Наемный менеджер, или Кто ответит за развал «Локо»?
В традиционной рубрике обозреватели «Спорта День за Днем» Максим Михалко и Алексей Павлюченко рассуждают о том, чем закончится тотальное недовольство болельщиков «Локомотива» работой Ольги Смородской, кто способен вывести команду из турнирного пике и какую пользу возрождение «Локо» может принести российскому футболу.
На примерах Мутко и Червиченко
Максим Михалко: Похоже, ситуация вокруг «Локомотива» близка к точке кипения. Прессинг на президента клуба Ольгу Смородскую почти каждый день обретает все новые формы. За ставшими уже привычными эскападами ветеранов «Локо» и вызывающими баннерами последовало размещение листовок на железнодорожных станциях РЖД с перечеркнутым изображением Смородской. Адресат и содержание этого обращения — прежние: главу РЖД Владимира Якунина призывают освободить от должности клубного босса. Интересно, что столь дерзкая форма гонений последовала почти сразу за словами поддержки в адрес Ольги Юрьевны со стороны главного железнодорожника страны. Впору задаться вопросом: может ли столь настойчивая ненависть по отношению к президенту быть искренним проявлением болельщицких эмоций или акция все-таки спланирована извне?
Алексей Павлюченко: Я бы несколько переформулировал вопрос: кто такая Ольга Смородская и каковы ее полномочия в клубе? Ответ лежит на поверхности. Она наемный менеджер. Считаю, это ключевой момент. Трудовую книжку она оформляла наверняка в отделе кадров РЖД. Задачи перед ней ставили руководители железнодорожного ведомства. Они же и должны в равной степени разделить ответственность. Мы же не знаем, а только можем догадываться, кто стоит за спиной президента. Уверен, непопулярные решения последних лет Ольга Юрьевна не принимала единолично. Просто именно она лучше всего вписывается в образ отрицательного героя, так нужного любым болельщикам. Во-первых, женщина. Значит, априори не должна находиться в футбольной тусовке. Во-вторых, с армейским прошлым. В-третьих, выжила из команды идола — Юрия Семина. По совокупности грехов достаточно, чтобы стать объектом обструкции.
Максим Михалко: Как раз последствия этих непопулярных решений более чем красноречивы — трижды Смородская увольняла тренеров, двух из них приглашала сама. По сути, исправляла в том числе и свои ошибки. О титулах и еврокубках применительно к «Локо» стали забывать. А сейчас команда близка к новому рекорду — впервые в новейшей истории оказаться за пределами первой восьмерки. Сомневаюсь, что после таких «успехов» наемный менеджер получил бы новый кредит доверия. А Смородская его получила, по крайней мере если верить словам Якунина. И если исходить из этого, то можно заподозрить: в системе РЖД футбольный клуб лишь куцый придаток, об эффективности которого судят не по результатам команды, а по каким-то другим критериям. Но тогда вопрос: если все останется по-прежнему, что дальше будет с командой и ее футболистами? Вряд ли можно отыскать в истории случаи, когда команда поднималась в режиме постоянной обструкции президента.
Алексей Павлюченко: Здесь нет какого-то точного рецепта для выздоровления. Смородская не первый и не последний руководитель клуба, который попал под молотки болельщиков. Вспоминаю Виталия Мутко, отказавшегося продлевать контракт с Павлом Садыриным. Что тогда творилось в городе трех революций! Казалось, «Аврора» снимется с якоря и начнет палить по офису «Зенита». Если бы в те дни проводили социологическое исследование по определению самой непопулярной личности Петербурга, нынешний министр спорта РФ победил бы с огромным отрывом. И что было дальше? Мутко при поддержке акционеров выдержал прессинг, а через какую-то пару лет проехал по Невскому в открытом автомобиле вместе с Кубком России. Под аплодисменты тех же болельщиков. Симпатии, антипатии… Все определяет результат!
А вот обратный пример. Как душили спартаковского кормчего Андрея Червиченко! Но здесь ситуация несколько отличалась от «железнодорожной». Все-таки он владел контрольным пакетом акций «Спартака». На мой субъективный взгляд, Червиченко продал свой бизнес не в последнюю очередь из-за тотального неприятия болельщиками. Смородская сама не уйдет! Хоть поклонники и поклонницы «Локо» на рельсы лягут, как Анна Каренина. Президент покинет свой пост только по команде сверху.
