Полузащитник «Локомотива» Александр Шешуков в интервью «Газете.Ru» рассказал о переходе в стан «железнодорожников», поделился мнением об отставке Валерия Карпина, а также порассуждал о золотой гонке.
— Начнем с вашего прихода в «Локомотив». Есть такая пословица: не было бы счастья, да несчастье помогло. Можно сказать, что в вашем случае она сработала?
— Получается, что так. Ребята травмировались, и в опорную зону срочно требовался игрок. «Локомотив» сделал выбор в мою пользу, что стало некоторой неожиданностью для меня. К тому же все произошло быстро. Естественно, я рад такому повороту событий в своей карьере, но, конечно, желаю скорейшего выздоровления Диме Тарасову и Яну Тигореву.
— Когда вы узнали, что Дмитрий Тарасов выбыл на долгий срок и ему ищут замену, не было предчувствий, что Кучук может обратить внимание именно на вас?
— Таких мыслей вообще не было, потому что я не знал, какая ситуация с Яном Тигоревым. Да и другие ребята в команде могут сыграть на моей позиции.
Поэтому спокойно готовился к весенней части сезона в составе «Ростова». В последний день вторых сборов ко мне подошли из руководства клуба и сказали, что «Локомотив» заинтересован в моих услугах.
— Когда приехали в стан «железнодорожников», много пришлось работать, чтобы привести себя к общему знаменателю с другими игроками команды?
— У нас сразу же состоялся разговор с главным тренером по поводу моего физического состояния. Я рассказал, что именно делал на сборах с «Ростовом», как готовился. Исходя из этого, мы скорректировали программу. Времени оставалось не так иного, и за две недели мы постарались подвести мои кондиции к оптимальным.
— Кстати, ваши соседи знают, что рядом живет известный футболист?
— Да нет, я мало узнаваемый (смеется). Большого ажиотажа вокруг меня нет. Может быть, они знают, но вида не подают.
— Разве после выступлений за «Спартак» футболист может быть малоузнаваемым?
— Бывает, конечно, что люди подходят, но, чтобы меня узнавали везде, куда бы ни заходил, такого нет. Поэтому меня внимание людей абсолютно не напрягает — без проблем даю автографы, фотографируюсь... Даже, наоборот, приятно.
— После подписания контракта с «Локомотивом» вы говорили, что каждая тренировка на вес золота. Насколько быстро удалось наладить игровые связи и с кем вам комфортнее взаимодействовать — с Диарра или Шишкиным?
— С этими ребятами я провел всего по одной игре, поэтому тяжело сказать. Наверное, пятьдесят на пятьдесят. Ну а потом Шишкин больше игрок правого фланга, поэтому в матче со «Спартаком» ему пришлось перестраиваться, а это тяжело. Что касается Диарра, мы немного разминулись в тренировочном процессе, то он не тренировался, то я. Поэтому трудно говорить про идеальное взаимопонимание. Но, если сравнивать с тем, что было две недели назад и что сейчас, прогресс есть: я уже понимаю требования тренерского штаба, и мне не так тяжело, как было вначале. Можно сказать, уже освоился. В адаптации помогло еще и то, что я знал многих ребят.
— С Дмитрием Тарасовым вы пересекались и в «Спартаке», и в «Москве», то есть знаете его игру. Вам хватит полгода, чтобы железно застолбить за собой это место, пока он восстанавливается?
— Сложно сказать. Конкуренция идет на пользу и команде, и игроку. А все остальное — дело тренера.
— У Божовича вы были лидером, а в «Локомотиве» придется конкурировать с Тарасовым, когда он поправится, с другими ребятами. Вы готовы к тому, что можете угодить в запас?
— Поживем — увидим. Может быть, мы с Димой будем вместе играть, все возможно.
— Вы говорили, что в «Локомотиве» ваши задачи на поле немного поменялись. Чем они отличаются от тех, что были у вас в «Ростове»?
— Здесь другая схема игры — с двумя центральными опорными полузащитниками, поэтому приходится больше уделять внимания этой взаимосвязи. В «Ростове» я больше играл в защите, в одного опорника. А здесь приходится перемещаться, перестраиваться.
— В «Локомотиве» Кучук просит больше заниматься обороной?
— Я бы не сказал. Главное, чтобы все нормально было с организацией игры. Если один футболист может подключиться к атаке, то второй должен уделять повышенное внимание обороне.
