Даже если бы я мог поменять сборную, все равно выбрал бы Узбекистан
— Вы родились в спортивной семье. Ваши брат и отец тоже профессиональные спортсмены. Это как-то повлияло на выбор будущей профессии? (Отец Виталия Денисова — рекордсмен «Пахтакора» по количеству сыгранных матчей, брат — капитан сборной Узбекистана по баскетболу — «Спорт День за Днем»).
— Думаю, нет. Отец имел прямое отношение к футболу, но никогда не заставлял нас заниматься спортом. Я сам хотел играть в футбол. Попросил его отвести в секцию, он отвел.
— Многие вас сравнивают по манере игры с вашим отцом, к тому же вы играете на одной позиции. Как считаете, удалось вам его превзойти? Например, Марат Кабаев называл вас «настоящей звездой чемпионата России».
— Конечно, это очень приятно слышать от Марата Викторовича. Не мне судить, насколько это удалось. Должны судить те люди, которые видели игру моего отца, мою игру. Мне сложно ответить на этот вопрос.
— Часто с отцом разбираете игры? Часто ли он вас критикует, прислушиваетесь к его советам?
—
Частенько общаемся. Когда у него есть время, он смотрит мои игры. Бывает, советы дает. Говорит, что у меня получалось, что нет. Обсуждаем…
— Говорят, в 1990-е русским в Узбекистане жилось непросто. С какими сложностями вам приходилось сталкиваться?
— Никаких проблем не было, нет и вряд ли будут. В Узбекистане много национальностей, и все всегда было нормально, общались на равных.
— Вы узбекский язык знаете?
— Знаю, могу разговаривать, но уже немножко подзабыл.
— Вы родились в Узбекистане, корни — русские. Кем себя ощущаете?
— У меня один паспорт — узбекский, российского никогда не было. Сложно сказать, кем я себя ощущаю, я на эту тему никогда не задумывался.
— Не жалеете, что в свое время выбрали сборную Узбекистана? Все же чемпионат Европы престижнее чемпионата Азии.
— Возможно, если бы я выбрал сборную России или Украины, я бы не стал тем, кем стал. Если бы мне представился шанс что-то поменять в своей жизни, национальность менять не стал бы.
— За чемпионатом Узбекистана следите?
— У меня не получается смотреть игры чемпионата Узбекистана, так как их не транслируют. В основном читаю онлайн-трансляции или счет узнаю, когда играет команда отца или кого-то из товарищей.
— Говорят, в Узбекистане сейчас очень талантливое молодое поколение футболистов. Кто из молодых способен заиграть в РФПЛ?
— Сложно ответить на этот вопрос. Когда играешь в сборной — это одно, когда переезжаешь в другую страну — совсем другое. Все от человека зависит. Одил Ахмедов играет, один из лидеров «Краснодара». Надо пробовать, иначе не поймешь. Молодежная и юношеская сборные сейчас довольно успешно выступают, сильное поколение растет. Главное, чтобы оно нигде не затерялось.
— Знаю, что вы очень любите итальянскую кухню и обожаете плов. Без какой кухни вам сложнее обойтись — итальянской или узбекской?
— Итальянскую кухню можно найти почти в любом уголке земного шара, узбекскую — сложнее. Так что мой ответ — узбекская.
Днепропетровск — второй дом
— Где вам комфортнее всего — в Днепропетровске, Москве или Ташкенте? Где бы остались жить после завершения карьеры?
— Днепропетровск — мой второй дом, у меня там много друзей. Когда я туда приезжаю, ко мне все хорошо относятся, у меня прекрасные отношения с болельщиками «Днепра», с руководством клуба. Я не знаю.… Как говориться, никогда не говори «никогда». Посмотрим, жизнь покажет.
— В Днепропетровск часто летаете?
— Частенько. Не то что бы постоянно, но периодически наведываюсь.
— Однажды вы были на просмотре в лондонском «Арсенале», какие впечатления?
— Какое впечатление может быть, когда видишь Марка Овермарса, молодого Анри, Пиреса, Юнгберга, Бергкампа и ещё кучу футболистов с мировыми именами! Но больше всего удивило количество полей на базе «Арсенала». Где-то порядка двадцати, может, больше. Там нет каких-то суперфешенебельных построек, все просто и со вкусом, ничего лишнего. Созданы все условия для работы. Конечно, очень круто!
