Спортивный директор «Локо» — об опыте работы в Канаде и в «Шальке-04», о феномене Нойера и задачах в России.
Новым спортивным директором «Локомотива» 22 января стал немец Эрик Штоффельсхаус. Специалист 11 лет провёл в «Шальке-04», а с 2014 года работал техническим директором в Канаде. В интервью «Чемпионату» он рассказал о задачах, которые руководство «Локомотива» поставило перед ним.
«Главная задача — сделать «Локомотив» лучше»
— Прежде всего: кто пригласил вас в «Локомотив»?
— Президент клуба Илья Геркус. У нас с ним состоялся разговор, который мне показался очень интересным. И, даже несмотря на то что меня ценят в Канаде, я был рад предложению, которое поступило от «Локомотива». Мне кажется, что у этого клуба замечательные возможности.
— Главная ваша задача в «Локомотиве»?
— Сделать команду лучше. Этого мы и будем добиваться, хотя вы должны понимать, что это не так уж и просто. Для этого должно быть правильное время, хорошие предложения на рынке и минимум переоценённых игроков.
— Успели плотно пообщаться с главным тренером Юрием Сёминым?
— Мы общались на первом сборе, обменялись мнениями. Я поговорил и с президентом клуба, и с игроками основы.
— Когда собираетесь переехать в Россию?
— Я обещал президенту «Вест Оттавы» — последнего клуба, где я работал, — что не покину клуб немедленно. Поэтому сейчас стараюсь сделать всё, чтобы мой переход был безболезненным и оставил всех удовлетворёнными. Честно, канадцы не особо хотят меня отпускать, но понимают, что для меня это большой шаг вперёд. Конечно, сейчас немного изнурительно работать в таком цикле, но я готов быть в футболе в режиме 24/7.
— Вы уже успели оформить два трансфера в «Локомотив».
— На самом деле, пока только один – мы подписали Джефферсона Фарфана. Считайте, что всё остальное лишь слухи. Сейчас мы поддразниваем аудиторию намёками, что скоро что-то точно произойдёт. Поверьте, это стоит того, чтобы немного подождать.
«Если надо, Фарфан хоть сквозь стену пройдёт»
— Эзекил Хенти покинул клуб. Аренда в клуб из ОАЭ — ваша инициатива?
— Я был в курсе ситуации, но не могу сказать, что это моё личное решение. Это коллективный шаг: и главный тренер, и президент клуба участвовали в обсуждении.
— По Шишкину решение также принималось коллективно?
— Разумеется, такие решения не могут приниматься одним человеком.
— Что скажете по поводу возможного ухода Миранчука?
— Позвольте оставить эту тему без комментариев. Я предпочитаю говорить о состоявшихся событиях, а не о слухах.
— Почему «Локомотив» приобрёл Фарфана?
— В 2008 году мы подписали его в «Шальке». Тогда нам очень повезло, потому что к Фарфану присматривались другие крупные европейские клубы. Мы воспользовались возможностью. Я рад, что теперь он в «Локо» — надеюсь, что он понравится и болельщикам.
Главная задача в «Локомотиве» сделать команду лучше. Этого мы и будем добиваться, хотя нужно понимать, что это не так уж и просто.
— Последние два сезона получились не самыми удачными для Фарфана. Да и немолодой он уже.
— Я бы не рассматривал эту ситуацию под таким углом. Возраст (Фарфану 32 года. – Прим. «Чемпионата») не сильно влияет на то, как игрок проявляет себя на поле. В «Локомотиве» есть игроки его лет, которые находятся в великолепной форме, – и они настоящие лидеры команды. Я уверен, что Джефф сможет выступать на хорошем уровне ещё как минимум два года. Он сделает всё возможное, чтобы произвести большое впечатление на зрителей и дать результат. Я очень хорошо его знаю – мы знакомы почти восемь лет.
— И чем он способен удивить?
— На поле он будет настоящим воином, а также преобразит командную химию. Он никогда не сдаётся – если надо, хоть сквозь стену пройдёт!
— Каков трансферный бюджет «Локомотива»?
— Сумму не назову, но сходить с ума на трансферном рынке мы не собираемся. Сейчас происходят дикие вещи – вы только посмотрите, что делают китайцы. Не представляю, чем всё это закончится. Честно говоря, я не очень одобряю такую политику, исходя из собственного опыта. В «Шальке» мы не шиковали — да, мы поиграли в Лиге чемпионов, но у нас в бюджете не было ничего лишнего.