В «Ростове» я больше занимался разрушительными действиями, а здесь требуется взаимодействие между двумя центральными полузащитниками. Но при возможности разрешается идти и в атаку.
— Игорь Чугайнов в одном из интервью заявил, что Кучук в первую очередь уделяет внимание обороне. Согласны?
— От нас требуется сбалансированная игра, чтобы нас как можно меньше ловили на контратаках, то есть чтобы была подвижная центральная линия и мы не допускали больших разрывов между линиями, чтобы играли компактно. Поэтому, может, и складывается мнение, что мы уделяем больше внимания защите. Хотя в первую очередь игра любой команды всегда строится от обороны.
— Насколько вам привычен такой стиль игры?
— Если сравнивать со «Спартаком», там больше внимания уделялось контролю мяча. То есть акцент делался на атаку. В «Ростове» мы какие-то матчи играли от обороны, в каких-то пытались прессинговать, действовали с позиции силы. Мне комфортно, когда уделяется внимание и атаке, и обороне. Чтобы не было ярко выраженной оборонительной или атакующей тактики.
— Команде сильно не хватает травмированных Буссуфа и Диарра?
— Не хватает, конечно. Роман Шишкин вторую встречу проводит на месте центрального полузащитника, а Сергей Ткачев играет под нападающими третьего атакующего полузащитника. Если бы Буссуфа был здоров, скорее всего, он бы там действовал.
— После двух предыдущих туров команда имела преимущество в три очка, сейчас осталось лишь одно. Насколько это нервирует?
— Конечно, если бы мы выиграли у «Амкара» и «Спартака», был бы более комфортный отрыв, но нервозности нет. В любом случае все зависит от нас, как мы проведем три ближайших тура. Но я думаю, что до конца чемпионата будет сохраняться напряженность, потому что любая наша осечка и выигрыш конкурента сокращает до минимума очковый отрыв. Сейчас нас ждет игра с «Волгой», и мы концентрируемся на ней.
— Леонид Кучук работает над тем, чтобы перед тремя домашними матчами с аутсайдерами в команде не было шапкозакидательских настроений?
— Перед тренировкой в среду как раз об этом и шла речь. Леонид Станиславович сказал, что не нужно смотреть на то, на каком месте находятся соперники. Ведь, к примеру, «Волга» приедет к нам после поражения и будет искать любую возможность зацепиться за очки. Я уверен, что они не сдались, поскольку шансы на спасение имеют, и будут выкладываться на сто процентов.
— С вашим главным конкурентом в борьбе за золото «Зенитом» вы встретитесь в 28-м туре. Может, лучше было бы сыграть пораньше, чтобы в случае чего иметь в запасе несколько игр?
— Я не вижу большой разницы в том, когда с ними играть. Может быть, наоборот, до этого матча что-то уже будет ясно, и напряжение спадет. А если эта встреча станет решающей — что ж, тем интереснее и нам, и болельщикам. К тому же в последнем туре мы сыграем с ЦСКА, и этот матч также может получиться определяющим. В любом случае нам предстоит тяжелая концовка сезона. Тем ценнее значение каждой игры, которую мы проведем сейчас.
— В своей футбольной карьере именно в этом сезоне вы ближе всего подобрались к золотым медалям?
— Если ориентироваться по турнирной таблице, наверное, да.
— Кстати, как часто вы заглядываете в турнирную таблицу? Кучук, к примеру, говорил, что вообще не смотрит в нее.
— Я тоже не могу сказать, что фанатично слежу за таблицей, так же как и за новостями в интернете. Конечно, я знаю, что «Зенит» отстает от нас на одно очко. А матчи смотрю, только если они совпадают со свободным временем. Вот с ребятами недавно наблюдали за игрой «Амкара» с питерцами, потому что была возможность.
— Многие отмечают, что «железнодорожники» по игре выглядят сильнее всех, в том числе и «Зенита». По их словам, преимущество над конкурентами подопечные Кучука имеют в дисциплине и организации игры.
— Мне кажется, это и раньше было видно.
Когда я еще находился в «Ростове» и смотрел матчи «Локомотива», бросалось в глаза, что с приходом Леонида Станиславовича подтянулась игровая дисциплина, организация, и каждый футболист на поле знает, что ему нужно делать в той или иной ситуации. В этом и есть наша главная сила.
И потом у нас очень сплоченная команда, все общаются со всеми. Ребята выходят на поле и играют друг за друга. Все эти аспекты и делают любой клуб главным претендентом на золотые медали.
