Португальский нападающий Эдер (тот самый, которого не любит, кажется, вся Франция за гол в финале чемпионата Европы) в конце лета пополнил ряды «Локомотива». О прошлом говорить не очень любит — было и было — концентрируется на настоящем. О непростом в детстве, футбольных скитаниях и первых днях в составе «Локо» Эдер рассказал в интервью клубной пресс-службе в Австрии, где команда проводит сбор во время паузы в чемпионате.
- В первый свой день в «Локо» ты дал три эксклюзивных интервью ведущим спортивным изданиям в России. Будем ставить тебя в пример.
- Одной из основных тем, конечно, был чемпионат Европы. У меня всегда были хорошие отношения с прессой. Их работа важна для футбола, я это понимаю.
- Пик интереса наверняка был год назад, после Евро.
- Это было нечто! В Португалии, похоже, не осталось газет и журналов, которые со мной бы не пообщались. Было еще много корреспондентов из Франции, Англии, Италии… И все те же вопросы: «Вспомните, как вы забивали тот самый исторический гол...», «А как там Кришитану Роналду?»... Многие люди спрашивали и спрашивают меня про Евро, но это уже в прошлом. Сегодня я игрок «Локомотива» и хочу говорить о моей команде, о том, что происходит сейчас. Самое важное — как можно скорее адаптироваться здесь.
- Ты родился в Гвинее-Бисау. Там и прошло твое детство?
- Да, но уже в трехлетнем возрасте переехал в Португалию вместе с родителями. О родине помню очень мало, да и никогда туда не возвращался. В шестилетнем возрасте оказался в школе-интернате, где учился и жил вместе с другими детьми. Через год отец забрал меня к себе, но это продлилось недолго — с восьмилетнего возраста и до совершеннолетия я провел в интернате. Можно сказать, я воспитывался в интернате.
- В Португалию семья переехала за лучшей жизнью?
- Да, мой отец хотел этого для нас с мамой. Отец работал на стройках, а мама заботилась о стариках и подрабатывала горничной. Там в 12 лет я пошел в свою первую футбольную школу.
- Ты хотел заработать деньги, чтобы семья жила лучше?
- Нет-нет, я просто любил футбол. Играл в него везде, где была такая возможность. Всегда мечтал стать профессиональным игроком. Поэтому гоняли мяч в школе, в интернате. Начинал, как и все — не на футбольном поле, а на улицах, во дворах. В 12-летнем возрасте все изменилось: я попал в школу «Адемии». Мне там, понятное дело, нравилось. Но когда я решил сменить клуб, «Адемия» заняла жесткую позицию - не отпустила. Тогда я сказал: в футбол играть не буду. Молодой был. Год провел без футбола. В 20 лет заключил свой первый контракт с «Академикой».
- Как в семье отнеслись к выбору в пользу России?
- Родители знают, что я перешел в «Локомотив». Отец счастлив, что я принял такое решение: он знает, что это большой клуб в России, новый вызов для меня. Мама в футболе не особо разбирается: ей достаточно знать, что у меня все хорошо, и что я счастлив. Но, конечно, я рассказал ей о «Локо». Я бы хотел, чтобы моя семья и друзья были рядом. Буду ждать их в Москве.
- Ты приезжал в город вместе со сборной в 2012-м?
- О, да! Чем мне запомнилась Москва? Огромные здания, много людей… Очень понравилось одно здание в центре города, как же оно называется?.. - Эдер долго листает фотографии в смартфоне и наконец находит изображение Собора Василия Блаженного. - Да, а еще Красная площадь и Кремль! Я так понял, что Кремль — это, как старый город? Вы же понимаете, что особо времени у нас в Москве не было: отель-тренировка-отель. Не удалось рассмотреть все внимательно, обязательно сделаю это в ближайшее время!
- Где ты встретил свою супругу?
- Нас познакомили друзья на одной вечеринке во Франции. Отмечали день рождения одного нашего общего друга. Я увидел эту девушку и подумал: почему нет? Наверное, это называют любовью с первого взгляда. Я почувствовал, что мне надо подойти и поговорить. Так и сделал. Два месяца назад мы поженились.
