Попытки «Локомотива» прийти в себя продолжались неприлично долго. Безрезультатные перепасовки, в которых терялась более-менее острая и ясная мысль, скованное движение, растворившийся в центре чужой штрафной форвард – «Локомотив» выглядел раскисшим и несобранным. Не сказать, что «Терек» самоотверженно мешал сопернику: его защита не выглядела особенно мощной, не изымала тактические конспекты Кучука и вполне позволяла комбинировать. Но «Локомотив» никак не мог выжать из себя ничего цельного.
Можно, конечно, вспомнить забегания Максима Григорьева, который смело смещался с левого фланга в центр – только он в первой половине первого тайма мог спродюсировать три отличных момента. Почему из этого ничего не выросло? Проблема, конечно, не в особенно рьяной борьбе «Терека» на глазах элиты Чеченской Республики, не в каком-то невезении, а во вполне конкретных кадровых проблемах «Локомотива». У красно-зеленых зачастую очень заметен дисбаланс между основой и игроками скамейки, а когда возникает череда проблем с травмами и дисквалификациями, это сказывается особенно мощно. С чем-то подобным сталкивается ЦСКА.
Когда в начале года почти в полном составе травмировалась опорная зона, пришлось экстренно составлять новую пару игроков, которая, понятное дело, сильно уступает главной в умении организовывать выход в атаку. Когда выбыл фланговый энерджайзер Майкон – пришлось пускать в дело нестабильного Григорьева, который не вписывался в командный ритм, легко терял мяч и в итоге был срочно заменен на Ткачева. Когда Н’Дойе обнулил желтые карточки перед финишем сезона, пришлось решать давнюю проблему второго форварда – и хотя Павлюченко не готов так же активно и эффективно бороться с защитниками, как сенегалец, другого выбора все-таки не было. С таким коктейлем проблем «Локомотив» вскоре добавил себе еще одну – пропустил после будничной контратаки.
Пробуждения после этого не случилось – «Локо» продолжал раскисать под прессингом «Терека». Атаки развивались с прежним трудом, а мяч не удавалось запихнуть в ворота Годзюра даже после беспорядочной толчеи в штрафной и серии отскоков. «Локомотиву» было трудно рассчитывать на усиление игры – даже Леонид Кучук признал, что сейчас у команды есть проблемы с резервом. Михалик, Оздоев, Ткачев, братья Миранчуки – это, мягко говоря, не лучший набор для усиления атаки, когда нужно срочно вырывать победу, а на поле ничего не получается.
«Терек», который в первом тайме и не думал закрываться на своей половине, со временем все-таки начал подсаживаться. Но благодаря своей компактности гости изредка умело организовывали ответные атаки – один раз все даже могло закончиться трагедией «Локомотива», но Аилтон выстрелил в штангу, оставив сопернику шанс на выживание. А затем буквально на ровном месте случилось резкое преображение «Локомотива». Игроки «Терека» не отработали до конца три момента в штрафной, везде сыграли чуть неточно и легкомысленно, а Ткачев и Павлюченко, наоборот, включились в борьбу как следует и наконец-то довели мяч до ворот. После первого гола в Черкизове поменялось абсолютно все – с новой мощью зажили трибуны, команда, которая до этого атаковала будто прыгая на одной ноге, наконец забегала. Томные перепасовки заменила более активная созидательная работа – и «Терек», который к таким переменам явно оказался не готов, начал проигрывать борьбу, оставлять пустые зоны.
Именно эти условия и стали идеальными для Романа Павлюченко – человека, который может 70 минут проигрывать борьбу, а потом включиться в пару эпизодов и как следует их реализовать. Это не назвать эпохальным возрождением славного форварда или, простите, пробуждением «спящего гиганта» – Павлюченко не играл активнее, чище и напористее, чем в прошлых матчах. Главная заслуга в этом преображении «Локомотива» лежит все-таки на полузащите, которая прибавила в давлении, раскачала оборону «Терека», а под конец еще и исполнила аккуратную атаку с мягкой передачей прямо на голову Павлюченко – не забить с такой было бы, наверное, преступлением перед чемпионскими амбициями. Зато если раньше традиционная кричалка «Павлюченко – суперфорвард» неслась с Южной трибуны только как ироничное замечание к очередному выходу Романа на замену, то в субботу этот заряд заиграл совершенно новыми красками. В громкое скандирование «Павлюченко – суперфорвард» была вложена благодарность.
– В последнее время Рома очень сильно хочет доказать. У него есть характер, – рассказывал потом Леонид Кучук. – У него великолепное чувство гола, которое невозможно натренировать, можно только сказать спасибо родителям.
Да, для «Локомотива» недопустимо выглядеть неуверенным и нестабильным большую часть матча с «Тереком», и невозможно отрицать, что проблемы с игрой были очень серьезными. Но команда впервые за всю весну смогла переломить ход матча, в котором что-то не склеивалось, и в итоге устроила небольшое празднество. Кучук улыбался намного больше обычного и даже выбежал на поле, чтобы пожать руки всем своим игрокам, а команда перед этим собралась в круг и обнялась.
Правда, теперь «Локомотиву» нужно подготовиться к тому, что в ключевых матчах сезона одного психологического преодоления будет недостаточно.
Автор Владислав Воронин