Пт, 24.01, 16:00
Локомотив
Локомотив
Ульсан Хёндэ
Ульсан Хёндэ
Сб, 08.02, 17:00
Локомотив
Локомотив
Урарту
Урарту
Сб, 15.02, 10:00
Локомотив
Локомотив
Динамо
Динамо
Вт, 18.02, 17:00
Локомотив
Локомотив
Урал
Урал
19 тур
Пт, 28.02, 19:00
Динамо Мх
Динамо Мх
Локомотив
Локомотив
20 тур
Пт, 07.03, 20:15
Локомотив
Локомотив
Ахмат
Ахмат
0

Томислав Дуймович: болельщиков успокоим победами

Томислав Дуймович
Бесцеремонно отбирая у пермского «Амкара» почти что проигранный Кубок страны, подопечные Валерия Газзаева в мае 2008 года не догадывались, что на самом–то деле стараются и для прямого конкурента — «Локомотива». Арену в Черкизове Томислав Дуймович покидал с серебряной медалью в кармане, так и не подняв над головой свой первый в карьере трофей. Полгода спустя контракт одного из лучших «опорников» российского чемпионата с пермяками истек, и Дуймович, долго не раздумывая, вернулся в Черкизово. За тот час, который мы провели, беседуя в одном из столичных кафе, я твердо убедился: во второй раз новобранец «Локо» покинет эту арену только победителем.

— В мире есть человек, про которого можете сказать: «Не будь его, не было бы футболиста Дуймовича»?
— Если вы о кумирах, то их у меня не было. Видимо, стать футболистом мне было предначертано судьбой. За то, чего достиг, всегда благодарю Бога — долголетний труд окупился, тяжелые травмы пока что обходили стороной. Что же касается тренеров, еще с юных лет мне везло на хороших наставников, и почти всегда с ними легко находил общий язык.

— Кого-то из них хотели бы выделить?
— Здравко Пигац, под началом которого познавал азы футбола в «Хрватском Драговольце», и по сей день работает в клубе. Благодарен ему за фундамент, который когда-то заложил в мое футбольное развитие. Это очень трудолюбивый специалист, любящий работать с детьми, который всегда указывал мне на недостатки и помогал работать над их устранением. Каждый раз, когда бываю дома, заглядываю в клуб, чтобы пообщаться с ним.

— А ментор на поле у вас был?

— Пожалуй, да. На закате карьеры в «Драговольце» доигрывал Марин Лалич, бывший полузащитник «Хайдука», который в 1990-х сделал неплохую карьеру в Португалии. Это был сильный игрок, с колоссальным опытом, да к тому же играл на моей позиции. Играя бок о бок с ним, научился многому.

— До пермского эпизода из родного Загреба вы не уезжали дальше провинциального Чаковеца, расположенного в часе езды от столицы (в этом городе, что в 73 км к северу от Загреба, Дуймович в 2005 году играл в местном «Меджимурье». — «Спорт»). Понимали, на что идете, вдруг махнув 3000 км на восток?
— Наверное, на тот момент не до конца осознавал, сколь серьезные перемены меня ждут в России, но очень хотел доказать и себе, и пригласившим меня в «Амкар» людям, что смогу играть на хорошем уровне в российском чемпионате. Перед отъездом из Хорватии поставил себе цель — закрепиться в основном составе и с каждым годом еще прибавлять. До сих пор это получалось. Первый же год, естественно, был самым турбулентным — адаптационный период, непростое привыкание к синтетике, новый тренер, исповедующий другой стиль игры, к которому я не был готов сразу. В России играют в более быстрый футбол, нежели в Хорватии, и перестроиться с ходу, конечно, не удалось, но к высоким требованиям Оборина приспособился быстро. Уже в первом сезоне стал стандартным игроком «основы», а к концу третьего прилично прибавил.

