Ари все годы пребывания в России говорит о желании сыграть за нашу сборную на чемпионате мира, а вчера заявил о том, что вскоре получит такую возможность вместе с паспортом гражданина РФ. Rusfootball.info о том, почему мечты бразильца, скорее всего, не сбудутся.
Не нашего поля фрукт
Любое заявление Ари, Жоаозиньо или кого-то ещё из иностранцев о желании играть за сборную России вызывает дискуссию о том, нужны ли вообще легионеры в сборной? Многие и за наши клубы болеют менее остро, поскольку в еврокубках за «Спартак» или «Зенит» в старте могут запросто выйти 8 иностранцев. Какая же это сборная России?
Глобализация добралась и до футбола сборных: сейчас это уже не совсем соревнование народов, а соревнование футбольных систем, которые взращивают футболистов – посмотрите на составы Германии и Франции. Но турки и африканцы, как ни крути, выросли в этих странах, так что история с Ари другая.
Ещё одно отличие от случаев Фернандеса, Рауша, Нойштедтера и Гилерме в том, что у непосвящённого человека, который увидит футбол и нашу сборную на Чемпионате мира впервые за несколько лет, эти ребята не вызовут никаких вопросов. А вот Ари с его цветом кожи вызовет. В своё время Тчуйсе так и не сыграл за сборную России, по одной из версий, из-за угроз скинхедов. Сразу скажу, что расизм – это отвратительно, никакие формы дискриминации неприемлемы, но надо понимать, что в случае неудачной игры сборной и Ари в частности, на него выльется больше негатива, чем на кого-либо. Вы же не забыли, как все накинулись на Ари после драки в конце финала Кубка России?
Конечно, когда-то за сборную России должен наконец сыграть темнокожий, почему нет? Возьмите того же Брайана Идову, который сейчас вызывается в сборную Нигерии и забивает за неё аргентинцам. Уровень российской команды он вряд ли тянет, но несколько неоспоримых преимуществ имеет.
Не говорит по-русски
А вот Идову говорит лучше, чем среднестатистический житель России. Слушать интервью этого парня – одно удовольствие. Брайан вырос в Петербурге, его вполне можно назвать русским парнем, а цвет кожи совершенно не мешает воспринимать его как своего. И такой персонаж кажется куда более подходящим на роль темнокожего первопроходца в российской сборной.
С условным Идову можно было бы сделать много интересных интервью, раскрыть его личность, с помощью него стереть расовые предрассудки. С Ари не получится сделать ничего такого просто потому что ни одного интервью на русском он ещё не дал и, наверное, не даст в ближайшее время. По той же причине исключительно как иностранный работник воспринимается Марио Фернандес, в котором русского меньше, чем в Ари. Можно не испытывать никакого негатива к этим бразильцам, но пока они сами не являются частью российского общества, нелегко воспринимать их в команде нашей страны так же, как остальных.
Но такой же, как и наши
Натурализация – новое явление для нашего футбола, но, к примеру, в 2007-м году победу на Евробаскете сборной России принёс бросок Джона Роберта Холдена. Кто-то у нас в стране за натурализацию, кто-то – против, но истина всегда где-то посередине. Да, натурализация возможна, но только если в ней есть реальный смысл. Если иностранец заметно лучше наших.
После Евро-2016 мы ныли, что у нас нет такого игрока, как Гамшик. Как Рэмзи. Как Бэйл. Следующим летом будем ныть, что нет Салаха. Разве натурализация Ари позволит нам обрести такого игрока?
Играет не на проблемной позиции
Да, Кокорин и Смолов – не самые грозные нападающие мирового футбола, но лучше ли их Ари? Честно говоря, вряд ли. У нашей команды есть действительно проблемные зоны, где не помешало бы и количественное, и качественное усиление, но сейчас линия нападения таковой не смотрится. Если Смолов, под которым Ари сидел на скамейке в «Краснодаре», не сможет проявить себя на ЧМ, то почему Ари должен зажечь на турнире?
Как ни крути, чтобы играть за сборную не совсем своей страны, ты должен быть не таким же, как местные, ты должен быть на порядок выше. Ари всегда играл с перепадами настроения и интереса к футболу, но на Мундиале он должен будет собраться. Однако от фразы «нет у нас таких игроков как...» это не спасёт, ведь он такой же средний по мировым меркам игрок.
Преимущество Фернандеса и Рауша как раз в том, что они не занимают чьи-то чужие места. Смольников был стабильно хорош 2 года назад, Самедов так себе защитник, поэтому даже не в оптимальном состоянии Марио способен выигрывать конкуренцию. Слева выбор между мало играющим Жирковым и Комбаровым с Щенниковым не впечатляет, что вкупе с игрой в Бундеслиге обосновывает и присутствие Рауша. В нападении же Черчесов вынужден ломать голову, выбирая между Смоловым и Кокориным или вариантом их совмещения, а Ари, выходит, усиление только количественное.
Не факт, что отвоюет место в составе и наберёт форму
Ари хочет сыграть на чемпионате мира (вопрос – а после него желание не отпадёт?), но до Мундиаля осталось не так много времени. «Локомотив» на финише сезона разогнался так, что перерыв очень кстати для бразильца в плане борьбы за возвращение в состав. Восстановись Ари на месяцок пораньше – вряд ли бы Сёмин стал убирать феноменального Фарфана из нападения, ломать связки Миранчуков и Фернандеша ради возвращения бразильца.
Зимой что-то может поменяться, но у Фарфана впереди исторический для Перу чемпионат мира, захандрить он не должен. Для участия в Мундиале Ари весной должен рвать на уровне осенне-зимнего Джеффа, но после серьёзной травмы в 32 года стать лучше себя прежнего (потому что прежний не сшибал дверь в сборную с петель, играя по настроению) нашему будущему соотечественнику будет очень тяжело.
Иностранцев и так хватает
«Рауш переводит мяч на фланг Фернандесу, скидка, иии Ари забивает гооол!!!» – звучит неплохо, но как-то не очень похоже на матч сборной России. Ещё недавно шли горячие споры о натурализации, сейчас же она приобретает почти промышленные объёмы, причём натурализовываются отнюдь не мастера мирового уровня. Понятно, что Ари и Гилерме паспорт делал не Мутко. Гилерме вообще его никто не делал, Ари помогал «Локомотив» с целью облегчить ситуацию с лимитом. Но пример того же Нойштедтера говорит, что эффективнее всё-таки искать другие способы движения национальной команды к прогрессу, положение которой несколько легионеров в лучшую сторону не изменили.