"И с полей доносится печаль"
Всем был хорош воскресный матч в Черкизово – накалом, интригой, голами – кроме двух параметров: поля и антуража. По этим пунктам игра и близко не соответствовала статусу одной из центральных в туре.
Газон "Локомотива", некогда считавшийся чуть ли не лучшим в стране, первым в Премьер-Лиге превратился в огород. Тем не менее постфактум в конференц-зале и смешанной зоне арены участники встречи "полевую" тему старательно обходили стороной.
Хозяева, очевидно, смолчали из соображений корпоративной этики. А гостям критиковать черкизовскую поляну тем более не пристало – поскольку они к её порче тоже, в общем-то, приложили ногу. И им ещё здесь играть – с "Удинезе" в групповом турнире Лиги Европы, а потом ещё с кем-то в плей-офф.
Можно, конечно, выразить респект и уважение Ольге Смородской за проявленное ею гостеприимство. Президент "Локомотива" сильно выручила махачкалинских коллег, когда УЕФА запретил проведение международных матчей в столице Дагестана. Один нюанс во всей этой истории смущает: пойдя навстречу "Анжи", Ольга Юрьевна поставила в крайне неловкое положение свою собственную команду. Скакать по кочкам, тихо матерясь, теперь приходится её сотрудникам.
Будь в составе "Локо" правдоруб наподобие Романа Широкова, мы бы уже много интересного на этот счёт услышали. Действующие "железнодорожники" предпочитают держать своё мнение при себе, и я их понимаю. История со словесной пикировкой Ольги Юрьевны с Юрием Павловичем ещё свежа в памяти. Как и её исход – печальный для почётного железнодорожника и заслуженного тренера Российской Федерации Сёмина. Кому же охота впасть в немилость у начальства из-за неосторожно обронённого слова?
В кулуарах поговаривают, что Сулейман Керимов сделал столичному клубу предложение, от которого сложно было отказаться. Проще говоря, щедро оплатил аренду новой "квартиры" для своего футбольного детища. В ситуации, когда большинство субъектов отечественного футбола не отрываются от бюджетных кормушек, предприимчивость Ольги Юрьевны можно только приветствовать. Она реально зарабатывает деньги клубу. Но если в результате такого бизнеса страдает собственная команда, наверное, это не лучший бизнес. Тем более что значительную часть прибыли наверняка придётся пустить на очередной капитальный ремонт газона.
Я понимаю, если бы в России существовал всего один стадион, соответствующий требованиям международных инстанций, и всем "европейцам" приходилось бы на нём ютиться. Так нет же. Даже в столице и даже без Химок, арендуемых ЦСКА и "Динамо", "Анжи" спокойно мог найти "запасной аэродром". Да и чего его искать – вон он, у Воробьёвых гор стоит. "Лужники" хоть три матча в день готовы принимать, и это действительно так, я уточнял.Тамошней синтетике никакая нагрузка не страшна, а как легко в наших широтах угробить натуральное поле, не мне "Локомотиву" рассказывать. Он через это не раз проходил. Однако же снова и снова наступает на знакомые грабли.
Болельщики красно-зелёных уже не раз выражали недовольство таким соседством и не только из-за поля. Но их мнение в данной ситуации, похоже, никого не интересует. Стоит ли удивляться тому, что за весь первый круг на Большой Черкизовской только раз собрался полный стадион – в значительной степени за счёт поклонников гостевой команды, "Спартака", а в остальных матчах "Локомотив" не заполнялся даже наполовину? Звучит как анекдот, но на "Анжи" в четверг в Черкизово пришло больше народу, чем на местный клуб тремя днями позже. Понятно, что там – еврокубок и "Ливерпуль", а тут – всего лишь календарный матч чемпионата, и всё же. Ранней весной встреча "Локомотива" с "Анжи" заинтересовала на полторы тысячи человек больше – притом, что тогда махачкалинский клуб ещё не так активно привлекал людей на стадион. Посещаемость "Локомотива" даже по сравнению с весной просела – не оттого ли, что часть болельщиков клуба перестала себя чувствовать уютно в своём футбольном доме?
Конечно, это не единственная причина охлаждения красно-зелёного сообщества к собственному клубу. Люди стерпели бы прохладные отношения с руководством оного – а идиллическими они никогда не были – если бы команда, что называется, давала результат. Но и его как не было, так и нет. Сегодня даже до пятого места, за которое поплатился работой Юрий Сёмин, "Локомотиву" далеко. К промежуточному финишу он прикатил восьмым. Шесть лет двукратный чемпион страны и обладатель десятка разнообразных медалей в сумме не был на пьедестале, и пока всё идет к тому, что не будет снова. От третьей ступени "железнодорожников" отделяют уже 11 очков. О золоте-серебре при таких темпах набора очков и мечтать не приходится. Кандидат в чемпионы не может по шесть туров перебиваться ничьими с поражениями.
В этой ситуации меньше всего хочется метать критические стрелы в Славена Билича, человека симпатичного и порядочного. Но тот ли он тренер, который способен вывести "Локомотив" к новым вершинам, я не знаю. Всё-таки клубный тренер и наставник сборной – это, в сущности, разные профили. А в ежедневном режиме хорватский специалист не работал 10 лет, со времени своего первого руководящего опыта в родном Сплите. Поэтому его кандидатура изначально выглядела не бесспорной, а уж теперь – тем более.
Постороннему человеку вообще сложно понять, какими критериями руководствуется клубный директорат при найме тренеров.За два года в президентском кресле Ольга Юрьевна приняла на работу трёх специалистов и стольких же уволила, если не считать "и. о" Владимира Маминова. И каждая из этих историй была по-своему загадочной. За что в действительности были отправлены в отставку два Юрия, Павлович и Анатольевич, до сих пор доподлинно неизвестно. За какие заслуги "Локомотивом" дали порулить тренеру сомнительной квалификации Жозе Коусейру, тоже неясно. Всех этих людей, так непохожих друг на друга, объединяет одно: недоброе расставание с "Локо". Никто из них с госпожой президентом не сработался.
Возможно, у Билича ещё всё получится, и он станет в этом смысле счастливым исключением. Дай бог. Но пока очередной развод с битьём посуды выглядит более вероятным продолжением этой истории, чем долгая и счастливая совместная жизнь.
А с полем в любом случае придётся что-то делать, что с Биличем, что без.