Голкипер московского "Локомотива" Гильерме рассуждает, что для железнодорожников с уходом Семина все начинается с нуля, находит, чему ужаснуться, - собственной вратарской статистике и рассказывает, как постигал азы русского языка. Все это и даже больше - в блоге Марии Командной и Катерины Кирильчевой "Чего хотят женщины".
МК: Гильерме ты так долго не играл, тебя мучили травмы, потом бац - австрийский сбор. И все словно перевернулось, встало с ног на голову.
- Да, эти два года, что я не играл, - мне действительно было очень тяжело пережить этот период. Все случилось так быстро. Я, естественно, благодарен Юрию Павловичу за то, что он доверил мне место основного голкипера. Если бы на австрийском сборе я не встал в ворота, неизвестно, получилось ли у меня вообще заиграть в «Локомотиве».
МК: Минувшим летом у нас в гостях был Юрий Павлович Семин В редакции «Радио Спорт» висит календарь с игроками «Локомотива». Семин был у нас в июле - это как раз твой месяц. Юрий Павлович подошел к календарю и сказал: «Ну, посмотрите, какой красавец! А ведь я его открыл».
- Действительно это во многом заслуга Юрия Павловича, что я наконец заиграл. Кроме него, я также очень благодарен нашему селекционеру - Виктору Григорьевичу Тищенко. У меня нет слов, чтобы выразить им свою благодарность. Просто скажу, что в футбольном плане эти два человека сделали для меня очень многое.
КК: Как раз хотела сказать, что Тищенко искал на матче «Атлетико Паранаэнсе» опорного полузащитника, а нашел вратаря.
- Да, именно Тищенко меня нашел, но я ему больше благодарен даже не за то, что он меня нашел, а за то, что произошло потом. Когда у меня была травма, он мне очень помогал. Я в себя уже не верил, мне казалось, что после всех этих травм я не смогу выйти на свой прежний уровень. Но Тищенко постоянно меня подбадривал, постоянно бился за меня.
МК: Ты ехал в «Локомотив», где и без тебя вратарей было предостаточно. Ты понимал, что придется ждать, прежде чем тебе доверят место в рамке?
- Да, я знал, что в «Локомотиве» вратарей много, но меня это совсем не смущало. Меня смущало как раз то, о чем я уже сказал. Что после травмы я не смогу выйти на свой прежний уровень. Я даже уже начал искать себе клуб в Бразилии, хотел вернуться на родину. Но через некоторое время в «Локомотив» пришел Семин и все случилось так, как случилось.
КК: Хочется еще чуть-чуть отмотать пленку назад, в 2007 год. После подписания контракта ты провел всего три матча за дубль, объясняя это тем, что тебе нужно время на адаптацию. Что тебя так поразило в нашей стране? В каких аспектах тебе пришлось адаптироваться, чтобы почувствовать себя и в игровом, и в жизненном плане как дома?
- Сложнее всего было адаптироваться именно в футбольном плане. В Бразилии я постоянно играл в основе. Играл хорошо! А потом приехал сюда и сел на скамейку. Я прекрасно понимал, что, когда я приеду, сразу в основе у меня места не будет, но я ожидал, что у меня будет больше шансов себя проявить. Оказалось, что шансы проявить себя практически отсутствуют. В голове постоянно сидела мысль: «Вот, здесь я не играю, а могу вернуться в Бразилию и начать играть».
МК: А сейчас ты и Ренат Янбаев - единственные футболисты «Локомотива», которые в этом сезоне провели за свою команду все матчи. Скажи, пожалуйста, ты вообще доволен тем, как «Локомотив» провел этот сезон?
- «Локомотив» всегда бился за самые высокие места, поэтому я слукавлю, если скажу, что доволен этим сезоном. Естественно, нет. Никто в команде им не доволен. Почему мы провалили сезон? На этот вопрос, к сожалению, ответа я не знаю. У нас очень хорошие игроки, у нас вроде бы есть все, что нам нужно, но чего-то все равно не хватает.
КК: Юрий Павлович отвечал на этот вопрос. Он сказал, что «Локомотиву» не хватает игроков атаки.
- Я с ним полностью согласен. Фактически у нас один основной нападающий - Дима Сычев Если с ним не дай бог что случиться, то что мы будем делать? Дошло даже до того, что Родолфо стал играть в нападении.
КК: Я посмотрела статистику: в 10 матчах «Локомотив» всего дважды забивал сопернику два мяча. Гильерме занимает второе место в чемпионате России по количеству отбитых ударов На первом месте - Дикань.
МК: Сейчас много нового Гильерме о себе узнал (смеется).
КК: И еще. У Гильерме первое место по игре на выходе. Амельченко идет вторым. Игрокам вообще интересна эта статистика?
- Да-да, конечно!
МК: А ты знаешь, сколько голов пропустил в этом сезоне?
- Много, очень много. Двадцать с чем-то. Даже тридцать с чем-то!
КК: Не скромничай, на самом деле - двадцать девять.
- Это плохая статистика (расстраивается). Мне есть, куда расти. В начале чемпионата я пропускал больше. Выправил статистику только к концу чемпионата.
МК: Но и игра у «Локомотива» наладилась только к осени.
КК: Но Юрий Павлович Семин все равно покинул команду. Ты сказал, что благодарен ему, что он тебя «открыл»…
- Семин - огромная потеря для «Локомотива». Но мне ничего не останется, как заново зарабатывать расположение главного тренера, кто бы им ни был. Буду стараться не разочаровывать его и доказывать, что достоин места в основе.
КК: Футболисты ощущают, что грядут перемены наверху? Они способны чувствовать, гарантировано им место в составе или нет?