— Можно ли сказать про вашего главного конкурента «Зенит», что там каждый друг за друга, учитывая все события, происходящие в команде на протяжении длительного времени?
— У них поменялся тренер, и, может быть, в связи с этим микроклимат и результаты улучшатся. Последние матчи, кстати, показывают, что идут позитивные сдвиги. Неважно, как они побеждали, главное — положили в свою копилку шесть очков. Видимо, у питерцев идет какой-то эмоциональный подъем.
— Виллашу-Боашу нужно время, чтобы разобраться во всем, вникнуть.
— Там ведь остались помощники из тренерского штаба, Сергей Семак. Они все знают досконально и постараются дать ему как можно больше информации.
— Новый наставник уже начинает делать перестановки в составе.
— Значит, уже рассказали (смеется).
— За происходящим в «Спартаке» вы тоже следите?
— Честно говоря, отставка Карпина меня очень удивила. По всей дистанции чемпионата команда шла более или менее ровно. Разве что весенний отрезок не задался: упустили на последних минутах победу в матче с «Анжи», проиграли в Кубке России «Тосно». Видимо, это стало последней каплей, и совет директоров принял такое решение. Хотя команда находилась в четырех очках от первого места и в одном-двух — от второго. Но тренера сняли, даже не определившись с преемником.
Со стороны это выглядит странным, потому что несколько лет назад были моменты, когда красно-белые находились на седьмых-восьмых позициях, даже как-то занимали последнюю строчку, вылетали из еврокубков, и были ситуации, когда смена наставника выглядела бы логичнее, но этого не происходило. Кроме того, Леонид Федун заявлял, что третья задача еще не провалена, — и через два дня Карпина сняли.
— Писали, что некоторые игроки якобы ходили просить за Карпина. Вы могли бы последовать их примеру или считаете, что такие вещи — прерогатива руководства клуба?
— Ситуации бывают разными. Мне кажется, футболисты имеют право высказать свое мнение об этом коллективно или в письменном виде, может быть, передать свои пожелания через капитана команды, но в любом случае решение принимает руководство. Мы увидели, что в ситуации со «Спартаком» обращение игроков, если оно было, ни к чему не привело.
— У вас есть представление о Дмитрии Гунько как о тренере?
— Я с ним знаком. Он полгода провел в дубле, и я ездил с ним на сборы. Считаю его грамотным специалистом в плане понимания футбола. Не просто так дублирующий состав «Спартака» несколько раз занимал с ним первые места. Помню, придя в дубль из основы, я был приятно поражен тренировочным процессом и теоретическими занятиями, работой на поле.
— Такому молодому специалисту по зубам бороться с мастерами тренерского цеха: Леонидом Кучуком, Виллаш-Боашем, Леонидом Слуцким?
— Когда-то нужно начинать. Каждый тренер проходит через это.
— Да, но далеко не каждому в таком возрасте выпадает шанс руководить «Спартаком».
— Он был помощником Карпина, поэтому логично, что в данном ситуации именно Гунько стал сменщиком ушедшего в отставку специалиста.
— В матче со «Спартаком» и «Амкаром» «Локомотив» не смог дожать соперника, хотя имел игровое преимущество. А ведь умение додавить очень важно для команды, претендующей на золото.
— Согласен, что-то такое есть. Но в последние годы «железнодорожники» не боролись за самые высокие места, а для того, чтобы в сложных ситуациях прибавлять и добиваться результата, важен опыт. Думаю, если бы у нас в запасе было еще минут пять в матче со «Спартаком», мы бы его дожали. Красно-белые очень организованно играли в защите. Из тех матчей с их участием, что я видел, эта игра была одной из немногих, где «Спартак» больше времени уделял обороне. Они не хотели пропустить и предпочитали действовать на контратаках. Поэтому отошли от своего привычного стиля и пытались хотя бы не проиграть. После крупного поражения в Краснодаре на спартаковцев обрушилась масса критики, и их осторожность была связана и с этим тоже. А нам, к сожалению, не удалось прибавить в концовке, хотя соперник был физически не в лучшем состоянии. Но они вышли на матч мобилизованным и таких элементарных ошибок, как во встрече с «Краснодаром», не допустили.
— То есть после этой игры у вас есть чувство недоделанной работы?
— Да, считаю, мы потеряли два очка — с учетом того, какие моменты у нас были в конце встречи и в первом тайме. Ведь мы имели игровое и территориальное преимущество, а соперник практически ничего не создал.