Александр Самедов: "Перед игрой в Баку я спал только три часа". Продолжение разговора.(окончание интервью)
Мы завершаем наше интервью с футболистом московского «Локомотива» и сборной России Александром Самедовым. Разговор по вопросам пользователей нашего портала получился не только об игре, но и о многом другом, что окружает жизнь одного из лидеров клуба, который всерьез нацелился на одно из призовых мест в нынешнем чемпионате России.
-В разные годы вам пришлось поработать с разными тренерами. Наверное, каждый из них оставил свой творческий след в вашей памяти или все-таки нет?
- Сложно сказать. У каждого тренера свой подход к работе. Их было действительно много на моей памяти. Кто-то оставил больший след, кто-то меньший. Но таких, чтобы прошел бесследно – не было.
- Для разрядки вопрос. Вам нравится пляжный футбол?
- Да нравится. Интересно смотреть, как играет сборная России. Тем более, что она постоянно побеждает. Пляжники по своим достижениям уже всех переплюнули.
- Согласились бы поиграть за пляжную сборную после завершения своей карьеры в большом футболе?
- Я люблю наблюдать за этой командой где-нибудь в уютном месте, но играть, тем более на уровне сборной – нет.
- Почему так категорично?
- Футбол на песке - это же совсем другой вид спорта.
- Помнится, как один известный ныне специалист, а в прошлом очень хороший футболист сказал мне по поводу пляжников: примазались они к большому футболу. Вы такого же мнения?
- Я думаю, что нельзя так говорить. Это тяжелый вид спорта. Играть по песку, да еще так, как это делают наши лучшие футболисты, далеко не каждый сможет. Очень сложно.
- Я однажды спросил вратаря сборной России Бухлицкого, как ему удается стоять на горячем песке? Так можно вообще без ног остаться. Отшутился. Сказал, что привык.
- Вообще не представляю, как они это делают. Голыми ногами, как на раскаленной печке. Может, на самом деле привыкли?
- Снятся ли вам футбольные сны? Если да, то опишите последний из них.
- Футбольные сны не снятся. Как-то стороной обходят. В реальной жизни футбола хватает. На сны, видимо, уже ничего не остается.
- А бессонница не мучает? Мне часто рассказывали тренеры, что перед какими-то важными матчами или после них, они не спят ночами. А Валентин Козьмич Иванов говорил в свое время, что вообще после игр не мог заснуть. А с вами такое бывает?
- Ну, вот перед игрой в Баку заснул только на три часа.
- А что беспокоило? Та неприятная ситуация, которая сложилась вокруг вас?
- Скорее причина в другом. Это была решающая игра для нашей сборной.
- Но после игры вы в центре поля о чем-то говорили с капитаном азербайджанской команды. Не на повышенных тонах?
- Нет. Все нормально. Выяснили, что хотели. Больше вопросов не осталось.
- Кстати, Александр. Ваш отец оказался прав, когда советовал подождать играть за сборную Азербайджана, потому что надеялся, что вас когда-нибудь пригласят в российскую команду.
- Ну, все происходило не так просто. Когда я принял решение играть за Россию, отец меня поддержал. Я ждал этот шанс, он мне представился. Два года назад дебютировал в национальной команде России. При Дике Адвокате. Тогда у нас оставались две отборочные игры – со Словакией и Андоррой. Вот в этот момент меня и вызвали в первый раз.
- В 27 лет.
- Да, но это никогда не поздно делать. Как мне кажется.
- Если бы не футбол, кем бы вы стали в профессиональном плане?
- Кем бы стал?.. (Смеется). Мне почему-то всегда задают этот вопрос.
- И вы всегда отвечаете одинаково? Может, однажды где-то кому-то намекнули, что футбол помешал другой мечте?
- Нет, я всегда говорю одно и тоже. Я вижу себя только в спорте.
- Ну, может, после этого раза такой вопрос уже никто не задаст…
- Не знаю. Просто я всегда был спортивным парнем.
- Почему был? А сейчас?
