Шел понедельник перед легкой игрой «Локомотива» с «Волгой». Офис клуба спокойно готовился к матчу, когда в телефоны сотрудников начали стекаться звонки из редакций газет от Daily Mirror до Financial Times:
«Это правда, что Ласс Диарра покинул страну, стал джихадистом и начал воевать на стороне повстанцев в Сирии?»
. Присядьте и попробуйте сдержать ужас или смех – это спрашивали всерьез.Казалось бы, простого опровержения было вполне достаточно, ведь Диарра видели на базе «Локомотива» всего за несколько дней до этого: спокойно работал по индивидуальной программе, ни за какое оружие не хватался. Но обсуждение во Франции и Англии дошло до того предела, когда выступать пришлось и самому Лассу, и его представителям. Чтобы разобраться, как в эту ужасную историю вписали имя Диарра, пришлось поднимать полную хронику этого нелепого слуха.
1 апреля. На русскоязычном сайте FISyria, освещающем события в Сирии, появляется запись чернокожего повстанца, лицо которого закрыто черной маской – видны только глаза. В руках у человека, которого представляют как бывшего футболиста – автомат Калашникова, за спиной – неопознанное озеро. Речь не отличается оригинальностью: якобы футболист призывает всех помогать соратникам как в военных действиях, так и умственно, психологически. Это не принять за первоапрельскую шутку: институт по исследованию средств массовой информации Ближнего Востока, который оказывает помощь в контртеррористической деятельности, отметил, что русскоязычный сайт действительно выкладывает информацию из Сирии и поддерживает Исламское Государство Ирака и Шама (ISIS) – головную организацию многих повстанческих групп, к которой якобы и присоединился футболист.
Первый сигнал: в описании видео нет ни одного намека на то, что это Лассана Диарра. Наоборот, авторы ролика четко прописывают: «Он рос вместе с Роналду, играл за «Арсенал» и оставил футбол, деньги и европейский образ жизни, чтобы выступить на пути Аллаха. Абу Иса аль-Андалуси родом из Португалии. Играл в лондонском «Арсенале», где понял, что такая жизнь не для него. Оставив все, он уехал на джихад 2 года назад». Сходств с биографией Ласса – ноль, если не считать короткий отрезок игры в «Арсенале». Голос, акцент и разрез глаз тоже отличаются.
4-5-6 апреля. В социальных сетях в околоэкстремистских сообществах мелькают первые упоминания о том, что появившийся на видео «футболист» – Ласс Диарра. Эти сведения активно подхватывают в азиатском сегменте твиттера – они расходятся под специальным хэштегом. «Арсенал» тем временем опровергает, что в его системе когда-либо играл футболист под именем Абу Иса аль-Андалуси. «Кроме того, мы не опознаем в человеке из ролика одного из своих бывших игроков», – заявили в пресс-службе. Syrian Observatory of Human Rights также отмечает, что не замечала никаких следов бывших футболистов «Арсенала» в Сирии.
7 апреля. Журналист радиостанции RFI и автор книги «Французские джихадисты» Дэвид Томсон пишет в твиттере:
«Бывший игрок сборной Франции Диарра стал джихадистом? Со стороны ISIS говорят, что да, но точных данных нет».
Слухи впервые доходят до Москвы – удивленный пресс-департамент «Локомотива» сразу опровергает эту информацию в Financial Times:
«Диарра сейчас восстанавливается после травмы и находится в Москве. Он тренируется на нашей базе. Разумеется, все эти новости – выдумка, настоящий фэйк».
Волна информационного безумия докатывается до самого Ласса. Ему даже приходится сделать отдельную фотографию из частного самолета, в который он сел с Мубараком Буссуфа – разумеется, без спецодежды и автоматов. «Я в Сирии? Ха, классная шутка, друзья. Хорошего вечера», – дописывает француз.
8 апреля. Эрик Моретти, адвокат Диарра, дает еще одно официальное опровержение:
«Лассана в самой категоричной форме опроверг информацию о том, что он уехал в Сирию. Он никогда не был в этой стране. Это полный абсурд. Лассана не воин Джихада, он игрок «Локомотива».
9 апреля. Материалы о счастливом завершении истории публикуются в крупных французских СМИ – и Le Monde, и Le Figaro, и Le Parisien. Диарра торжественно закрывает тему фотографией из локомотивского тренажерного зала.