Жозе и его команда. Португальские помощники Жозе Коусейру вышли из тени
О них все слышали, но о них мало знают – пожалуй, так можно сказать о помощниках Жозе Коусейру, которые нечасто появляются в кадре. Спецкор «Советского спорта» познакомился с тремя соратниками-соотечественниками Коусейру и убедился, что тренеру есть на кого положиться в сложный момент.
КТО ЕСТЬ КТО
Согласно устоявшимся в России представлениям, специалисты, приехавшие с Коусейру, – по меркам тренерской профессии совсем еще юнцы. В российской премьер-лиге нечасто встретишь тренеров старше 35, однако в «Локо» эта планка оказалась заметно снижена.
Аналитику Тьягу Майе всего 27, но за его за плечами семилетний стаж в «Спортинге». Тихий и вдумчивый, в высказываниях осторожен, в споры вступать не склонен.
28‑летний Витор Сильвештре продолжительное время работал с вратарями как молодежной, так и основной команды «Спортинга». Необычайно общителен. Улыбка не сходит с его лица. Витор весь как на ладони.
Тренеру по физподготовке Жозе Эркулану – 34. Силач с басистым голосом. В разговоре эмоционален. Активно жестикулирует. Настаивает на своей точке зрения.
«ЖОЗЕ НЕ ПОЛИЦЕЙСКИЙ!»
Клубный переводчик Дмитрий Крайтор любезно познакомил нас; мы удобно расселись в креслах, улыбнулись друг другу. И какой черт дернул меня начать с вопроса, который был припасен напоследок?!
– «Вместе пришли, вместе ушли», – говорят в России. Что, если «Локомотиву» и Коусейру придется расстаться?
– Вы нас уже выпроваживаете? – сдвинув брови, возмутился зычным басом Эркулану. Вмиг сошла на нет лучезарная улыбка Сильвештре. Настороженно прищурился Майя.
– Наш штаб и полугода не проработал. И такой вопрос. Вы уж не торопитесь, пожалуйста! – попросил Эркулану.
– Я теоретически размышляю. Вы уж простите… – осознал я неловкость ситуации.
Майя: – Совершенно естественно, что футбольные тренеры порой перемещаются целым штабом. Понятно, что мы не оказались бы в «Локомотив», не получи Жозе приглашение. Практика работы и перемещений единым штабом принята и в России, и в Португалии, и во всем мире, – все же получил я ответ на неприятный вопрос.
– Подберите определения: какой он, Жозе Коусейру?
Эркулану: – Мужик! На редкость позитивный. Лидер.
Сильвештре: – Самый коммуникабельный человек из всех, кто мне встречался.
Майя: – Хороший он человек.
Все трое разулыбались. Напряженность в беседе в связи с первым вопросом спала.
– Выручал ли вас Жозе в повседневной жизни? И приходилось ли вам выручать Жозе?
(Надолго задумываются.)
Майя: – Что значит «выручать»?
– Ну, допустим, сто евро дать взаймы до получки.
Майя: – У нас не было таких эксцессов.
– А штрафовал ли он вас?
Майя: – Жозе не полицейский!
– Понятно, что вас связывают профессиональные отношения. А как выглядит неформальное общение?
Майя: – Общаемся семьями, все перезнакомились. Ничего особенного: досуг на природе, ужин в ресторане…
Эркулану: – Правда, в Москве мы стали меньше общаться вне работы. Все из-за пробок. Увидеться в этом городе дважды за день – непозволительная роскошь. А живем мы в разных районах.
– Для настоящих друзей пробки не преграда.
Эркулану: – Считайте, что я пошутил. Для нас большая честь работать вместе с Жозе. Конечно, эмоциональный фон в общении очень зависит от результатов. После побед нам хорошо и весело.
Но когда приходят поражения, мы становимся только сплоченнее. Такой штаб еще поискать!
«ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ ШТАНГИ»
Майя: – Каждый из нас – часть системы. Один не сможет работать без другого, – продолжает аналитик. – Жозе – центральная фигура, к нему стекается вся информация. И решения главного тренера порой напрямую зависят от наших выводов. Скажем, одна из моих задач – анализ матчей. Мои выводы могут повлиять на изменения в тренировочном процессе, в составе и так далее.
– То есть частая ротация состава в «Локо» – это следствие ваших рекомендаций?
Майя: – Обычно замены себя оправдывают, – загадочно улыбается аналитик.
– Когда случилось назначение португальского штаба, по кулуарам прошел слух, что клуб не может заявить вашу троицу на игры из-за отсутствия необходимых лицензий.
Эркулану: – И откуда берутся эти слухи?! Мы прошли те же университеты, что и Моуриньо! Жозе Моуриньо! – подчеркивает Эркулану.
Сильвештре: – Конечно, у нас имеются все необходимые лицензии УЕФА, а также дипломы. Иначе мы не работали бы долгие годы в топ-клубе – «Спортинге». На самом деле наше присутствие на скамейке во время матчей не имеет столь острой необходимости. К тому же количество мест на скамейке и число лиц в заявке на игру ограничено.
Майя: – А мне и не надо на скамейку. Мое дело смотреть футбол с верхотуры, чтобы подмечать нюансы в игре и подсказывать коллегам.
– Перейдем к делам насущным. Подготовительный период перед возобновлением официальных матчей составляет всего месяц. Уже 16 февраля «Локо» принимать «Атлетик» в рамках Лиги Европы. Какие поправки были внесены в подготовку?
Майя: – Как мы поняли, подобная ситуация в России сложилась чуть ли не впервые. Подготовка к сезону обычно длится несколько месяцев. Нами разработан план, согласно которому оптимальная форма должна быть достигнута уже к середине февраля.
