Защитник «Локомотива» Ведран Чорлука рассказал обозревателю Sportbox.ru Константину Столбовскому о старых болячках и новых эмоциях, вспомнил Англию, сравнив ее с Россией, дал личную характеристику Питеру Краучу, а также пообещал головокружение форвардам ЦСКА.
— Ведран, начнем разговор со здоровья. Славен Билич пару дней назад сказал мне, что у вас хроническая травма. Что это за болячка такая и как проходит восстановление?
- Сейчас уже все нормально, гораздо лучше, чем еще несколько дней назад. У меня сильно болело сухожилие, оно было такое, знаете, твердое, воспаленное, натянутое. Мне дали индивидуальный режим работы, делали уколы, и теперь я готов играть. Лечение прошло так, как планировал доктор.
— Но вообще ваша травма — она действительно хроническая или чисто рабочий момент?
- А это другая нога. Все, что меня беспокоило раньше, я забыл. Я думал об этом: почему возникла проблема, что случилось с моими связками? Возможно, сказался слишком жесткий газон, когда я играл за сборную Хорватии в Лондоне. Вторая версия — новые бутсы. Третья — нагрузка, которую пришлось выдержать. Но это не та травма, о которой часто говорят в связи с фамилией Чорлука.
— Почти два десятка матчей в чемпионате России — опыт, который уже позволяет давать оценки. В этой связи вопрос: какой видится российская премьер-лига человеку, который долго поиграл в английской? Сравнимые величины?
- Уверен, что сравнивать можно.
— Уже неплохо.
- Да, но все сравнения будут в пользу Англии. Британцы намного-намного впереди по всем показателям, которыми окружен футбол. Английская лига выглядит лучше и красивей, чем российская. В России нет такой атмосферы, нет пока таких стадионов, а те, которые есть, — они не заполняются. И так далее, я не хочу перечислять. В Англии играют в гораздо более быстрый и атлетичный футбол, и тут тоже большая разница. Три-четыре первые команды предпочитают комбинационный стиль, остальные попроще: длинные передачи, скорость, напор. Но российская лига не стоит на месте, у вас очень хороший прогресс. И лично мне нравится, что практически все команды хотят дойти до ворот соперника через игру. Такой футбол мне импонирует. На мой взгляд, российский чемпионат сильнее французского, например. Нет-нет, в России интересный футбол. Три ваши команды прошли дальше в Лиге Европы, победив большие клубы, и это не случайность.
— Названные вами преимущества английской лиги можно спокойно соотнести с Испанией, Италией, Германией, согласны?
- Да, наверное. За Англией всем трудно угнаться.
— Вот загадка, которую никто в России не может разгадать. Почему англичане носятся весь сезон, 50 матчей подряд, как заведенные, без пауз, — и ничего, а мы устаем уже к десятому туру? У вас есть ответ?
- Есть. Он как раз совпадает с тем, о чем вы сказали: ритм, в котором проходит чемпионат Англии. Вот пример «Локомотива»: мы в этом сезоне играем один раз в неделю, а любой футболист скажет, что нужно играть чаще. Так правильнее. Это становится хорошей привычкой — играть через три дня на четвертый, и не нужно совершать подвиг, чтобы в таком ритме выдержать полный сезон. В России летом пауза — полтора месяца, зимой пауза — три месяца. Все это время мы не играем в футбол, а только тренируемся. Нет, играть лучше.
— Вчера мне Дмитрий Тарасов точно такие слова говорил.
- Потому что смысл футбола — игра, а тренировки только помогают поддерживать нужный тонус. Эмираты, Кипр, Марбелья — да, это очень интересно и познавательно, но никакая красота не заменит официальных матчей.
— Мне кажется, вам вообще трудно найти профессиональную мотивацию для того, чтобы держать высокий личный уровень в России.
- Почему так думаете?
— Потому что вы приехали из Англии.
- Я не хочу врать: мне действительно не хватает многого из того, что было в Англии. В первую очередь — эмоций, которыми окружен футбол. Не хватает матчей в европейских турнирах, это тоже очень важно. Но мотивация у меня все равно очень сильная: я пришел в «Локомотив» и должен подняться наверх вместе с ним. Я ненавижу проигрывать. Поражение — самая ужасная эмоция, которую только может испытать спортсмен. Кроме того, я должен играть хорошо еще и для того, чтобы меня продолжали вызывать в сборную.
— Ваш бывший клуб, «Тоттенхэм», — он входит в число тех трех-четырех, которые играют в футбол, а не просто бегают по английским полям?
- Думаю, да. И в этом году, и в те сезоны, когда за «Тоттенхэм» играли я и Пав (Павлюченко. — К. С.). Последние года три-четыре команда находится в числе лучших. Провал пришелся на период, когда за «Тоттенхэм» играл Крауч.
— С ним был другой футбол?
