Переход «Локомотива» на игру в три центральных защитника – не просто погоня за модой, но и способ обойтись без Алексея Миранчука, а также безболезненно пережить потерю Александра Самедова.
К построению с тремя центральными защитниками каждый тренер приходит этой зимой по собственным причинам. Если Виктору Гончаренко в ЦСКА эта схема позволила укрепить возрастную оборону и раскрыть потенциал Игнашевича-распасовщика, то у Юрия Семина другая забота: сохранить игровой баланс при крайне вероятном расставании с футболистом, на которого сейчас возник угрожающий спрос.
Алексей Миранчук переживает этап карьерного пинг-понга, но тренер «Локомотива» не может заниматься строительством команды, бесконечно мотая головой между вариантами «уйдет» и «останется».
Эта неопределенность точно мешает Семину, который потерял зимой Самедова и видел Миранчука наиболее естественной заменой тому на правом крыле атаки. В схеме 4-2-3-1, с которой «Локомотив» начинал свои зимние сборы, Миранчук выходил правым в тройке в двух первых контрольных играх – с дублерами «Вердера» и «Базелем». Проигранный матч со швейцарцами стал для Алексея последним в этом амплуа. Его показатели действительно не впечатлили: ни одной передачи в штрафную, ни одного точного удара по воротам. Нападающий Портнягин получил за тайм, проведенный на поле вместе с Миранчуком, от него только один мяч, потому что чаще всего Алексей взаимодействовал с защитником своего фланга Янбаевым (отдал 5 передач, получил 11) и опорным полузащитником Денисовым (отдал тому 9 мячей, получил 10).
Тяга Миранчука к смещениям в центр нашла у Семина понимание: в трех следующих спаррингах он помещал игрока в центр атакующей тройки, и в последнем из них, с «Видеотоном», Миранчук забил свой первый зимний мяч.
Это было 3 февраля, а потом что-то случилось в жизненных планах то ли Миранчука, то ли Семина, то ли обоих сразу. Два дня спустя в игре с японским «Сёнаном» «Локомотив» перешел на новое построение, уточненное в следующем матче против «Сондерийске», но в обоих случаях Алексею Миранчуку места среди 11 стартовых игроков уже не находилось. Единственным внешним индикатором того, что тактическая реформа назрела, были результаты пяти матчей в исходной расстановке: три победы и два поражения, причем «Локомотиву» ни разу не удалось забить больше двух мячей и ни разу не удалось победить, когда он забивал только единожды.
Можно, конечно, ссылаться на неполноту состава, в котором основной вратарь Гильерме стал выходить на поле только с третьего матча, а основные защитники Чорлука и Пейчинович – с пятого, а лучший игрок «Локомотива» в ноябре и декабре Фернандеш участия в матчах не принимает вообще. Но тут, скорее, следует перенести акцент внимания на то, что в эту естественную для экспериментов пору Семина не убедили подмены основным исполнителям в старой схеме. В центре обороны он один раз попробовал Лапшова, на правом фланге защиты – Игнатьева и Ротенберга, но эти опыты продолжения не получили.
При этом в «Локомотиве» есть футболист, которого тренер двигает с места на место регулярно. Это Дмитрий Баринов, начинавший матчи зимы уже на четырех разных позициях. Он приступил к сборам левым центральным защитником в связке с Михаликом, потом переместился в опорную зону к Игорю Денисову, далее, продолжая подъем к атаке, становился правым полусредним, и, наконец, вернулся в защиту на место центрального в тройке. Таким образом, Баринов – главный универсал сегодняшнего «Локомотива», но не его в первую очередь стоит рассматривать как решение проблемы Миранчука. Человеком на эту позицию – в атаке справа – скорее, становится Владислав Игнатьев. Но в более широком смысле «Локомотив» учится обходиться без Миранчука, перестроив всю схему.
Она пока нащупывается, ее цифровое выражение колеблется в интервале от 3-5-2 до 3-4-3, то есть Семин определился только с количеством защитников, даже еще не с их именами: на три места претендуют Пейчинович, Чорлука, Михалик и Баринов. Яснее на флангах, где Виталий Денисов слева вообще незаменим, он выходил в стартовом составе всех семи матчей при любой схеме, а справа после ухода Шишкина и в результате неудачных проб Семин, очевидно, возвращается к кандидатуре Янбаева.
Средняя линия будет формироваться вокруг другого Денисова – Игоря. Он тоже выходил в стартовом составе всех прошедших игр, таких футболистов у Семина пока только двое, а фамилия у них – одна. Игорь заключил с «Локомотивом» полноценный контракт и врос в команду уже настолько, что даже произнес вслух несколько слов в камеру клубного телевидения. Для главного молчуна российского футбола это целое событие.
Пока неясно, будет ли рядом с ним еще один чистый опорный полузащитник. Ндинга статус основного утратил после двух первых контрольных матчей, а Коломейцев, сменивший Дельвина, может играть и левого полусреднего. Но там же может появляться и Касаев, оставляя зону справа Игнатьеву.
Нападающих может быть двое, и, вероятно, по этой причине «Локомотив» пока не отказался окончательно от Шкулетича: серб едет на третий сбор конкурировать с Майконом, Фарфаном и, внезапно, Артемом Галаджаном, который пока делит с Коре лидерство по забитым на сборах мячам. Этот воспитанник клуба в заключительном матче второго сбора появился в стартовом составе. Миранчук тоже едет на третий сбор, только «Локомотив» больше не заботится поиском ему оптимальной позиции и, похоже, уже не зависит от его планов на жизнь.
Текст: Роман Трушечкин
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, РИА Новости/Михаил Воскресенский