Корреспондент агентства "Р-Спорт" Анатолий Самохвалов встретился с универсальным защитником московского "Локомотива" и… уже сборной России Андреем Ещенко на базе в подмосковной Баковке, и попытался понять легкоатлетическую сущность карьеры этого белокурого футболиста, отличавшегося на поле азартом и отчаянием, а позднее создавшего в себе мастера.
- Вы живете какими-то наскоками, Андрей. Какие-то тройные прыжки вроде Иркутск-Химки-Киев.
- Ну так не сразу я обрел свою стабильность. А потом, действительно моя карьера, бывает, развивается мимолетно.
- Нет ощущения, что попадая сначала в расширенный список наставника сборной Фабио Капелло, потом в реальный, вы, что называется, "попали" в том самом рукоразводящем смысле?
- Получил новый шанс, в смысле? Это я почувствовал, когда позвали в "Локомотив". Подумал, упускать его нельзя.
- Сколько раз об этом думалось за карьеру?
- Я бы мог и не уезжать из Москвы, но как-то заключил очень продолжительный контракт с "Динамо" (Киев) – на 5 лет, а оттуда в Россию вернуться тяжело.
- Россия не видна из Киева?
- Верно, Россию оттуда только слышишь. Можешь попадать в расширенные списки, что случалось, можешь слышать о чьей-то в тебе заинтересованности, что тоже случалось, но конкретики не дождешься. Вот я чуть не осел в Киеве. Только не в "Динамо", а в "Арсенале".
- Когда вы перешли в "Арсенал", показалось, что элементарно пропали.
- А я всего лишь был в аренде, но видеть меня перестали не только вы, но и многие другие.
- И сейчас у нас 2012 год, "Локомотив". Этот шанс последний?
- Не знаю, но я с напряжением воспринял этот переход. Очень хотел вернуться в Россию. Ведь я настолько долго играл на Украине, что жизнь шла каким-то одним тихим течением. Заканчивается аренда, подписываешь контракт, заканчивается он, подписываешь следующий, ходишь по клубам, пусть и неплохим, и вот, вновь, очередной (контракт) на исходе, предлагают новый: тот же "Арсенал", "Днепр", другие клубы, и вдруг – Россия. Здесь я, конечно, задумался, но сомнений не осталось никаких. Надо возвращаться!
- Известным игроком вы стали в "Химках". Помните, с чего все началось?
- Меня пригласил (тогдашний владелец клуба) Андрей Червиченко.
- Червиченко, находясь в опале после президентства в московском "Спартаке", приглашает игрока, не имевшего постоянного места в команде, которая вылетела во вторую лигу.
- Отлично помню то время, оно для меня текло так быстро, что не успевал соображать, что происходит. (Прибыл) со второй лиги в хорошо укомплектованные "Химки", сразу стал играть, все получалось, через полгода я уже в молодежной сборной, и тоже все в порядке – играю. Проходит полгода и я в "Динамо" (Киев).
- Крутой перепад высот.
- Высоту я почувствовал, когда с "Химками" впервые взлетел на выездной матч чартером. В иркутской "Звезде" мы ездили на поездах, на автобусах, иногда летали рейсовыми самолетами. Как-то по пути в Иркутск откуда-то со сборов застряли на два дня в Москве. Жили в гостинице где-то в Сокольниках. Дали суточные, и мы с другом махнули на Красную площадь… поесть пельменей.
- Сибиряк едет на Красную площадь есть пельмени?
- Ну, поехали-то погулять, а потом наткнулись на кафе со знакомым названием. Тогда я не предполагал, что будет спустя сезон.
- Шальные поездки на том прекратились?
- Нет, конечно. Относительно недавно, когда уже выступал в киевском "Арсенале", отдельно от команды отправились во Львов, где не любят русских. (Тренер киевлян Вячеслав) Грозный так и сказал: "Никуда не встревайте, будьте осторожны". Поездом "Киев - Львов" на игру с "Карпатами" отправились я, (Богдан) Шершун, (Сергей) Самодин, (Ролан) Гусев и один вратарь. Вот его на одном перроне и высадили. На территории Западной Украины.
- Сейчас нет опаски, что в какой-то миг опять все может пролететь?
- Да нет, конечно. Я на самом деле уже уверен в том, что стабилен. И как футболист, и как человек. Это в Киев, в "Динамо", я попал как на волне удачи и делал многое неосознанно. Тренировался не в полную силу, по Москве скучал, в общем, психология моя была не из лучших. И я сдал. А потом повзрослел – в "Днепре". Стал играть, почувствовал, что выполняю в команде не последнюю роль, да и играть стал вдумчивее, интереснее и прогрессивнее.
- Наверняка чье-то дельное слово в нужный момент услышали?
- Ничье, сам постепенно пришел к выводу, что могу выполнять свою работу качественно и на достаточно высоком уровне. С работоспособностью проблем нет, с психологией тоже.
- Надо думать! Приходит парень в "Локомотив" и вытесняет с левого фланга (Рената) Янбаева, которого клуб категорически отказывался продавать за серьезные деньги.
- А все просто как-то вышло. Подходит ко мне Жозе Коусейру (бывший главный тренер "Локомотива") и спрашивает: "Слева сыграешь?". А мне всегда удобнее было справа. Ну, я ему и отвечаю: "Без разницы, давайте, сыграю!" На самом деле я действительно и в "Волге", и на Украине выходил на обоих флангах. Это был матч против ЦСКА, который мы выиграли 2:0. После Коусейру сказал: "Молодец!", но в следующей встрече я остался в запасе.
- И что это было, спросили вы, наверное, про себя?
- Да я привык уже к тому, что как тренер скажет, так и надо поступать. Главное, делай свое дело так, как умеешь. Это тоже с опытом приходит. Причем очень важно понимать, что ты не закрепился в составе. Тебя в любой момент могут заменить, и с этим надо уметь жить. Меня этому научили мои взлеты и падения. Поэтому даже к вызову в сборную я отношусь с удовольствием и в то же время, как бы это сказать… Философски.