— Столь прилично, что приглашение «железнодорожников» не заставило себя ждать. Чем же все–таки «Локомотив» привлек игрока, который со старой командой выдал феноменальный сезон и попал в еврокубок, а среди потенциальных новых имел предложение постоянного участника Лиги чемпионов?
— Со стороны тот выбор, который мне предстояло сделать в треугольнике «Локомотив» — «Амкар» — «Селтик», кому–то мог показаться сложным, но на деле все оказалось гораздо проще. Предложение «Селтика» я никогда не воспринимал всерьез, поскольку в течение двух-трех месяцев, пока шли переговоры, запланированные встречи в Лондоне с наставником команды Гордоном Страханом и руководителями клуба срывались дважды. Естественно, после этого к шотландцам я немного остыл, подумалось, что не сильно я там и нужен. Признаюсь, на тот момент, когда агент сообщил мне, что из «Селтика» в третий раз приглашают приехать якобы для подписания контракта, у меня было несколько бессонных ночей — к тому моменту у меня было конкретное предложение из Москвы, и, поразмыслив несколько дней, я сделал выбор в пользу «Локомотива».

— Сердце не щемило, когда решили покинуть Пермь?
— С «Амкаром» у меня всегда будет ассоциироваться только хорошее. Да, мы вышли в Лигу Европы, но, при всем уважении к пермякам, «Амкар» по общим меркам — маленький клуб. В будущем он может стать большим и развивается как раз в этом направлении, но «Локомотив» большим является уже сейчас. Когда вам 28, за плечами годы карьеры в клубах-середняках и вы очень хотите выиграть свой первый трофей, выбор напрашивается сам собой. К слову, у меня было еще и предложение немецкого «Энерги», но этот вариант я рассматривал в последнюю очередь. Новая страна, футбол, чемпионат и очередной сезон на адаптацию — все это сыграло в пользу того, чтобы остаться в России.

— Бывший тренер в новом клубе — тоже большой плюс?
— Естественно, и этот фактор имел немалый вес. Рашид Рахимов прежде всего хорошо знал мои человеческие качества, а что я за игрок, думаю, за время, проведенное в Перми, тоже успел неплохо понять. После ухода из «Амкара» он имел возможность наблюдать за мной со стороны и, приглашая меня в Москву, понимал, что берет в команду не кота в мешке. Однако это отнюдь не значит, что место в составе мне гарантировано, — доказывать, что достоин доверия тренера, я должен на каждой тренировке, и ни о каких авансах тут и речи быть не может.

— Что нравится Рахимову в Дуймовиче, мы приблизительно понимаем. Что же Дуймовичу нравится в Рахимове?

— Он умеет построить хорошие отношения с игроками, уважает их и никогда не даст в обиду. Для него всегда те игроки, которые есть в распоряжении, — лучшие. Плохого слова в адрес кого-либо из подопечных от Рахимова я не слышал никогда. Помню еще по «Амкару» — когда у команды дела не ладятся или проигран матч, Рахимов на личности не переходит, есть только слово «мы», оно же означает «команда». Он из тех тренеров, которые умеют сплотить вокруг себя игроков, это дано не каждому.

— Так и ваш бывший наставник Миодраг Божович слывет прекрасным психологом, который умеет создать отличную атмосферу в команде. Однако за счет одного хорошего настроя четвертое место в чемпионате пока никто не выигрывал...
— Мне кажется, секрет успеха «Амкара» заключался в том, что в команде собрались люди, которые в положительном смысле этих слов еще не заработали в футболе на безбедную старость: в каждой игре мы бились, будто она последняя, и были готовы друг за друга на поле сделать все, лишь бы добыть результат. Мы в любой момент чувствовали колоссальную поддержку руководства клуба, и в такой обстановке одно удовольствие играть. Божович же поступил мудро — не стал ничего ломать, хотя, казалось бы, на правах нового рулевого мог снести все, построенное до него, до самого фундамента. Но он тонко разобрался в ситуации, ограничившись надстройкой, которую кропотливо строили его предшественники. В результате команда так наиграла связи, что на поле понимали друг друга практически с закрытыми глазами.