- Иногда я романтик, — смеется Эдер. - Я попросил организаторов нашей свадьбы устроить сюрприз: небольшой самолет вывел в небе наши инициалы.
В подтверждение своих слов нападающий показывает очередное фото в смартфоне и добавляет: - Это было не так дорого, как ты мог подумать.
- Как супруга отнеслась к переезду в Россию?
- Она знает, что это большой вызов для меня. Ей уже не терпится узнать Москву! Она из тех людей, которые планируют все заранее и уже начала изучать все, что касается города и культуры. Она изучала право, работала в HR-отрасли, но сейчас пока не работает. Она у меня очень умная! Сейчас как раз занимается изучением города.
- В Португалии ты написал книгу вместе с другим автором о себе и своей жизни.
- Да, это так. Но я считаю это прошлой историей.
- И все же, зачем тебе это было нужно?
- Я написал книгу, чтобы помочь людям, посоветовать им что-то на примере своей жизни. Но я бы иначе отнесся к этому проекту, если бы дело касалось сегодняшнего дня.
- Ждать второй части?
- Возможно, она будет намного лучше. Это не значит, что я стал другим человеком или что-то переосмыслил. Просто такими вещами, как мне сейчас кажется, нужно заниматься уже после завершения карьеры. Ведь тогда ты можешь ответить на гораздо большее количество вопросов.
- Ты не раз говорил, что перед подписанием соглашения советовался с Марко Башей и Ману Фернандешем.
- Да, я задавал достаточно стандартные вопросы: о стране, клубе, культуре и людях. Мне тоже было это интересно. Марко был в «Локо» уже достаточно давно, но мы близко дружили в «Лилле», и он стал тем человеком, который мог дать мне первую подсказку и представление о клубе. Марко меня заверил: тебе понравится и город, и клуб. Ману только подтвердил слова Марко. Он обрадовался моему приезду: сказал, что это будет хорошо и для меня, и для команды.
- Расскажи о первых своих днях в «Локо».
- Адаптация проходит просто отлично! Все ребята помогают мне обжиться, почувствовать себя дома. В ходу английский и французский языки, словом, меня понимают. И, конечно, Ману и Гиля помогают мне освоиться, ведь они говорят на португальском. На сборах двухразовые тренировки, это то, что сейчас мне необходимо. Сейчас нужно скорее набрать форму. Тренеры и весь персонал помогают мне, тут собраны отличные игроки. Словом, все супер.
- Ты уже успел пообщаться с тренерским штабом?
- Да, главный тренер рассказал о том, как играет команда, какие задачи он ставит перед игроками. Немного об истории клуба поговорили. Тренер требует, чтобы мы работали как команда — все вместе обороняются, вместе нападают. Также рассказал об особенностях жизни в Москве, о ее пробках. Это был один из первых вопросов, которые я задавал всем сотрудникам клуба, как прилетел. Было интересно, правда ли, что все настолько ужасно, - смеется Эдер. - Семин посоветовал мне жить поближе к базе.
- Ману, кстати, довольно-таки быстро выучил русский язык. У тебя есть такая цель?
- Да, я подумываю над тем, чтобы нанять репетитора. Это поможет и в быту, и в футболе. Первое слово, которое я выучил? «Спасибо»! Когда получал форму, хотел поблагодарить администратора команды, но что-то меня заклинило: забыл, нужно сказать «привет» или «спасибо». Но в итоге выбрал правильный вариант. Спустя пару дней я уже немного подучил русский: «Как дела?», «Доброе утро!», думаю, это только начало.
- Ты наверняка знаешь о травме Ари, завоевавшего место в основе. Поэтому на тебя возлагаются большие надежды.
- Да, поэтому мне нужно усердно работать, чтобы эти надежды оправдать. Мне важно, чтобы люди во мне не разочаровались, ведь я приехал сюда забивать и помогать команде. Так что, вполне возможно, вы увидите фирменную белую перчатку и в Черкизове.