Игорь Рабинер – о вертикали проблем «Локомотива»
Всё, происходящее в последнее время с "Локомотивом" и вокруг "Локомотива", — это какой-то паноптикум. Начиная с заявления Владимира Якунина о "лучшем тренере Европы и втором – мира" и заканчивая систематическим самовыдвижением на живое место этого тренера Сергея Овчинникова. При том что невозможно не понимать: Босс под руководством Ольги Юрьевны – это гарантированная маленькая атомная война. Идиллия возможна в течение недель двух, не больше. На первых порах совместной работы политес соблюдают все. Но этот мезальянс обречён изначально!
Мины даже не замедленного, а практически моментального действия заложены там практически во всём. И в характерах обоих персонажей. И в уже имевших место в тренерской карьере Овчинникова конфликтах с людьми вроде Сергея Доронченко в "Кубани". И в воинственном неуважении президента к той самой локомотивской истории, которую олицетворяет бывший голкипер и капитан. "Десять лет лузерства" и "Мы знаем, как эти чемпионства добывались", — это ведь Смородской как раз про времена Овчинникова сказано. Любопытно, кстати: не знаменитые ли слова Сергея Ивановича, что он ненавидит в жизни две вещи – хлебные крошки на столе и московский "Спартак", вдохновили Ольгу Юрьевну смахнуть эти самые крошки во время встречи с болельщиками "Локомотива"… красно-зелёным шарфом?..
Ну да ладно. Не менее интересен один феномен, имеющий место в освещении всех этих "железнодорожных" событий. Из него вытекает вопрос: задача СМИ (не клубной пресс-службы, а именно СМИ) – информировать о происходящих событиях или же скрывать от зрителя-слушателя-читателя информацию? Ответ, казалось бы, очевиден – но только для свободной и демократической страны. Тогда как наше государство последнего десятилетия отличается в этом смысле некоторым своеобразием.
"Мы хотим показать футбол красиво, помня о том, что его смотрят дети. И нам совершенно не хочется показывать протест", — в этой предматчевой фразе Геннадия Орлова достаточно убрать слово "футбол", чтобы прийти к пониманию общей, неспортивной доктрины федеральных телеканалов, в том числе НТВ. Учитывая, что футбол – срез жизни, ничего удивительного в этом нет. В чем – в "этом"? В категорическом игнорировании заранее анонсированной акции болельщиков "Локомотива" во время матча с "Зенитом". Как будто её и не было вовсе. Как не существует для этих каналов группы лиц с оппозиционной политической ориентацией…
Есть такой лукавый эвфемизм, который я уже давно подметил. Ежели главный редактор газеты, или руководитель канала, или ведущий той или иной телепрограммы вдруг пресекает разговоры по какому-то острому и актуальному поводу словами: "Давайте всё-таки говорить о футболе!" или что-то подобное — значит, эта тема по неким причинам неудобна и запрещена к употреблению.
Накануне матча "Локомотив" — "Зенит" главный редактор спортивных телеканалов "НТВ-плюс" Василий Уткин сообщил:
"Наша главная задача – показать именно футбольный матч: кто как играл, и почему одна команда победила другую. А по всем антуражным моментам последнее слово за режиссёром и продюсером". Ха-ха. Интересно, хоть один человек после такого поверил, что режиссёр и продюсер вдруг возьмут да покажут локомотивскую "Болотную"?
В эту нехитрую схему – зарывание головы в песок "чистого" футбола, когда уход чуть в сторону становится неудобен и бьёт по чьим-то близким тебе интересам – подобное высказывание вписывается полностью.А буквально несколькими днями ранее из публикации комментатора "НТВ-плюс" Алексея Андронова в еженедельнике "Футбол" под эффектным заголовком "Шальная императрица" мы узнали, что с нынешнего сезона у клубов РФПЛ есть опция – исключать одного комментатора из числа тех, кто ведёт репортажи об их матчах на "плюсе". И единственной из клубных боссов, кто этой опцией на сегодня воспользовался, как раз и была Смородская. В последующем интервью "Спорт-Экспрессу" (где после недавней смены руководства и ухода Владимира Титоренко запрет на критику Ольги Юрьевны был снят) Андронов конкретизировал – речь о нём самом.
