В эксклюзивном интервью «Спорту» глава «железнодорожников» поделилась мнением о корпоративных договоренностях, о проблемах с российскими игроками и о том, каким должен быть лимит на легионеров.
Мы были за зенитовский вариант
— Ольга Юрьевна, решение о смягчении лимита принято всего за полмесяца до начала первенства. Это нормально?
— На мой взгляд, нет. Все вопросы, в том числе и этот, должны рассматриваться в плановом порядке, а не столь оперативно. А так, как это было сделано, — поздно.
— Новый формат «7+4» оптимален?
— Оптимален он или нет, я не знаю. Зато уверена, что это движение в правильном направлении.
— Откуда такая уверенность? Ведь наверняка же теперь масса молодых российских игроков распрощается с клубами премьер-лиги и поедет в ФНЛ.
— А что хорошего, когда российский футболист получает место в составе не потому, что выиграл конкуренцию, а просто из-за наличия паспорта?! Такой сборную все равно не усилит. Тренеры национальной команды ведь выбирают тех, кто доказал свою состоятельность в честной борьбе. Cчитаю, этих игроков у нас достаточно. Будут они и дальше появляться.
— Но разве уровень наших молодых футболистов позволяет выигрывать конкуренцию у высококлассных легионеров? Ведь без поддержки молодежь может раствориться в низших дивизионах.
— Cогласна, поддержка нужна. Именно поэтому лимит отменять нельзя. Но какие-то его корректировки все же необходимы — надо и самим что-то сделать, а не только на поддержку рассчитывать.
— «Локомотиву» ближе именно такой формат или вариант, который предлагал «Зенит»: общая заявка на сезон — 10 легионеров и 15 россиян без ограничений при выходе на поле?
— Нам ближе зенитовский вариант. Но дело в том, что участия в голосовании наш клуб не принимал потому, что мы не входим в состав исполкома. У нас получается, что обсуждение отдельно, а голосование — отдельно.
Корпоративные договоренности — утопия
— Что думаете о резком заявлении Виталия Мутко, который намерен добиться отмены этого решения?
— Слышала об инициативе Виталия Леонтьевича, но не знаю, реально ли пересмотреть решение исполкома обратно. Предлагаю обратить внимание на другое: результат сборной на чемпионате Европы показал, что лимит нам ничем не помог. Думаю, надо сейчас больше внимания обращать не на лимит, а на то, как помочь российским футболистам выигрывать конкуренцию.
— Многие тренеры и руководители сетуют, что из-за лимита цены на российских игроков и их зарплаты неоправданно завышены. Есть такая проблема?
— Да, и эта проблема актуальна.
— А почему всем клубным руководителям не собраться и не подписать некий кодекс, предусматривающий соблюдение ограничений в вознаграждении молодых российских футболистов?
— Потому что это утопия! Абсолютная утопия. Я в это не верю.
— Но почему?
— Допустим, все руководители достигли корпоративной договоренности по этому вопросу. Но, например, мне потребовался игрок А. Я его приглашаю, плачу в соответствии с договоренностью, официально ничего не нарушаю. Зато доплачиваю в конверте. Есть же у нас такая схема? Есть. Поэтому на такие договоренности рассчитывать бесполезно.
— А вообще ваш клуб поддержал бы такую инициативу?
— В целом идея правильная. И мы были бы за нее. Но все равно так ставить вопрос неправильно. С таким же успехом можно рассуждать, можно ли жить на Марсе. Почему? А кто выполнение этих договоренностей контролировать будет?!
Каждому руководителю ближе свое понимание интересов футбола
— А как же ответственность за интересы российского футбола?
— Интересы российского футбола — понятие очень общее. Зато для любого руководителя результаты его клуба — вещь вполне конкретная. В том числе и результат в еврокубках. И когда приходится выбирать, вполне логично, что предпочтение отдается интересам своей команды. Что же касается завышенных зарплат у российских игроков, то уверена, что ослабление лимита автоматически их снизит. Кроме того — у клубов есть достаточно возможностей развивать наш футбол, готовя молодых футболистов.
— Например?
— Сегодня за разные российские клубы выступают 36 воспитанников «Локомотива». А воспитанников «Спартака» еще больше. По-моему, это убедительный пример. Если все на словах сильно озабочены интересами нашего футбола, то надо поднимать свои школы. Что им мешает? Да ничего!
— А кто и по каким критериям будет оценивать работу клубных школ и академий?
— Самый простой и объективный критерий — количество воспитанников в клубах премьер-лиги.
— Но ведь одно дело школа «Локомотива», академии «Спартака» или «Зенита», где работа уже налажена. А если какой-то другой клуб сейчас только в начале пути, он ведь за короткий срок подготовить игроков для премьер-лиги не сможет.
— Cогласна. На это требуется достаточно времени и усилий. Но мы сейчас говорим о лимите. Сколько лет он уже существует? За это время вполне можно было подготовить как минимум несколько игроков высокого уровня. А по поводу контроля за подготовкой молодежи замечу, что такой механизм у нас уже давно есть. Вопрос в том, интересуется ли кто-то этим и насколько внимательно отслеживает. Кроме того, надо не только контролировать, но и придумывать методы стимулирования и поощрения для подготовки резерва. Этого у нас пока нет.
Игроки из СНГ выбор для сборной России не уменьшат
— Еще один актуальный вопрос — футболисты из стран СНГ. Должны они все-таки считаться легионерами или нет?
— Мое мнение — не должны.
— Но почему? За сборную России они же играть не могут.
— Послушайте, давайте вспомним, сколько у нас было дискуссий о том, что какого-то игрока незаслуженно не взяли на чемпионат мира или Европы. Причем это происходит почти перед каждым крупным турниром. Значит, выбор достойных игроков для сборной у нас достаточный.
— Но как тогда объяснить, что защита сборной России уже почти десять лет составлена из одних и тех же игроков?
— Это выбор тренера. На чемпионате Европы в центре защиты играли Березуцкий с Игнашевичем, но ведь на их месте могли быть и другие — тот же Бурлак, например. Футболистов у нас хватает, просто у каждого тренера собственное видение.
— «Локомотив» намерен использовать в селекции появившуюся возможность выпускать на поле седьмого легионера?
— Работа над комплектованием у нас идет круглый год, и планы на каждую селекционную кампанию мы верстаем заранее. Поэтому срочно сейчас ничего менять не будем.
— В связи с приходом Билича ваш клуб намерен обратить большее внимание на балканский рынок?
— Главное наше направление — хорошие футболисты. А география — дело второе. К тому же вот, например, Чорлука. Изначально он представлял балканский рынок, но мы-то его купили в «Тоттенхэме». Поэтому приоритет мастерству игрока и нашей заинтересованности в нем.
— Киевское «Динамо» на прошлой неделе выставило на трансфер Алиева. Есть желание его вернуть?
— У нас пока пока нет вакансии на этой позиции.
— А если возникнет?
— Это сослагательное наклонение. Если возникнет необходимость, рассмотрим этот вариант.
Максим Михалко, автор «Спорта»