- Сейчас я уже профессионал. А в молодости то в футбол играл, то еще во что-то.
- Вы где в Москве в детстве жили?
- В Царицыно. В семь лет по набору попал в школу «Красногвардеец». Потом помню побыл два месяца в «Динамо». 1984-й год в «Красногвардейце» был очень сильный, а в «Динамо» - так себе. И когда туда переманили нашего тренера, он забрал с собой шестерых, в том числе и меня. А потом был турнир Тищенко в манеже. Помню, отыграли, приехал отец и сказал мне: все, ты идешь в «Спартак»! Я не очень этого хотел, но он настоял.
- А почему не захотели в «Спартак»?
- Да я же еще совсем ребенком был. Мои приятели оставались в «Динамо», а я куда-то уходил. Не хотел с ними расставаться.
- Время быстро пролетело. Как чувствуете себя в 29?
- С возрастом вся картинка меняется. И на футбольном поле, и вокруг. Все мировоззрение. Взгляд на подготовку, на игру. Хотя, если честно, я еще себя в футболе ощущаю вполне молодым. Ну, каким еще? (смеется)
- Портят ли деньги футбол в целом и молодых игроков, в частности?
- Все зависит от человека.
- Тогда по-другому спрошу. Много спорят о лимите на легионеров, который напрямую касается российских игроков. Мол, станет меньше иностранцев, тогда российские футболисты вообще перестанут работать, потому что место в основе им все равно будет обеспечено. А деньги платят большие. За что? Вот и спрашиваю у вас: что делать?
- А у меня к вам встречный вопрос: вы как думаете? Только честно.
- Я могу рассуждать долго, боюсь времени не останется на наше интервью. А, если, коротко: есть, на мой взгляд, оптимальная и объективная формула, которая когда-то была предложена руководителями ФИФА: 6+5. То есть, применительно к нам: шесть россиян, пять иностранцев в составе. Знаю, что с этим многие руководители клубов не согласны. Логика такая: молодые российские игроки перестанут работать, будут получать большие деньги и так далее. Но я бы в таком случае адресовал их к вашим словам: все зависит от человека. Однако, всем нужен результат. Поэтому и везут легионеров. Готовить своих долго, затратно, да и конечный
результат далеко не ясен.
- Хорошо. Я даже не на шесть, а на пять российских игроков соглашусь. Это, во-первых. А во-вторых, я не понимаю, почему в разговоре о лимите, всегда начинают с российских футболистов. За что они получают большие деньги, хотя не показывают хорошего уровня и так далее. А, что, все иностранцы, которых мы видим на наших полях и которые играют тоже далеко не бесплатно, вполне соответствуют ожидаемому уровню? Нет, конечно. С другой стороны, у нас много хороших российских футболистов. Разве нет?
- Согласен. И хорошие свои есть, и «левых» иностранцев хватает... А скажите, есть ли у вас какой-то универсальный метод для подъема настроения?
- Есть такой. Моя семья. Сын Богдан.
- Сколько ему?
- Четыре года.
- И ничего другого не надо?
- Мне не надо. Сын, жена, собака...
- Какой породы собака?
- Серьезной. Йорк-Кнопа. Всегда поднимает настроение.
- Насколько авторитетно для вас мнение различных футбольных экспертов? Следите ли вы за отзывами о вашей игре?
- Я не хочу никого обижать конкретно. Или рассуждать: авторитетный это специалист или не авторитетный для меня. Не слежу и всё.
- Тем более, что каждый специалист имеет право на свое мнение.
- Кому-то что-то нравится, кому-то – нет. Ну, скажет кто-то, что мне Самедов в этой игре не понравился. И что? Свои плюсы и минусы я знаю.
- Если бы вы были тренером сборной России, вы бы взяли игрока Самедова на чемпионат мира 2014 года?
- Да я никогда, наверное, не буду тренером сборной. Хотя зарекаться тоже не надо, но все равно… Просто тренерская работа меня не привлекает.
- Думали о том, что будет после завершения футбольной карьеры?