- Безусловно, новый тренер будет по-другому выстраивать всю работу. Естественно, у меня есть опасения за свое место в составе, но с ними ничего нельзя поделать. Надо просто продолжать работать над собой, вкалывать.
МК: Нынешний «Локомотив» способен решать самые высокие задачи в чемпионате России?
- Конечно. Я уверен, что в следующем году мы будем бороться только за самые высокие места, которые позволят нам попасть в Еврокубки. Мы должны реабилитироваться перед болельщиками за этот сезон. Думаю, это достойная мотивация, которая способна объединить всех игроков «Локо».
КК: Сама по себе борьба за еврокубки - недостаточная мотивация? Странно. Что ты чувствовал, когда «Лозанна» не пустила вашу команду в Лигу Европы?
- Девочки, давайте не будем об этом вспоминать! Это как страшный сон.
- Я очень плохо говорю по-русски.
МК: Но, когда ты приехал в Россию, то обещал журналистам, что выучишь русский язык.
- Да, я учил немного. Сперва с преподавателем, но через два месяца ей пришлось куда-то уехать, и с тех пор я занимаюсь сам.
КК: Клубы часто нанимают преподавателей, чтобы те подтягивали иностранных футболистов в знании русского. Игроки, которые более или менее адаптировались в нашей стране, потом сами нанимают преподавателей. Тебе кто-то помог подыскать подходящего учителя? Клуб оплачивал ваши занятия?
- Нет, мне помог один друг, который живет и работает в России. Он нашел преподавательницу, с которой мы занимались три раза в неделю. Конечно, уроки я опплачивал сам.
МК: Но в «Локомотиве» же есть переводчик с португальского. Неужели он не мог позаниматься с тобой русским?
- Да нет, у него другие заботы. Но он и так нам сильно помогает. Хотя, если бы его не было, то мы бы брались за изучение русского с большим рвением, объясняться же надо было бы как-то (смеется). Что-то я уже понимаю, но иногда попадаются слова или обороты, которые мне совсем не знакомы.
КК: Недавно Мартин Якубко в разговоре с нами сказал, что он учил русский язык по песням. Включал радио и запоминал те слова, которые не понимает. Потом у своих одноклубников спрашивал, что они обозначают. Как тебе такой вариант изучения русского языка?
- В принципе, я действую по тому же принципу. Записываю русские песни на телефон и пользуюсь переводчиком, установленным на Iphone. Если встречаю незнакомое слово, то как можно скорее пытаюсь узнать, что же оно означает. На самом деле, за то время, что я занимаюсь русским без преподавателя, я выучил гораздо больше новых слов, чем за то, когда ходил на занятия.
МК: Тебе нравится русская музыка?
- Да, мне нравится Тимати. Мне хип-хоп вообще нравится. (Что-то напевает.)
КК: Ух ты, все бразильцы так хорошо поют?!
- Я очень плохо пою! Только в душе и только для жены (смеется).
МК: Когда ты только приехал в Москву и в первый раз пошел в супермаркет купить что-нибудь поесть, то так и не смог объясниться с продавцами без помощи жестов. Эта история, как ты изображал курицу, стала очень известной. Она правдива?
- Да, это чистая правда! (Смеется и изображает курицу).
КК: Теперь, с твоими навыками в русском языке, тебе уже не нужно изображать в магазине животных?
- Естественно, я до сих пор иногда попадаю в комичные ситуации (смеется). Например, в супермаркете лежат рядом два вида мяса. Я не понимаю, какое из них какое, и мне приходится показывать рожки коровы, чтобы объяснить, что мне нужна говядина (показывает рожки). Сейчас подобных ситуаций намного меньше, чем их было поначалу.
МК: Я-то думала, ты скажешь, что твоя прекрасная жена хорошо говорит по-русски и при случае помогает тебе объясниться.
- На самом деле получается наоборот: она чуть хуже говорит по-русски, чем я. И я ей в большей степени помогаю в подобных ситуациях, чем она мне.
КК: Гильерме ты только не обижайся, но мы немножко пообщались с Рафой, и нам показалось, что она по-русски говорит очень и очень неплохо. Если честно, то гораздо лучше тебя. Может, нам с тобой тогда перейти на русский?
- Нет-нет, не стоит (смеется)! С Рафаэлой довольно легко общаться, в том числе и на русском, потому что она совсем не стесняется говорить. Ей, в отличие от меня, не страшно, что ее не поймут, заметят какие-то ошибки. Когда она приехала сюда, то вообще ни слова по-русски не знала, а сейчас – такой прогресс.
КК: Ты стесняешься делать ошибки, да?
- Ну, не то что стесняюсь, просто я стараюсь по возможности говорить правильно, а иногда это не получается.
МК: Знаешь, я в одном интервью твоем прочитала, что ты всегда хотел играть в Европе и именно поэтому недолго думал над предложением из России. Ты до сих пор считаешь, что Россия – это Европа?
- Да, конечно. Территориально Россия – это часть Европы, поэтому какие тут могут быть вопросы? Меня не волнует, что я приехал в Восточную Европу, все равно здесь гораздо ближе, чем в Бразилии, до основного футбольного центра - до Англии, до Испании, до Италии. У меня есть мечта. Зарекомендовать себя здесь, чтобы в дальнейшем перебраться в одну из выженазванных стран. Чтобы осуществить уже другую мечту (смеется). Хочу играть за сборную Бразилии.
МК: Мне кажется, ты себя уже довольно неплохо здесь зарекомендовал.
- На самом деле, мне еще надо много над собой работать.
КК: У тебя, насколько я понимаю, еще два года действует контракт с «Локомотивом»?
- Да. И эти два года я хочу непременно отыграть здесь.