— Вы долго выступали за «Днепр». Сравните украинское и российское первенство.
— Первые три-четыре украинские команды точно не затерялись бы в чемпионате России. В России больше команд с хорошей финансовой базой, которые могут позволить себе дорогостоящие покупки, в Украине все немного по-другому. Мне кажется, чемпионат России сильнее, больше команд борются за чемпионство, за призовые места.
— Обсуждая ваш переход из «Днепра» в «Локомотив», комментатор Юрий Розанов сказал, что Денисов, может, поторопился. «Днепр» тоже близок к Европе, а играет лучше.
— Может, на тот момент «Днепр» лучше был.… Коноплянка и Зозуля сильно прибавили. Роман
(Зозуля — «Спорт День за Днем») в киевском «Динамо» почти не играл, а в «Днепре» раскрылся совершенно по-новому, хороший игрок. Сильная средняя линия, тот же Жулиано заметно прибавил. «Днепр» очень неплохо выступил в Лиге Европы, мы вышли с первого места из сильной группы, в которой играл «Наполи», потерпели всего одно поражение. Но с «Локо» тоже провели очень неплохой сезон, до самого конца боролись за чемпионство при острой конкуренции. Так что трудно сравнивать.
— Вы говорили, что Коноплянка на заре своей профессиональной карьеры не впечатлял. Но потом превратился в главную звезду украинского футбола. За счет чего? Как вам игралось на одном фланге с Евгением?
— За всю карьеру я могу вспомнить только одного левшу, с которым у нас была хорошая связка — аргентинец Осмар Феррейра. После чего со мной на фланге играли одни правши, и почему-то мне с ними всегда было комфортнее. Что касается Коноплянки, я спрашивал про него у ребят, которые пришли раньше меня в команду, и они говорили, что в свое время Женя не всегда даже в стартовый состав дубля проходил. Но Бессонов
(Владимир Бессонов — «Спорт День за Днем») разглядел в нем талант, доверие тренера окрылило парня. Женя на тренировках порой творил такие вещи, которых от него поначалу никто не ждал. Прибавлял с каждой игрой. К тому же у нас всегда был очень хороший коллектив, всегда поддерживали молодых. Да, бывало, что могли иногда «напихать», но только за дело. Думаю, поддержка товарищей по команде помогла. Ну, и главное, тренеры смогли найти правильный подход к Евгению, что бы помочь раскрыться его таланту.
«Торпедо» — «Локомотив» — самое горячее, что есть в российском футболе
— Перед переходом в «Локомотив» интересовались о клубе у Андрея Ещенко, своего бывшего партнера по «Днепру»?
— Когда у меня закончился контракт с «Днепром», еще не знал, что возникнет вариант с «Локомотивом». Старался не вникать, не забивать себе голову, не переживать. Когда стало ясно, что это реальный вариант, начал наводить справки о «Локомотиве». Потом уже приехал в команду, познакомился с ребятами, пообщался, сдружился. Как-то так всегда происходит…
— У вас были предложения от клубов из ведущих чемпионатов. Не жалеете, что выбрали «Локомотив»?
—
Когда хотят пригласить в команду, делается приглашение. Ходили слухи. Знаю, что был у одного английского клуба предметный интерес ко мне. Я числился в списках, они приценивались. Но потом появился конкретный вариант с «Локомотивом», и я без раздумий согласился.
— Получается, от других клубов конкретики не было?
— Не было. Была бы конкретика, можно было бы что-то думать. Все было на уровне слухов и заинтересованности, а «Локомотив» вышел с предметным предложением подписать контракт.
— Вы говорили о потрясающей атмосфере, которая была в «Днепре». Можно ли сравнить атмосферу в «Днепре» с той, что в «Локомотиве»?
— Нет смысла сравнивать. В «Локо» всегда была и остается сплоченная команда, мы хорошо общаемся. Если у меня возникают какие-то вопросы, проблемы, я могу обратиться к любому игроку, мы все дружим.
— В чем главное отличие команды Миодрага Божовича от команды Леонида Кучука?
— Нет команды Кучука, Божовича, Билича, есть «Локомотив».
— Вы говорили, что «Днепр» — «Металлист» — самое горячее, что есть в украинском футболе. В каком российском противостоянии с участием «Локомотива» столь же высокий градус?