Эркулану: – Не забывайте, что отпуск у команды был коротким – всего три недели. К своему удовлетворению мы обнаружили, что прежние кондиции игроков отчасти сохранились и после отпуска. Поэтому мы начали первый сбор с более продвинутой стадии, чем обычно. Вот-вот начнутся контрольные игры – через них будем подходить к матчам с «Атлетиком».
– Как вас приняли российские коллеги по штабу? Как шла притирка?
Майя: – Проблем не возникло благодаря переводчикам. Я, к примеру, познакомился с тренером-аналитиком Владимиром Кулаевым. Мы распределили обязанности. Не скажу, что у нас одинаковые взгляды на футбол. Мы изучаем игры под разным углом. Потому что мы из разных поколений и разных футбольных культур. Но на выходе получается всесторонний анализ прошедшего и предстоящего.
– Предстоящее – это «Атлетик»?
Майя: – Верно. Внимательно следим за играми и новостями из стана соперника. Обычно анализ игр соперника проходит в самые сжатые сроки. Но в случае c «Атлетиком» времени более чем достаточно.
– Ушел в «Анжи» тренер под физподготовке Евгений Стукалов. С ним ушел и курс тяжелой атлетики, которую игроки оценивали положительно. Я своими глазами видел, как Дмитрий Торбинский тягает вес в 110 кг!
Тренеры переглянулись и заулыбались. Таким образом, они выразили свою симпатию Стукалову, с которым очень сдружились.
Эркулану: – Сожалею, что Женя теперь не с нами. У него был свой участок работы. Должен признаться, наши с ним методики разнятся. На данном этапе подготовки рекордов в тяжелой атлетике не ждите. Основная задача сейчас – не тяжести поднимать, а быстро набрать игровую форму.
«У ИБРИЧИЧА НЕТ ИЗЛИШКОВ ЖИРА»
– Пройдемся по персоналиям? Лоськову скоро 38. У каждого нового тренера по физподготовке «Локомотива» спрашивают, как чувствует себя ветеран.
Эркулану: – Увы, порадовать нечем. Потому что Дмитрий до сих пор находится в распоряжении медицинского штаба и лишь совершает пробежки. Не за горами момент, когда он восстановится. Проведем контрольные тесты. Там будет видно.
– В порядке ли Ибричич? Ему не раз доставалось от экспертов за неважные кондиции и лишний вес.
Эркулану: – Я советовал бы экспертам уважительнее говорить об Ибричиче. Жира у него нет – это однозначно. Все отклики о физической форме Сенияда вызваны какими-то неудачными играми. Когда у человека что-то не получается, начинают выискивать. На самом деле он в порядке и, полагаю, готов сыграть более содержательно, чем в прошлом году.
– По ходу сезона эксперты нередко хвалили вратаря Гилерме. Однако его сменщика Амельченко пришлось пристыдить за пять пропущенных мячей от «Андерлехта». Что случилось?
Сильвештре: – Когда я пришел в команду, Гилерме был очень хорошо подготовлен. Так что не берусь утверждать, прибавлял ли он впоследствии. Последняя игра Амельченко не обошлась без ошибок. Но стоит ли критиковать парня так долго? У него была травма, восстановление, год без игровой практики. И в топке Евролиги ему пришлось несладко. У Амелы прекрасное будущее. Я доволен, как он работает. Доволен и Андреем Синицыным, который находится у нас на просмотре.
– Футбол по Коусейру – какой он?
Майя: – Это разговор не на один час. Могу лишь назвать любимое слово Жозе на работе – сбалансированность. Все наши решения имеют обоснование, принимаются по уму. Риск и экспромт не помощники, когда идет речь о топ-клубе.
«ВО ВРЕМЯ МАТЧЕЙ ОБЩАЕМСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ»
– По ходу сезона все обратили внимание на активное использование тренерским штабом «Локо» средств связи. Во время игры ассистент главного тренера Эдгарас Янкаускас то и дело прикладывает к уху наушник, о чем-то переспрашивает. Объясните, что за переговоры ведутся на спецволне?
Майя: – Эдгарас говорит со мной. Я сижу на трибуне, наблюдаю за игрой с высокой точки. Мне видны детали, которые, как правило, ускользают от тех, кто находится на скамейке. Я передаю эти сведения, и они ценны для Жозе и Эдгараса. При мне нет никаких компьютеров и биноклей. Все выводы делаю визуально. Знаю, что пресса писала об использовании нами рации. На самом деле все проще. Связь со скамейкой держим при помощи мобильных телефонов. Максимум, что отличает меня от обычного зрителя, – иногда смотрю повторы во время игры.
– «Жозе, пора менять Сычева и выпускать Обинну» – вы можете давать такие советы в эфире?
Майя: – Предоставляемая мною информация не касается отдельных игроков. Я делаю поправки, касающиеся тактических построений. Если я что-то подмечаю или считаю нужным внести коррективы, немедленно звоню.
КОРОТКОЙ СТРОКОЙ
● «Локо» провел тренировочный матч. Игроки были поделены на «оранжевых» и «синих» – последние по набору игроков больше соответствовали основе. Единственный мяч в игре забил за «синих» Дмитрий Торбинский.
● Как сообщал «Советский спорт», директор службы научно-медицинского обеспечения «Локомотива» Эдуард Безуглов принял решение о переходе в штаб «Анжи». Вероятно, в связи с этим кадровым изменением на сбор «Локомотива» прибыл врач молодежной команды Сергей Хайкин.
● В расположение команды прибыл вице-президент клуба Алексей Смертин, который, по информации «Советского спорта», проведет ряд консультаций с тренерским штабом и игроками.