- Думал. И пока прихожу к тому, что в футболе я не хочу оставаться.
- Это нормально. Другое дело, что бывшие игроки в силу разных обстоятельств пытаются найти себя хотя бы около той игры, которой отдали многие годы. Когда у них в жизни был только футбол и ничего другого. Как помню, сказал мне один тренер: порой игроки после завершения карьеры даже не знают, как себе купить билет на самолет. Не в обиду сказал. Просто констатировал факт.
- Да, я слышал такое. Когда у тебя все по режиму, когда все за тебя делают другие, а ты должен только играть, забивать, побеждать…
- Так что остается помимо футбола?
- Семья, бизнес. Я хотел бы заниматься теми вещами, которые мне нравятся.
- Готовы ли вы, спрашивает один из болельщиков, в случае победы «Локомотива» совершить какой-то безумный поступок? Роман Адамов, например, в свое время обещал пробежать голым по улицам Ростова, если его команда станет чемпионом России.
- Я вообще-то не очень люблю безумные поступки. Может быть, покажусь кому-то излишне банальным и скучным, но мне бы подошло в таком случае что-то намного скромнее.
- В вас половина русской, половина азербайджанской крови. Какая сильнее проявляет себя?
- Всё в меру. Потому и безумство – это не для меня и не про меня.
- Мечтали ли вы играть в зарубежной лиге? Если, да, то-в каком клубе?
- Мечтал. В Италии. Нападающим «Милана».
- Итальянский стиль жизни, теплая погода, красивые девушки, ну и конечно, хороший футбол…
- Могу продолжить: кофе, еда. Да вообще все. Нравится мне эта страна. Чувствую себя там комфортно.
- Страна вкусная, согласен. И кофе пахнет.
- Там эмоциональные люди. Они мне очень нравятся. Вроде ссорятся, но как-то без обид. Футбол в Италии сейчас, может быть, не такой, каким был совсем недавно. Но дела идут на поправку. Посмотрите, как набирают «Рома», «Наполи». Всё возвращается. А болельщики какие? Море эмоций!
- Да уж. Был у меня в Москве знакомый шеф-повар по пицце. Классно готовил и безумно любил «Наполи». Весь минувший сезон переживал, что из-за работы не может нормально смотреть игры своего клуба. Все, говорит, я больше не могу. Уеду. Скучаю по футболу. И вот однажды прихожу, а его действительно нет. Уехал…
- Похоже на итальянцев.
- Получается, что из всех стран, которые вы посещали, отдаете предпочтение Италии? А где еще очень хотелось бы побывать?
- Да много где. Я, например, очень люблю Азию. Таиланд. Не раз там был. Нравится тайская культура, еда. Вот сейчас в отпуск собираемся в Сингапур. Хочу побывать в Австралии. Мне вообще нравится путешествовать.
- С семьей?
- Конечно. Мы всегда в отпуске вместе. Без сына я вообще никуда.
- Нет мысли, что он со временем станет футболистом?
- Нет. Если сам решит, тогда другое дело.
- Понимает в свои четыре года, что его папа известный футболист?
- Жена мне рассказывает: Богдан стоит у телевизора, видит, как папа бегает, тоже что-то начинает делать. Вроде как бегать. Потом останавливается и тяжело дышит. Мол, устал. Как папа. А, если папа упал, то и он падает....
- То есть во всем копирует.
- Ну да. Меньше понимает, больше копирует картинку.
- А время-то вообще на семью остается?
- Честно скажу: не очень много. Хотелось бы больше.
- За город на машине удается выезжать? Погулять, подышать свежим воздухом?
- Очень редко. Футбол забирает много времени. Сборная, клуб... Вот сейчас мы с вами закончим и я поеду домой. Может, на мультик успеем. Сегодня премьера.
- А что будет, если «Локомотив» в еврокубки выйдет? Тогда времени вообще не останется.
- Ничего страшного. Потерпим. Дома меня всегда поймут.
Александр Владыкин 26 Октября 22:43