Для тренерского трио «Локомотива» День железнодорожника – настоящий праздник. Наши тренеры провели в «Локо» долгие годы футбольной карьеры и в своё время были удостоены высокого железнодорожного звания.
«В электричке спрашивали паспорт»
Главный тренер «Локомотива» Игорь Черевченко рассказывает роли железной дороги в своей жизни.
Первое воспоминание из детства о железной дороге – вокзал в Душанбе. Много людей, разный говор, товары, тюки, подарки… И огромное расписание поездов. По нему можно было изучать географию всего Советского Союза. Поезда следовали по множеству направлений: Ташкент, Алма-Ата, Новосибирск, Ленинград, Москва…
Помню одну забаву… Сомнительную, правда. В ней участвовали все соседские мальчишки. Мы подкладывали на рельсы мелкие деньги. Пройдёт состав, а мы собираем монетки, рассматриваем, как их расплющило. В то время пятак был большого диаметра, а ещё рубль. Но мы не могли позволить себе расплющить рубль. На эту сумму можно было целую компанию мороженым угостить.
Самое длительное путешествие – в 14-летнем возрасте, с юношеской командой, на финальную часть чемпионата СССР, проходившую в Тернополе. Добирались через Москву и Киев. Около трёх суток ехали, соответственно не тренировались, но это не помешало нам хорошо сыграть.
Оказавшись в «Локомотиве», я сразу ощутил, что такое забота и наставления железнодорожников. Чувствовалось, как они искренне любят футбол, как переживают за команду. Многие ведомственные руководители навещали нас и в раздевалке, и на базе – как в хорошие моменты, так и в плохие. Вспоминаются беседы с начальником Московской железной дороги Иваном Леонтьевичем Паристым…
Не раз доводилось читать воспоминания тренеров и футболистов разных команд: как начальники устраивали накачки, разносы. Но «Локомотив» – это совершенно другие отношения. Нас железнодорожники только подбадривали да по головке гладили, когда брали кубки и медали. С футболистов же строго спрашивали президент и главный тренер.
В 1996-м году нам, как обладателям Кубка России, присвоили звания «Почётный железнодорожник». Выглядит как обычное удостоверение, только без фотографии. В то время не все ребята могли позволить себе приобрести жильё, автомобиль, поэтому руководители искали возможность поощрить, помочь. Я жил с родителями в Люберцах; на тренировки в Черкизово добирался на электричке. До Казанского вокзала бесплатно, затем пересаживался на метро. В электричке контролёры, бывало, мне не верили. Требовали предъявить паспорт и сверяли данные с удостоверением «Почётного железнодорожника». «Ты почему такой молодой? Не дедушкино ли это удостоверение?».
Прошли годы, но путешествия на поезде по-прежнему актуальны. Когда будет пауза в чемпионате, с семьёй поедем в Петербург на «Сапсане». Дочка подрастает, пора показать ей красивый город.
В День железнодорожника желаю всем работникам отрасли прежде всего крепкого тыла. Когда в семье покой и достаток, на работе всё будет хорошо.
«Пункт назначения - платформа «Лось»
Олег Пашинин рассказывает о привычном железнодорожном маршруте с пожеланиями и призывом к работникам отрасли.
В детстве, когда семья переехала в Мытищи, часто стал ездить на электричке. Жили мы в десяти минутах ходьбы от платформы «Перловская». Садишься на «Перловской», доезжаешь до платформы «Лось», оттуда на автобусе до школы «Локомотив – 2». Привычный маршрут.
Однажды пришлось дать необычное интервью спортивной газете. На беседу меня пригласили… в электричку. Беседуя, доехали до Ярославского вокзала. Там, в кабине машиниста одного из товарных составов, устроили небольшую фотосессию. Для многих мальчишек это как мечта: залезть в кабину и почувствовать себя хозяином. Потянуть какой-нибудь рычаг, нажать на кнопку, по рации с диспетчером связаться... Можно сказать, я ненадолго вернулся в детство.