Ситуация очевидна: Смородской гораздо важнее не то, что она делает в "Локомотиве", а то, как эти деяния (ибо "делами" это назвать невозможно) освещаются в масс-медиа. Есть комментатор, который её критикует, — значит, надо убрать его с глаз подальше. Объявляют болельщики об акции протеста – надо сделать так, чтобы широкая публика о ней не узнала. А не чтобы болельщикам просто не пришло в голову её проводить…
И вновь слово Геннадию Орлову:
"Призвал бы болельщиков "Локомотива" поддержать свою команду и радоваться красивому футболу, а не омрачать праздник… Протестующим я хочу сказать: откуда вам-то знать, как надо управлять клубом, командой… Поэтому я против митингов на футболе. Я выступаю за то, чтобы процессами в нашем виде спорта управляли профессионалы"
.При всём уважении к возрасту и опыту Геннадия Сергеевича, тут решительно всё перевёрнуто с ног на голову. Праздник в Черкизово омрачают не болельщики, а сама команда "Локомотив" — пятая по бюджету и десятая в таблице (пусть ещё скажет спасибо проигравшему дома "Краснодару" и упустившему в конце победу "Тереку", что те не ускакали от "Локо" на дистанцию в четыре-пять очков), последний раз выигрывавшая 1 декабря, а с тех пор набравшая два очка в шести матчах. А ещё праздник в Черкизово омрачает чудовищный кочкодром, на котором невозможно показывать красивый футбол, равно как и радоваться ему. Учитывая, что в последние сезоны, при Смородской, это происходит из года в год, а, допустим, при Валерии Филатове не происходило вовсе, кто в таком, с позволения сказать, газоне виноват – тоже болельщики?
Комментатор-миротворец, как Орлов сам себя назвал, призывает нас к тому, чтобы "процессами в нашем виде спорта управляли профессионалы". А разве болельщики "Локомотива" своей акцией (по форме, кстати, абсолютно безобидной – тысячи листков со словом "УвОЛЬняй!") не хотят того же? Ибо назвать Смородскую профессионалом после всего, что она за три года наворотила, могут только те, кто явно не желает добра красно-зелёным. И потому в футбольном сообществе периодически возникают весёлые слухи о том, что то Питер (Владимир Якунин же, дескать, оттуда) несколько лет назад решил её внедрением развалить клуб изнутри, то это дело рук ЦСКА. Ведь Евгений Гинер и глава администрации президента России Сергей Иванов, вроде как порекомендовавший её Якунину, находятся в весьма тесных отношениях…
Всё это слышать, конечно, забавно, поскольку к моменту прихода Смородской в "Локо" давно уже не было порядка и разума времён содружества Филатова и Юрия Сёмина. Она только довершила начатое дело. Хотя слухи эти – неотъемлемая часть всё того же паноптикума, в который превратилась вся жизнь "Локомотива" с момента появления Ольги Юрьевны. И с которым болельщики доступными им методами, обратившись к своему "высшему суду", хотят покончить. О как они наивны…
Потому что сам факт того, что Смородская в "Локомотиве" в принципе могла появиться, причём спустя непродолжительное время после почти такого же "профессионала" Сергея Липатова, а потом ещё и столько продержаться, наводит на вполне определённые размышления – о людях, кто их назначал. А минувшая неделя, полагаю, расставила тут все точки над i, сложила весь грустный локомотивский пазл до конца.
Имею в виду мгновенно ставшие знаменитыми цитаты Владимира Якунина:
"Официально заявляю, что никаких увольнений и изменений мы делать не собираемся. Мы пригласили тренера, который был лучшим тренером Европы и вторым в мире… Я считаю, что очень мешает кутерьма вокруг команды и безответственные публикации в прессе".
Если не задаваться вопросом, были ли эти слова сказаны на самом деле (они были опубликованы одним-единственным источником, не самым крупным в стране агентством "Интерфакс", и собственными ушами Якунина, их произносящего, больше никто не слышал), то иногда лучше молчать, чем говорить. Если до этих высказываний у самой наивной группы болельщиков "Локомотива" сохранялись какие-то иллюзии, что придёт добрый царь и раздаст всем сестрам по серьгам, то теперь, полагаю, она развеяны. Потому что у всех появилось совершенно чёткое доказательство того, что господин Якунин – совершенно посторонний для футбола человек.
Об этом я слышал от многих уже давно – ещё когда работал над вышедшей в свет в 2008 году книгой "Локомотив", который мы потеряли". Всё складывалось во вполне определённую общую картину: пока МПС, а потом РЖД руководили Николай Аксёненко и Геннадий Фадеев, "Локомотив" был любимым детищем – те являлись страстными болельщиками.
А для Якунина, куда больше увлекающегося хоккеем, это тяжкая социальная нагрузка. И вопиющий дилетантизм назначений, а затем и работы сначала Липатова, а затем и Смородской имеет очень простое объяснение: главный железнодорожник страны сам знает футбол крайне поверхностно. Разумеется, он и не обязан – но вот так у нас в стране выходит, что для успеха в том или ином виде спорта руководитель должен быть им по-настоящему увлечён. Якунин же приходит на домашние матчи "Локомотива" по большим праздникам. Хотя какие там праздники, когда, появившись на игре с "Тереком", он много чего начитался и наслушался – в том числе и в свой адрес…
Бурно аплодирую "Советскому спорту" за расследование, позволившее понять, с какого потолка глава РЖД взял то, что Славен Билич когда-либо был лучшим тренером Европы и вторым – мира. Оказалось, что в конца 2007-го Международная федерация футбольной истории и статистики (IFFHS), периодически публикующая весьма спорные рейтинги, обнародовала свою версию лучших тренеров сборных (подчёркиваю, сборных) того года. И Билич действительно занял в ней второе место. Между бразильцем Дунгой и – внимательно! – главным тренером сборной Ирака Жорваном Виейрой. Слышали когда-нибудь о таком?