Фарфан был свободным агентом – я держал это в голове, когда приглашал его в «Локо». Нельзя быть уверенным в чём-то на 100%, но в этом трансфере есть два плюса: во-первых, я доверяю игроку; во-вторых, это бесплатный переход. Нам не пришлось платить за него каких-то баснословных денег. Я не фанат сумасшедших трансферов – и, кстати, именно поэтому работа над академией для меня так важна.
Я уверен, что Джефф сможет выступать на хорошем уровне ещё как минимум два года. Он сделает всё возможное, чтобы произвести большое впечатление на зрителей и дать результат.
— На каких странах будете сосредоточены в поисках игроков?
— Я буду рад игроку любой национальности, главное, чтобы он подходил под критерии, необходимые для успешного выступления в Премьер-Лиге. В «Шальке-04», например, у нас была очень интернациональная команда.
— Но в России есть лимит на легионеров.
— Да-да, по системе «6+5». Безусловно, российские игроки для нас всегда будут в приоритете, именно поэтому мы и будем усиленно заниматься развитием академии. Конечно, вырастить игрока, особенно уровня Премьер-Лиги, – очень долгий процесс, поэтому мы должны быть терпеливы. Я делал то же самое в «Шальке». Из академии вышло много игроков, которые сейчас удивляют.
Например, Юлиан Дракслер, Месут Озил. Если получится сделать что-то похожее в России, будет просто прекрасно.
«С молодыми игроками «Локо» хочу добиться того же, что и с Нойером»
— Вы назвали одной из основных задач в «Локомотиве» воспитание молодых футболистов. Многие эксперты признают отсутствие качественных молодых игроков основной проблемой российского футбола. Кто виноват?
— Ох, это сложный вопрос. В моей стране была подобная ситуация в начале 2000-х, когда Германия очень неожиданно вылетела с Евро. Тогда мы посмотрели друг другу в глаза и задали вопрос: «Что происходит?» Затем взглянули на состав сборной и поняли, что средний возраст нашей команды – около 29 лет. Мы осознали, что это настоящая проблема, поэтому немецкая федерация обязала каждый клуб первой и второй Бундеслиги привести свои академии в соответствие определённым стандартам. У нас не было средств, чтобы мгновенно улучшить качество действующих игроков, поэтому вместо того, чтобы тратить деньги на покупку легионеров, мы вложились в развитие академий. Постепенно мы вырастили хороших футболистов и смогли «перезагрузить» наш футбол.
— Иными словами, академия «Локомотива» будет в какой-то степени «немецкой»?
— Ни в коем случае, ведь иностранец тут я. Я могу помочь в рамках имеющегося механизма, внести какие-то изменения. Для начала надо разобраться, как всё работает, посмотреть на тренеров, которые работают в структуре. Все с нетерпением ждут перемен. Лично я очень воодушевлён перспективой работы в академии! Ничуть не меньше, чем с основной командой.
Мне бы очень хотелось, чтобы молодые игроки, прошедшие всю структуру «Локо», оказывались в основном составе. Это не менее волнительно, чем трансферы игроков между клубами. Поверьте, я знаю, о чём говорю: я помню, как Мануэль Нойер играл в своём первом матче за «Шальке». Ему было всего 17 лет! Я счастлив, что мы помогли такому прекрасному игроку выйти в свет и заиграть на высоком уровне. Того же самого я хочу добиться с молодыми игроками «Локомотива». Но опять же – необходимо запастись терпением. Топовыми игроками не становятся в одночасье: должно пройти 10-12 лет, прежде чем система заработает.
Мне бы очень хотелось, чтобы молодые игроки, прошедшие всю структуру «Локо», оказывались в основном составе. Это не менее волнительно, чем трансферы игроков между клубами.
— Что для этого необходимо делать?
— Нужно заниматься и принимать верные решения ещё на уровне детского футбола. Именно на этом этапе закладывается фундамент, который получает развитие в 13-15 лет. К этому моменту ребята должны получить полное техническое оснащение, с которым будут двигаться дальше. Техника должна стать стержнем игрока. Спросите у любого топового футболиста – он скажет, что наработанные годами навыки остаются с тобой на всю жизнь.
— Академией и трансферной политикой вы будете заниматься в равной степени?
— Да. Надеюсь, что нам удастся как можно быстрее подтянуть молодых игроков к основе.
— Как собираетесь организовать работу в академии?
— Сперва стоит осмотреться, поговорить с тренерами, руководством академии и всеми, кто каким-либо образом с ней связан. Так что сейчас что-то предпринимать, опираясь лишь на мой опыт работы в «Шальке», будет неправильно. В таком деле важно не торопиться, а делать всё последовательно.