В совет директоров "Локо" входит один из творцов чемпионства ЦСКА
НА СЛУХУ
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Как сообщал "СЭ", в четверг состоялась встреча президента "Локомотива" Ольги Смородской с главным тренером Славеном Биличем.
Посидели, поговорили, разошлись. На суд общественности итоги выносить не стали. Но по ряду признаков (намеченные в Словении сборы, гигантская неустойка за досрочное расторжение контракта), Билич в "Локомотиве" останется.
Что это означает? На мой взгляд, только одно: клуб признал собственные недоработки. "Ты, Славен, хороший парень, все делал правильно. А мы не так укомплектовали команду, не прислушались к твоим рекомендациям, не удовлетворили твои запросы. Виноваты, исправимся. Работай, Славен. Верим!"
Если же клуб ничего не признал, а просто пожурил хорвата, решение о том, что тренер остается, логичным не выглядит. Результат – худший в российской истории. Игры нет. Отношения с болельщиками натянутые. Деньги потрачены немалые. В чем дело, Славен? Тебя не за тем брали!
В основе успешности любого клуба лежит сплав тренерской и менеджерской работы. Причем зависит качество этого сплава не от того, кто что признал и решил, а от того, как есть на самом деле. Скажет, допустим, Ольга Смородская: тренер виноват больше президента. А в действительности все наоборот. И обернется неверно поставленный диагноз неправильным лечением. После которого и сборы словенские покажутся не такой уж важной константой, и неустойку захочется выплатить любую, лишь бы поскорей ушла тоска.
С другой стороны – кому захочется? Президент "Локомотива" – тоже не главврач. Среднюю температуру по больничке определяет целый консилиум: совет директоров. Этот орган и Биличу может выписать пилюлю, если сочтет нужным, и роль Смородской в происходящем прояснить. Для самого себя, по крайней мере.
Футбольная общественность не первый год пытается узнать фамилии мужей, входящих в клубный совет директоров. Ничего секретного в этом вроде бы нет, но вот поди ж ты. Не только деньги, оказывается, любят тишину, но и иные высокие собрания.
У "СЭ" есть основания полагать, что теперь ему известен состав локомотивского веча. Вот кто, по нашим данным, там представлен:
Вадим Морозов, председатель совета, первый вице-президент ОАО "РЖД";
Александр Бобрешов, экс-сотрудник УФСБ и администрации Санкт-Петербурга, вице-президент ОАО "РЖД" по корпоративной безопасности;
Салман Бабаев, вице-президент ОАО "РЖД" по коммерческой деятельности;
Артем Кудрявцев, президент "Транстелекома", ранее возглавлял структуры, связанные с телерадиовещанием;
Андрей Бокарев, президент "Трансмашхолдинга", председатель совета директоров "Кузбассразрезугля", глава российской федерации фристайла;
Василий Кикнадзе, генеральный директор АНО "Спортивное вещание";
Ольга Смородская, президент "Локомотива".
Наши источники, конечно, могут ошибаться, хотя я уверен в обратном. С другой стороны, вряд ли ошибочное включение в состав совета директоров "Локомотива" способно оскорбить кого-то из уважаемых людей. Дело это, несмотря на непубличность, скорее почетное. И социально значимое – так у нас в России, кажется, позиционирует себя профессиональный футбол.
В общем, исхожу из того, что информация "СЭ" верна. И первым делом отмечу: глава РЖД Владимир Якунин не входит в совет директоров, хотя наверняка заметно влияет на его решения. Ничего экстраординарного в этом нет: у нас и политическую партию можно возглавить, не будучи ее членом.
Людей с футбольными корнями в совете с ходу не просматривается. Но и это, согласитесь, не криминал. Евгений Гинер, Григорий Суркис, Ринат Ахметов не играли и не тренировали на сколько-нибудь высоком уровне, но клубами руководят знатно.
Теперь свою компетентность предстоит доказывать семерке железнодорожных начальников. В понедельник, говорят, состоится заседание совета. Которое с учетом ситуации просто обязано что-то решить. Вариантов, как в программе Дмитрия Диброва, четыре: а) убрать тренера; б) убрать президента; в) выделить кучу денег на новых футболистов; г) постановить, что все идет по плану и менять ничего не нужно. Проголосуйте, читатели, кто как думает, – потом сверим с реалиями.
Последнее, что хотелось бы отметить, – присутствие в совете директоров "Локо" Андрея Бокарева. Того самого, которого Евгений Гинер в недавнем интервью "СЭ" благодарил за помощь и содействие. Была ли эта помощь финансовой, президент ЦСКА впрямую не уточнил, но вклад Бокарева в армейское золото подчеркнул особо. "Мы стали чемпионами – и они вместе с нами", – сказал Гинер о Бокареве, Алишере Усманове и Сергее Чемезове.
А еще Андрей Бокарев – член совета директоров крупной энергетической компании, с которой ЦСКА недавно подписал мощный спонсорский контракт.
Запрещено ли это? Отнюдь. Думаю, что есть определенный статус и уровень, выше которого в России вообще мало что и мало кому запрещено. Как быть с моральной стороной дела? Меня это тоже, честно говоря, не волнует. Устраивает "Локомотив" тот факт, что член его совета директоров "стал чемпионом" вместе с другим клубом? На здоровье.