Такова цена тому рейтингу. Где вовсе нет Фабио Капелло, Алекса Фергюсона, Пепа Гвардиолы (хотя нет, тогда "Барсу" ещё возглавлял Франк Райкард – которого, разумеется, тоже нет), Карло Анчелотти, Арсена Венгера и ещё кучи знаменитых специалистов. Но это ведь частности, правда? Первый в Европе, второй в мире – и всё тут!
А что произошло дальше, примерно ясно. Ольга Юрьевна, договорившись с Биличем и стремясь утвердить его кандидатуру у Якунина, вероятнее всего, положила на стол главе РЖД этот рейтинг. При этом, не сомневаюсь, оттуда было изъято время публикации – всё-таки до прихода хорвата в "Локомотив" четыре с половиной года прошло, и это могло вызвать вопросы. Что-то мне подсказывает, что "референты" Якунина скромно умолчали о третьем месте тренера сборной Ирака, зато его внимание было акцентировано на 5-м место Йоахима Лёва, 6-м – Гуса Хиддинка и 11-м – Луиса Фелипе Сколари. Смотрите, мол, Владимир Иванович, какое счастье на нашу голову! А вот о том, что это счастье вообще никогда не работало с клубами, осталось как-то за кадром…
Будь всё иначе, нафантазируй я описанную в предыдущем абзаце картину – никогда в жизни Якунин не сказал бы на полном серьёзе о Биличе того, что он сказал. Ведь, при всей симпатичности сборной Хорватии, при собственной харизме и человеческих качествах Славена, даже на Евро-2008 он упустил потрясающий шанс дойти до полуфинала, проиграв в "четвертушке" скромной Турции. На ЧМ-2010 хорваты вовсе не попали, заняв в отборочной группе третье место после Англии и Украины, а на Евро-2012 угодили в "группу смерти", где с честью бились, но так из неё и не выкарабкались. Впрочем, к тому времени у Билича уже был подписан контракт с "Локо"…
Вот так назначаются тренеры в клубах, где тратятся не частные деньги, а руководитель компании в то же время далёк от футбола. Юрий Сёмин в нашей давней, ещё времён Липатова, беседе охарактеризовал этот фактор в предельно корректной форме: "У Владимира Ивановича – громаднейшее хозяйство, он любит футбол, но у него нет времени уделять ему пристальное внимание".
Чтобы вычленить из дипломатичной фразы ядро правды, нужно всего лишь убрать из неё словосочетание "любит футбол". Может, конечно, и вправду любит. Вот только странною любовью, не подразумевающей ни знания, ни страсти. "Зениту" в последнем смысле повезло гораздо больше…
И ладно бы Якунин, спокойно относясь к футболу, хотя бы делегировал связанные с ним полномочия! Но в начале 2008 года Анатолий Бышовец, незадолго до того покинувший клуб, чётко сказал мне: "В "Локомотиве" все ключевые решения принимались и принимаются только Якуниным". Тот факт, что совет директоров "Локо" и тогда, и тем более сейчас является органом сугубо декоративным, стал очевиден ещё в истории со скоропалительным увольнением Юрия Красножана "за допущенные упущения в работе". Оно, как утверждают, произошло по личному распоряжению Якунина после встречи тет-а-тет со Смородской, в то время как собравшийся совет директоров их обоих (в отличие от Красножана) так и не дождался.
Алексей Андронов в уже упомянутом материале "Шальная императрица", пожалуй, впервые озвучил в печати то, о чём в футбольных кругах шептались уже давно – что Смородская, до "Локомотива", напомню, возглавлявшая "большой" ЦСКА, является протеже не кого-нибудь, а Сергея Иванова. И только этим можно объяснить то, что при всех её "подвигах" она до сих пор работает там, где работает.
В нынешней государственной иерархии Сергей Борисович занимает более высокий пост, чем Владимир Иванович. Что ж, выходит, болельщикам только и остаётся ждать, когда глава президентской администрации смилостивится над ними и даст повелителю "Сапсанов" отмашку: мол, теперь можно? А также верить слухам, будто для Ольги Юрьевны уже подготовлено некое мягкое кресло в баскетбольной Единой лиге ВТБ?
На эти вопросы нам только предстоит получить ответы. Но прошлая неделя оказалась познавательной хотя бы в том, что теперь всем стало ясно, откуда в "Локомотиве" берутся Смородские. Красно-зелёный кубик Рубика собран. А человек, благодаря которому мы это знание получили, может считать прочитанное выше очередной "безответственной публикацией в прессе". И искренне верить в то, что хронически плачевный результат "Локо" и непрекращающиеся скандалы вокруг него выдумали журналисты. А в реальности клуб президента Смородской и тренера Билича на идеальном ковре арены в Черкизово завоёвывает трофей за трофеем и пользуется безграничной любовью десятков тысяч болельщиков, битком заполняющих стадион на каждом матче.