с "Томью" играть с ЦСКА, пообщались с Сергеем Ивановичем.
СРАЗУ БЫЛО ВИДНО, КАК ХОРОШ ФАРФАН
– Вы рассказывали, что анализируете свои матчи. До сих пор?
– Да всем футболистам скидывают статистику. В "Мордовии" дали бесплатную подписку на год или два, и мне понравилось. Приходит два письма: с цифрами (сколько я сделал точных вперед и прочее) и видео. Там все мои действия в одной нарезке, не надо пересматривать встречу.
– Что именно полезного отметили в этом сезоне?
– Пару очевидных – хотя и не фатальных – ошибок заметил: с "Копенгагеном" не повезло однажды, с "Рубином" пас отдал неточный. Ничего такого, в принципе все нормально. Со своей задачей я справлялся. Мне нужна стабильность.
– Во встрече с ЦСКА (2:2) вашей вины в пропущенных голах нет? Витинью в первом круге уже забивал "Локомотиву" дальним ударом…
– Получается, все в футболе можно предугадать! Витинью бил по центру и попал точно в угол, высота удара – выше среднего. А второй гол… Да, не повезло на выходе, мяч неудачно отскочил. Но по-вратарски я прав и в другой раз поступил бы точно так же.
– С партнерами по обороне взаимодействие отлажено?
– Мне с Кверквелией, Михаликом и Пейчиновичем комфортно. Кстати, в матче с ЦСКА ощущал их поддержку: после каждого мяча, который ловил, меня подбадривали. Это было очень важно.
– Какие качества в них цените?
– Тарас – жесткий и боевитый. Соломон при подачах всегда стоит на ближней штанге и все снимает. Я предпочитаю отвечать за дальнюю.
– Вас часто принимают за Пейчиновича?
– Да, нас нередко путают.
– Семин – тоже?
– Нет, но Юрий Палыч как-то на обеде меня назвал Соломоном. Я никак особенно не отреагировал, спокойно выслушал.
– Вы назвали Фарфана лучшим игроком "Локомотива" в сезоне. Почему?
– Это же очевидно. Забивает во всех матчах и делает результат. Фарфан цепляется за мячи, играет с полной отдачей, не уступает. Еще когда он пришел в "Локомотив", было видно, что это хороший футболист.
НЕ ЗНАЮ, ПОЧЕМУ СЕМИН ВЫБРАЛ МЕНЯ
– Семин говорил, что до последнего выбирал вратаря на ЦСКА. Как узнали, что сыграете?
– "До последнего" – это не значит, что он на установке объявил, конечно. Но до ближайшего матча, с ЦСКА, оставалось совсем немного, всего пара дней. Я тогда, честно говоря, был не в курсе, насколько серьезна травма Гильерме. На следующее утро (3 ноября. – Прим. А.М.) состоялось собрание, и Палыч оставил меня на разговор. Сказал: "Готовься".
– Против "Шерифа" (1:2) Гилерме заменил Медведев. Почему Семин в конце концов выбрал именно вас?
– Не знаю, правда. Я ведь даже в заявку не попадал на Лигу Европы.
– Как отреагировали, когда "Локомотив" подписал летом Медведева?
– Не думал над тем, первым вратарем стану, резервным или третьим. Это прояснилось, только когда меня не заявили на Лигу Европы. Что меня, конечно, расстроило.
– В первый заход в "Локомотив" вы не выбрались выше дубля, но два года назад вернулись. Тоже только в резерв?
– Шел сюда с позитивным мыслями. Хотелось регулярно играть в топ-клубе. И не в каком-то, а своем родном. Ожидал, что буду выходить в основе.
– В итоге вас отправили в "Краснодар", где травмировался Синицын. И ни разу не вышли на поле.
– Тогда в команде на контракте был Дикань, а я только в аренде. Да и поводов убирать Андрея из основы не возникало, он хороший вратарь.
НЕ ВЕРИЛ, ЧТО В "ТОМИ" С НАМИ РАССЧИТАЮТСЯ
– Год назад вы снова ушли в аренду – в "Томь". Сразу решили, что не останетесь в Москве?
– Да. Разговаривал с "Локомотивом", мне советовали: "Подумай, оставайся". Но я сам выбрал "Томь": нуждался в практике.
– Время в Томске – ад?
– Теперь уже по-другому на него смотрю. Все-таки через 10 – 11 месяцев рассчитались. Хотя я до последнего в это не верил. Знаю такие ситуации, они практически никогда удачно не разрешаются. Когда должны за семь месяцев, клубы просто банкротятся.
– Вас в "Томи" кормили только обещаниями?
