И У "ЛОКО" ЕСТЬ МОТИВЫ
Предматчевая подоплека сводилась, кажется, к одной-единственной теме: прилетит ли в Екатеринбург Ари и побеседует ли, прихватив для храбрости Фарфана – на поле или где-нибудь еще – с Фидлером и Павлюченко. Точно так же, главной новостью, подавали две недели назад их потасовку на последних минутах кубкового финала, в тени которой, к сожалению, остались победный мяч Денисова и дивный гол Миранчука. Неужели российский футбол и наше его восприятие докатились до такого состояния, что в финале – в финале! – два точных удара по голове интереснее для публики, чем два точных удара по воротам?
Еще более несерьезно было ждать продолжения эксцессов на Урале. Футболисты – люди горячие, но отходчивые: повздорили, разошлись и забыли. Мало ли чего бывает на эмоциях? Однако "Локомотив" поступил по-футбольному мудро и бразильца с собой не взял: отнюдь не потому, что опасался за него, – суровый президент "Урала" Григорий Иванов охоты на Ари не допустил бы, – а скорее всего, чтобы ажиотаж вокруг всей этой истории не затмевал самой игры. В которой "Локо", может быть, и не имел особых стимулов, но Юрий Семин ведь – из старообрядцев, из тех немногих, кто все еще за футбол, а не за "околофутбол".
У "Урала" же мотивация возникла незаметно, словно сама собой. Еще в конце апреля он себя вполне вольготно чувствовал на приличном отдалении от аутсайдеров, но череда неудач и синхронный спурт "Оренбурга", Тулы и Самары внезапно сократили отрыв до дискомфортно малой величины. Еще одна неудача грозила уральцам реальной опасностью вывалиться в стыковое чистилище, а то и – как знать – напрямую в ФНЛ. Чудеса на финишах чемпионатов – явление традиционное. Потому "Уралу" была необходима победа. Не как реванш за Кубок – его и брать надо в Кубке, – а как гарантия от вылета.
РЕКВИЕМ ПО НЕРВНЫМ КЛЕТКАМ
Подгоняемые этой крайней нуждой, хозяева сразу помчались в атаку, и "Локомотиву" потребовалось немало времени, чтобы приноровиться к их прыти. Манучарян, Ильин, Бикфалви по очереди вбегали с мячом в опасные зоны. Правда, всерьез напрячь Гильерме не смогли – то хладнокровия не хватало, то мастерства. Зато наверняка напряглись перед телевизорами игроки "Крыльев Советов" и "Арсенала".
А через 15 минут "Урал" вдруг сник, сдулся, словно из него выпустили воздух. Почувствовалось, что психологически команда несколько выхолощена; видно, слишком уж много израсходовала она нервов, слишком много свалилось на нее переживаний и стрессов за два весенних месяца – и победная серия, и удивительный отыгрыш в Краснодаре, и исторический выход в финал, и поражение в этом финале с дурным послесловием, и скандал на открытии петербургского стадиона… В общем, с этого момента и до тех пор, пока не надоело, игру единолично вел "Локомотив".
У москвичей, как оказалось, с настроением все в порядке: атаковал он не только выверенно, точными маневрами всей команды, но и с явным удовольствием, в охотку. Опасные моменты, правда, удавалось создавать только со стандартов, но дело здесь отнюдь не в скудости наступательных ресурсов "Локо", а в тактических фолах, которыми пользовались уральцы при срыве атак. Такая защита часто помогает сбить порыв, размельчить игру, вывести соперника из равновесия, но чревата угрозами воротам, если у соперника есть в наличии хороший подающий. "Урал" этого не учел – и доигрался: очередной навес Фернандеша обернулся результативным кивком Пейчиновича.
КОГДА СУДЬЯ – ТОВАРИЩ, А НЕ ГРАЖДАНИН
Пропущенный гол смутил уральцев, они задергались и в следующий раз сфолили уже неосторожно – на линии штрафной Данцев опрокинул Игнатьева. Безбородов уверенно назначил 11-метровый и был стопроценто прав: линия – это уже штрафная. Фернандеш положил себе в копилку еще один голевой балл.
К слову, минутами ранее эпизод, визуально располагающий к пенальти, возник и у других ворот – мяч задел руку кого-то из защитников "Локомотива". Но и здесь судья разобрался: как таковой игры рукой не было. Или, как сейчас говорят правила, она была в "естественном положении".
А вот "Урал" оказался в неестественном: при Тарханове этой весной его громили дома только "быки" в конце февраля – и те лишь полчаса. Можно лишь догадываться – без риска ошибиться – кто именно в оранжевой куртке и какие слова говорил в раздевалке, но на второй тайм хозяева выскочили, словно ошпаренные, и эмоции откуда-то снова взялись. Теперь уже "Локомотив" перебирался через середину поля лишь эпизодами. И хотя эпизодов этих вполне могло хватить и на 0:3, и даже на 0:4, куда больше шансов было на то, что матч завершится вничью – так самозабвенно пер вперед "Урал". Но Гильерме, вдохновленный, не иначе, вызовом в сборную для подготовки к Кубку конфедераций, был бесподобен и выуживал мячи отовсюду – из-под штанг, с "ленточки", с чужой головы и ноги. Обманул его только свой – защитник Кверквелия, рикошетом от которого мяч нырнул в сетку после удара Лунгу.
На последних минутах уральцы дважды мечтали о пенальти, но в падении Бикфалви, наткнувшегося на защитника, и в приеме мяча неопознанной частью туловища на дальнем углу вратарской кем-то из москвичей Безбородов не углядел никакого криминала. А в компенсированное время счет дважды мог измениться. Сначала Майкон через пустую уральскую половину ушагал на встречу с Араповым, но спижонил и позволил вратарю отличиться. А затем после заброса Бикфалви с шести метров в падении пробил точно в крестовину. И теперь "Уралу" нужно добывать очки в Уфе.
Евгений ЗЫРЯНКИН