Увидеть жизнь железнодорожника изнутри было в диковинку. Но по-хорошему каждому из нас полезно проникнуться атмосферой, узнать условия и специфику работы железнодорожников, наконец, пообщаться с ними. Потому что наш клуб имеет непосредственное отношение к этой отрасли.
В своё время нас, футболистов, то и дело знакомили с руководителями-железнодорожниками. Они принимали участие в жизни команды, относились к нам по-отечески, не забывали поздравлять, подбадривать, награждать. В 1996-м мне, как и многим одноклубникам, вручили орден и удостоверение почётного железнодорожника.
С удостоверением связано несколько забавных историй. Поначалу мы, юные и наивные, полагали, что московский метрополитен относится к системе железных дорог, и хотели кататься бесплатно. Но в метро нас так просто не пускали. А однажды я предъявил удостоверение на вокзале, после чего был препровожден в отделение милиции, как было объяснено, для установления личности. Пришлось там побыть какое-то время. Подумали на меня, что пользуюсь поддельными документами. Потом, конечно, извинились, отпустили.
По случаю профессионального праздника я бы хотел пожелать железнодорожникам здоровья, благополучия, радости от занятий спортом. Мы знаем, что за нас болеют, радуются и расстраиваются. Возможно, кто-то из болельщиков считает, что команда переживает не самое лучшее время. Но в футболе всё быстро меняется, иной раз горячая поддержка болельщиков способна перевернуть сюжет футбольного матча. Так что призываю: болейте за нас всеми силами, для нас это очень важно! Сделаем всё возможное, чтобы оправдать ваши надежды.
«Приехал в Москву в купе проводника»
Саркис Оганесян рассказал о родственниках-железнодорожниках и брошенной невзначай фразе, которая запомнилась на всю жизнь.
Железнодорожное дело я знаю не по чужим рассказам. Мой дедушка долгое время работал на железной дороге. Возглавлял железнодорожное отделение в городе Ленинакане (ныне Гюмри – Прим.). Мы часто ездили из Еревана в Ленинакан. Эти путешествия с семьей хорошо сохранились в памяти, я и сейчас хорошо представляю себе пейзажи за окном поезда.
Дядя работал проводником на скором «Ереван – Москва». Мне было лет 14, когда дядя предложил составить ему компанию в рейсе до столицы и обратно. Как раз начались каникулы, и я охотно согласился на отъезд. Отсутствовали дома дней пять. А в Москве провели шесть-семь часов, не более. Дядя поймал такси: мы ездили по центру города, он рассказывал о достопримечательностях.
Могли ли мои близкие представить, что я, футболист, получу звание почётного железнодорожника?! Это случилось в 1994-м году, когда «Локомотив» выиграл бронзу чемпионата. Помню, выдали удостоверение и объясняют: можно съездить, куда захочешь, туда-обратно. Но я так я и не воспользовался этим правом, хотя удостоверение бережно храню до сих пор.
Многие железнодорожники, из разных уголков страны, бывали на наших играх. Приходили письма в клуб: сообщалось, что за нас болеют на одной станции, на другой и даже в целых управлениях…
В бытность игроком я видел, что «Локомотив» идет своим путём, растёт и развивается. К нам приходили большие победы. Но иногда другим московским командам везло больше. В таких случаях мы слышали добрые слова: мол, не вешайте нос, всё будет в порядке. Один из железнодорожных начальников произнёс однажды фразу, которая врезалась в память. «Ребята, что приуныли? Не переживайте, – сказал он в раздевалке. – Каждая из московских команд может закрыться, но «Локомотив» – никогда! Мы твёрдо стоим на пути». Возможно, это было сказано невзначай, просто ради утешения. Но всё же так убедительно прозвучало!
Здорово, что домашние матчи «Локомотива» часто выпадают на День железнодорожника. Это хороший повод провести праздничный вечер на стадионе. Будем рады видеть наших болельщиков, тем более соскучились по ним во время летнего межсезонья.
Желаю всем российским железнодорожникам здоровья, новых побед, и чтобы не возникало поводов для огорчения. Будем делать всё возможное, чтобы «Локомотив» вас только радовал! Команда чувствует вашу любовь и поддержку!
пресс-служба ФК «Локомотив», Андрей Бодров