- Да, все грузили вперед и больше ни о чем не думали. Игра была простая.
— Крауч правда сделан из железа и колючей проволоки? Или все-таки из костей и небольшого количества мяса?
- Он хороший футболист. Для своих физических данных — очень координированный и техничный.
— Согласен полностью. Но я имею в виду физический контакт: Крауч держит все удары без исключения?
- Нет, его можно пробить. Точно не железный.
— Есть еще один парень, без которого «Тоттенхэм» выглядит иначе, — ваш друг Лука Модрич, которого занесло в «Реал». Мне кажется, с его уходом английский футбол ощутимо потерял.
- Ну зачем преувеличивать? Это было бы слишком громкое заявление — сказать, что Лука уехал и обеднил английскую лигу. Там много Модричей.
— В «Реал» просто так не зовут.
- Конечно. Лука заслужил «Реал» всей своей карьерой. Он сейчас находится именно там, где должен.
— Вы с ним в контакте?
- Да, он звонил пару дней назад. Но увидеться тут, в Испании, не получится. Не совпадаем.
— Пусть вообще в Россию приезжает играть, что ему в «Реале» за Озилом сидеть…
- Кто же по доброй воле уходит из «Реала»? Нет таких футболистов.
— Вам было бы тяжелее адаптироваться в России, если бы у «Локомотива» был другой тренер?
- Нет. Ничего бы не изменилось. У нас со Славеном чисто профессиональные взаимоотношения, он не будет ставить меня в состав только потому, что мы говорим на одном языке. Даже если бы я был его родным братом — ничего не поменялось бы. Тренер хочет, чтобы я был лучшим, он очень много от меня требует. А для адаптации и поддержки легионеров в клубе есть другие люди.
— Помимо позиции центрального защитника и опорного хавбека вы играли и на фланге обороны. Фактура, на мой взгляд, у вас не очень подходящая для этого амплуа: слишком много атлетизма.
- В «Тоттенхэме» я три года играл справа в обороне и тоже об этом думал — что я, пожалуй, самый большой крайний защитник лиги. Но дело в том, что надо мной играл Леннон, и все, что от меня требовалось, — надежно закрывать свою зону и отдавать мячи в свободные. Я не был таким бегунком, который 15 раз за матч подключается к атакам и делает навесы или прострелы.
— Есть мнение, что Ведран Чорлука — слишком жесткий защитник: может «вставить» на ровном месте.
- Жесткий? Нет, я так не думаю. Наоборот, мне нужно бы играть пожестче.
— У вас есть недостаток, который еще можно исправить в ваши 27 лет?
- Да. Неплохая дистанционная скорость, но проблемы со стартовой. В клубе три тренера по физподготовке, и я очень надеюсь, что уже в ближайшее время с их помощью улучшу свои показатели.
— За сколько вы бежите 60 метров?
- Я не знаю. Забыл. Когда все бегали, я был травмирован. За три с половиной секунды, наверное.
— Тогда вам на Олимпиаду прямой путь, Ведран, за «золотом»… В одном из интервью вы говорили, что самое сильное впечатление из российских форвард произвел на вас динамовец Кокорин. Сейчс список расширился?
- Кокорин подтверждаю, отличный футболист: быстрый, с ударом, думает правильно. Сейчас назову еще одного, хотя он не всегда играет в зоне моей ответственности, — Широков из «Зенита». Он знает толк в игре, очень умный, здорово умеет находить пустые зоны, где его никто не может накрыть. Широков всегда свободен, всегда готов принять мяч и найти продолжение. Очень серьезное впечатление.
— Во вторник у »Локомотива» спарринг с ЦСКА, лидером чемпионата. А там есть люди, которые как раз входят в зону ответственности Ведрана Чорлуки: быстрый Муса, мощный и хитрый Думбия, а также Вагнер Лав, который считается лучшим легионером в истории российского футбола. Знакомые фамилии?
- Да, конечно. Против Мусы я играл, он действительно скоростной. Про Вагнера мне еще Ивица Олич много рассказывал — это топ-игрок. Про Думбия я тоже много слышал.
— 26 февраля есть шанс всех вместе увидеть. Голова кругом пойдет.
- Посмотрим еще, у кого.
— Вы хорошо знаете календарь ближайших матчей «Локомотива» в чемпионате России?
- Наизусть. Нет ничего лучше, чем такой календарь.
— Да ладно! Он страшный же. «Динамо», «Спартак», «Зенит», «Терек», «Рубин» — можно уже к середине апреля закончить борьбу за медали. Если не раньше.
- Никому не интересно играть матчи, в которых ничего не решается. Борьба за медали может закончиться для нас, а может — для всех, кого вы назвали. Думаю, «Локомотив» хочет получать удовольствие от футбола. Бояться сильных соперников неинтересно.
Константин Столбовский, Sportbox.ru