— С «Торпедо». Недавно на себе это прочувствовал.
— Футболисты «Днепра» перед игрой всей командой ходили в церковь. В «Локомотиве» вроде бы такой традиции нет. Вы сами перед играми в церковь не ходите?
— Перед матчами не хожу. Но иногда, когда есть время и есть настроение, хожу в церковь.
— Назовите три самых сильных качества защитника Виталия Денисова?
— Если я сейчас вам об этом расскажу, соперники узнают
(смеется). Пусть лучше останется тайной.
— Как относитесь к переносу матча между «Уфой» и «Локо» в Москву в первом круге? Считаете ли это правильным решением?
— Разумеется. Одно дело, когда нет возможности перенести матч, тогда надо играть в любых условиях. Но когда есть возможность, надо переносить. Представьте сами — играть в «минус двадцать не доставляет никакого удовольствия ни футболистам, ни болельщикам. Очень тяжело в таких условиях. Плюс, если еще и состояние поля плохое, это, естественно, сказывается на качестве футбола. Я много раз играл в таких погодных условиях и могу сказать, что ничего приятного в этом нет.
— Ну, и риск получить травму, наверное, больше.
— Конечно. Травму можно получить при любой погоде, а при такой — тем более.
Посетив Северную Корею, понял, как жилось родителям в СССР
— Сборная Узбекистана выступает в Азиатской конфедерации футбола, объединяющей немало экзотических стран. Поделитесь впечатлениями.
— По атмосфере больше всего понравилось в Японии. Очень красивый стадион. Перед матчем зрители пели гимн Узбекистана, выучили, хотя было видно, что им это очень тяжело далось. Японцы играли в синей форме, и все болельщики были в этих же цветах — очень красиво, впечатляет.
Еще поразила Северная Корея. Я лучше стал понимать, как жилось моим родителям в СССР. Очень своеобразная страна. Во время матча, когда мы владели мячом, стадион замолкал. Вечером вышли на прогулку, под фонарями стоят ребята и читают книги. Мы так и не поняли, то ли это в целях экономии электроэнергии, то ли какие-то дежурные по улице.
Еще поразила Северная Корея. Я лучше стал понимать, как жилось моим родителям в СССР. Очень своеобразная страна. Во время матча, когда мы владели мячом, стадион замолкал. Вечером вышли на прогулку, под фонарями стоят ребята и читают книги. Мы так и не поняли, то ли это в целях экономии электроэнергии, то ли какие-то дежурные по улице.
— Страшно в такой закрытой стране?
— Не то чтобы страшно, скорее, странно. При выходе из аэропорта у нас забрали сотовые телефоны, мы даже родственникам не могли позвонить. К счастью, я помнил свой домашний, смог связаться с мамой, сказал, что у нас все нормально.
Для чемпионства «Локомотиву» не хватило везения
— Чего не хватило в прошлом сезоне «Локомотиву», чтобы завоевать золото или хотя бы зацепиться за место в зоне Лиги Чемпионов?
— Сложно сказать…. Мы потеряли Диму Тарасова, который закрывал опорную зону. Были и еще травмы. Но у нас была хорошая скамейка, игроки соперников тоже травмы получали. Наверное, везения не хватило.
— Не боялись занять в прошлом сезоне четвертое место с «Локомотивом» — ведь с «Днепром» занимали его шесть раз?
— Пока вы не напомнили, об этом даже не задумывался
(смеется). Были определенные нюансы, в силу которых «Днепру» не удавалось подняться выше четвертой строчки.
— Самый сильный тренер, с которым вам приходилось работать?
— Я от каждого наставника пытаюсь почерпнуть что-то хорошее, узнать что-то новое, начиная с детского футбола. Все тренеры разные, по-разному строят тренировочный процесс, у каждого есть чему поучиться.
— В таком случае полезно периодически менять команду и работать под руководством разных наставников?
— Менять команду без причины ни к чему. Если хочешь работать тренером, можно после завершения игровой карьеры ездить на стажировки, набираться опыта.
— В детстве следили за чемпионатом России? Была у вас любимая команда?
— В детстве смотрел только центральные матчи или Лигу чемпионов, Кубок УЕФА. Это все-таки было детство, мне было интереснее играть самому.