А вот при Палыче… Да мы с Палычем…
Максим Михалко: Допустим, Смородская и дальше будет рулить всеми клубными процессами. Но интересно, знает ли она путь от непристойных лозунгов болельщиков в свой адрес до чествования под их же аплодисменты? Сама она говорит, что выход обязательно найдет, да и работа Билича если не вызывает восхищение, то как минимум полностью устраивает президента. В футболе, конечно, всякое случается, но пока даже в бинокль не рассмотреть, как сочетание этих игроков с хорватским тренером может стать способом возвращения хотя бы в реальные претенденты на медали. Тем временем титулованные ветераны клуба, рассуждая о проблемах, не упускают возможности противопоставить эту команду той, которая была при Семине: «А вот при Палыче», «Да мы с Палычем», «Такое при Палыче было невозможно» — примерно таков лейтмотив содержания их мнений. Порой косвенно, а порой и прямо переживающие за судьбу «Локо» видят в очередном возвращении Семина едва ли не гарантию возрождения победных традиций. Про болельщиков и говорить не стоит. Неужели есть какие-то основания сегодня считать Юрия Павловича едва ли не мессией?
Алексей Павлюченко: Нет! В этом вопросе позволю себе даже быть категоричным. Безусловно, я уважаю мнение ветеранов и болельщиков «Локо». Но если они хотят окончательно угробить свою команду, то пусть возвращают Семина. На чем основывается мое мнение? Прежде всего на последнем примере вхождения Палыча в одну и ту же реку, а именно — возвращения в киевское «Динамо». Поработал уважаемый специалист так, что в столице Украины до сих пор расхлебывают. Зато в Донецке боготворят Семина. «Динамо» для «горняков» теперь не конкурент.
Семин — хороший, квалифицированный тренер. Он многого добился в «Локомотиве». Клуб еще долгие годы будут ассоциировать с его именем. И это абсолютно справедливо. Но на сегодняшний день Юрий Павлович уже не сможет поднять «Локомотив». Все это иллюзии. Как не смог бы, на мой взгляд, Олег Романцев возродить «Спартак», как ничего не получается в «Алании» у Валерия Газзаева. Если Юрию Павловичу хватит мудрости, он сам не будет возвращаться в «Локомотив». И дело здесь абсолютно не в личности Смородской.
Максим Михалко: Именно поэтому ее роль в масштабах российского футбола может оказаться даже глобальнее, чем предполагают сторонники президента «Локомотива». Ведь приглашая Билича, Ольга Юрьевна не только взяла на себя привычные риски за результаты клуба, но и бросила вызов устоявшемуся мнению футбольного сообщества. Расхожее мнение, что тренер, в активе которого заметные успехи только со сборной, не подходит клубам, где всегда требуют результата здесь и сейчас. И если Смородская с Биличем в самом деле найдут выход из тупика и в обозримом будущем вернут «Локо» на победную колею, то ее миссию будет справедливо назвать исторической — она своими руками вылепит состоявшегося клубного тренера. В чьих возможностях уже вряд ли засомневаются боссы записных претендентов на медали и кубки. Возможно, не только в России. И что тогда скажут сегодняшние критики Смородской?
Алексей Павлюченко: Честно говоря, даже смешно слышать сомнения в квалификации Билича! Никто не спорит, Славен приехал за деньгами, разорвав контракт с Хорватским футбольным союзом. Но стоит ли его судить-рядить? Если, конечно, вы не сочувствующий ООТ. Другое дело, что сейчас Билич попал в такую ситуацию, когда очередная очковая потеря неизбежно ведет его к отставке.
Конечно, по-питерски можно радоваться, что «Локомотив» «усилиями» руководителей РЖД, наемных менеджеров и тренеров уже не конкурент «Зениту». Но Смородская выглядит настолько белой вороной в российском футболе, что невольно начинаешь желать «Локо» вытянуть себя за волосы из болота, как это сделал барон Мюнхгаузен.
Алексей Павлюченко , редактор отдела «Футбол»
Максим Михалко , автор «Спорта»
Фото: РИА «Новости»