— Примеров удачных российских карьер выходцев с Балкан предостаточно. В чем видите причину столь успешной адаптации?
— Возможно, дело в славянском менталитете — это, наверное, и есть тот самый общий знаменатель. К тому же языковой барьер минимален, заговорить по-русски нам не так трудно... В результате процесс адаптации проходит быстрее. В мой первый год в Перми влиться в команду мне как раз очень помогли болгарские легионеры «Амкара», и вскоре в команде я стал своим.

— А как же пресловутые национальные или, если хотите, региональные кланы внутри команды?
— Этого не было в «Амкаре», нет и в «Локомотиве». У бразильцев несколько иной характер, не хочу сказать тяжелый, но им друг без друга приходится очень трудно. Игрокам с Балкан в этом плане гораздо легче, мы более открыты, что ли, к контакту с партнерами по команде, хотим побыстрее стать ее частью, и барьеров тут в самом деле немного. Естественно, не надо обобщать — в «Локо» есть прекрасный пример Родолфу, но я понимаю бразильцев, поскольку им несладко вдали от родины: другой континент, другая страна, непонятный язык, совершенно иной климат, поэтому неудивительно, что они адаптируются дольше. Они гораздо больше скучают по дому и укладу жизни, к которому привыкли. Но в конечном итоге все зависит от самого человека: если действительно хочешь добиться успеха, ты должен двигаться к этой цели с одинаковой отдачей, и тут неважно, играешь ты в Китае, России или США.

— Многие отмечают ваши человеческие качества и считают, что в лице Томислава Дуймовича «Локомотив» не только укрепил линию полузащиты, но и обрел потенциального лидера команды. В роли вожака себя видите?
— Приятно слышать такие оценки, но нельзя забывать, что с лидеров и спрос больше, на них лежит огромная ответственность, тем более в клубе такого масштаба, как «Локомотив». Нашей команде не помешало бы иметь побольше лидеров на поле — это всегда положительно сказывается на игре и результатах. В «Локомотиве» хватает сильных личностей с настоящим мужским характером, и первые два матча как раз показали, что у команды характер тоже есть: мы «на ленточке» дважды спасли проигранные матчи. Когда наладим игру, уверен, команда сама выявит лидера.

— Что ж получается — сейчас его и вовсе нет?
— Это вы сказали. В моем понимании лидер не тот, кто громко кричит на поле, может «напихать» партнерам или указать на недостатки. Лидер — это игрок, создающий перевес в пользу своей команды, тот, кто в непростой для нее момент возьмет ответственность на себя, поведет за собой партнеров, забьет важный мяч, переломит ход той самой встречи... За такими людьми партнеры тянутся, они и есть истинные лидеры.

— Сергей Овчинников мячи не забивал, но, даже когда находился в «рамке», от его лидерской ауры «фонило» аж до противоположных ворот. В нынешнем «Локо» есть такие личности?
— Сравнивать не буду, но Марко Баша и Родолфу, безусловно, обладают лидерскими качествами, как в человеческом, так и в игровом плане. Есть они и у Одемвинги, но это уже от самого Питера зависит, захочет он взваливать на себя ответственность или предпочтет уйти в сторону.

— Может и не захотеть — ведь пресс ожиданий огромен, а результаты, мягко говоря, им не соответствуют...
— Давление чувствуется сильно, в том числе на поле — команда скованна, в наших действиях нет легкости, будто все зажаты. Но это поправимо — нам нужна серия хороших результатов, чтобы избавиться от этой закрепощенности и заиграть так, как способны. Скептицизм болельщиков понятен — мы начали чемпионат не лучшим образом, да и неудачи прошлого сезона наложили свой отпечаток, но я уверен: как только сделаем хорошую серию, все сомнения останутся в прошлом.

— Поговорим немного о будущем — в 28 у вас на руках трехлетний контракт. «Локо» может стать вашим последним клубом?