– Проходит месяц, два – зарплаты нет. Но такие задержки в клубах вроде "Томи" обычное дело. Но когда мы ничего не получили и на четвертый месяц, начались вопросы. Нам пообещали зарплату, но ничего не выплатили. Перенесли еще на два месяца. А потом и через два не дали! За семь месяцев вообще не заплатили – ничего, ни разу.
– Бойкотировали тренировки?
– Несколько раз. Но на матчи выходили. Да мне было бы и странно не выходить. Я ведь в "Томь" ушел, чтобы играть.
– После Томска могли еще раз уйти в аренду?
– Звонили из "Краснодара". Но я уже был заявлен по ходу сезона за две команды, больше нельзя. А летом из "Локомотива" Илюха Абаев ушел (в "Ростов". – Прим. А.М.). Решил дождаться лета. Думал: "Локомотив" попал в Лигу Европы, есть еще Кубок. По-любому в таком плотном графике у меня появится шанс". Но потом взяли Медведева.
СЕМИН СО ВРЕМЕН "МОРДОВИИ" НЕ ИЗМЕНИЛСЯ
– Реально вытеснить Гилерме из основы, когда он восстановится?
– Обсуждать это некорректно. Третий я вратарь, пятый, десятый – всегда работаю, выкладываюсь на тренировках. Решения за тренерским штабом.
– С Семиным вы пересеклись в "Мордовии". Как он изменился?
– Вообще никак, остался тем же. Жесткий тренер.
– Там он ругался на Виктора Васина, который в мороз пододевал штаны.
– После какой-то игры – вроде в Перми – Палыч нормально пропесочил Вите за "лосины". Мне от Семина тоже доставалось. Постоянно держал в тонусе, кричал и на тренировках, и в перерывах, много требовал.
В ХАБАРОВСКЕ НАСТРАИВАЛСЯ НА МИНУС 20
– Как вспоминается выезд самый экстремальный в сезоне – в Хабаровск?
– Нам еще повезло. ЦСКА совсем в адскую погоду играл, двух футболистов потерял. А дубль "Локомотива" вышел при минус 20! Я себя настраивал на такой дикий холод, а минус 13 ощущались более или менее. Оделся в три слоя: термобелье, "болонка" – с обрезанными капюшоном и рукавами – и футболка. В одном "термо" было бы холодно, тем более СКА особенно работой не загружал.
– Ваш самый холодный матч в карьере?
– Прошлый год с Томском заканчивали в Уфе (0:1). Там я сильно замерз! Минус 17 – какая-то катастрофа. Хотя оделся точно так же, как в Хабаровске.
– Этой зимой все не так плохо?
– В целом погода нас пощадила. Хотя засунули пять туров вдобавок к первому кругу. Но 11 декабря в Питере с "Тосно" игралось комфортно! Вот тренироваться в этот холод не очень приятно. Когда поле в Баковке снегом засыпает, оно превращается в кашу.
– Почему в Хабаровске вам разрешили играть в повязке для шеи, "снуде"? Как ранее это сделал Игорь Акинфеев.
– Сначала я пытался заправить этот шарф, чтобы не заметили. Но в итоге судьи поняли, какая погода, по-человечески поступили и даже ничего мне не сказали.
– В "Мордовии" вы возмущались: "Какого черта выходить на поле в метель, а не в июне-июле?" Сейчас эмоции те же?
– А как иначе? Хотя я понимаю, почему так делается. Еврокубковый календарь, трансферные окна… Не знаю, надо ли на "весну – осень" возвращаться и какое решение лучшее.
– Крытые стадионы?
– Жалко, что у ЦСКА, "Спартака", на стадионе "Динамо" арены не такие. С "Зенитом" на Крестовском было супер! И в Копенгагене мы тренировались под крышей. Совсем не чувствуется, что ты в манеже, парникового эффекта нет. Это не как в Новосибирске – вот там манеж в худшем смысле, это не очень здорово. Будет круто, если и "Локо" сделает крышу на своем стадионе.
– Мечтаете когда-то попасть в сборную России? Или вам предлагали поиграть за Киргизию?
– Да, такие разговоры ходили. Если честно, мне не представляется возможным выступать за сборную Киргизии из-за отсутствия гражданства. Да, я там родился, но у меня нет паспорта. А главное, если бы его получил, стал бы легионером в российском чемпионате – а он у меня в приоритете.
ДЕБЮТА В ОСНОВЕ "ЛОКО" КОЧЕНКОВ ЖДАЛ 10 ЛЕТ
Первые матчи за молодежную команду "Локомотива" Антон Коченков провел в 2007 году. А в 2009-м он впервые покинул московский клуб, перебравшись в "Нижний Новгород". Затем голкипер сменил еще шесть команд (при этом за "Краснодар" так и не сыграл), несколько раз возвращался к железнодорожникам и, наконец, осенью этого года дебютировал в их основном составе в 30-летнем возрасте.