— Перед подписанием контракта в клубе меня спрашивали, не рассматриваю ли «Локомотив» в качестве трамплина для отъезда на Запад. Не скрою, что хотел бы однажды пойти по стопам Анатолия Тимощука и перебраться в сильный топ-клуб, но посмотрите, сколько всего он выиграл, перед тем как его пригласили в «Баварию». Я максималист и тоже хочу выигрывать, при этом не люблю срываться с места и менять клуб каждые полгода. Если добьемся успехов, не имел бы ничего против закончить карьеру в «Локомотиве». Ведь я все еще жду свой первый трофей и надеюсь выиграть его здесь. К тому же очень хочу сыграть в Лиге чемпионов, и если «Локо» завоюет путевку в этот турнир, думаю, никакие приглашения из Европы меня не заставят покинуть Москву.

— Статистики подсчитали, что за 18 лет независимости из Хорватии за рубеж уехали более 2000 футболистов — это примерно 110 человек ежегодно. Почему они так востребованы?
— Умопомрачительные цифры! И это только Хорватия, а где же Сербия и остальные Балканские страны-экспортеры игроков?! Причина столь стабильного спроса проста: в наших клубах хорошо работают с детьми. Может, это прозвучит нелепо, но футболист есть некий продукт, который клуб выпускает, чтобы впоследствии продать и обеспечить свою дальнейшую жизнедеятельность. Но продать игрока дорого не получится, если он плохо подготовлен. Лучший пример последних лет, как надо работать с молодежью, — загребское «Динамо», продавшее четыре-пять игроков в европейские топ-клубы и выручившее при этом огромные деньги.

— Однако модель «воспитал — продал» не позволяет строить команду на долгие годы для решения крупных задач в Европе. То же «Динамо» ждет европейской весны почти 40 лет, но былые позиции вернуть не может. Как разорвать этот порочный круг?
— Ключевую роль тут должна сыграть федерация футбола — отток игроков укрепляет сборную, но ослабевает домашний чемпионат, в результате чего даже попадание в групповой турнир Кубка УЕФА считается огромным успехом. Это неправильно, но пока не будут созданы соответствующие условия, игроки уровня Модрича, Чорлуки, да Силвы будут уезжать. А начинать надо со строительства стадионов и искоренения хулиганства на трибунах. Нам нужны новые арены, куда будет приятно прийти всей семьей, — вот смотришь трансляцию с «Энфилда», и глаз радуется: все битком забито и ни единого инцидента, а в публике то и дело мелькают бабушки, распевающие речовки наравне со всеми. В России этим путем уже идут — чемпионат из года в год сильнее, состав участников все более сбалансирован, претендентов на титул не один-два, а целая группа, и нет ни одной игры, где тебе гарантированы три очка.

— Живая легенда хорватского футбола Нико Ковач сборную покинул, а Славен Билич возьми да пригласи на роль «опорника» 34-летнего дебютанта Ивана Юрича. Не обидно?
— Обидно, наверное, было в другой раз — когда моей фамилии не оказалось в расширенном списке 30-40 игроков. Несмотря на это, продолжу работать с удвоенной отдачей, поскольку очень хочу играть за сборную своей страны. В том году Ивица Крижанац получил вызов в 29 лет, и я пошутил, что у меня еще два года в запасе. Теперь, когда в сборную пригласили Юрича, получается, у меня точно есть еще лет пять (смеется)! Но как бы эмоционально игрок ни воспринимал выбор тренера, за результат отвечает не он. Фантастические успехи, которых со сборной добился Билич, не дают никому оснований критиковать тот или иной его выбор.

— Если и критикуют, то за выбор продолжить атаковать турецкие ворота на 120-й минуте четвертьфинала Евро. Вам успокоительное после гола Шентюрка не понадобилось?
— По традиции смотрел игру с друзьями, в спортбаре. Удар — тяжелейший. Поплатились за нехватку опыта — таков уж наш темперамент, забили один мяч и тут же побежали вперед забивать и второй. Адреналина было много, а опыта — мало. Кто-то потом сказал: будь вместо нас там итальянцы, сразу стали бы поправлять гетры, просить воды и симулировать судороги. Вот и нам бы у них поучиться. В том же «Милане» неслучайно больше полкоманды игроки, которым за 30, — такие концовки они доводят до победы без вариантов.
Новости по теме
Комментарии0
Ваш комментарий будет первым!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять и читать комментарии, войдите или зарегистрируйтесь