Полузащитник «Локомотива», воспитанник нашей Академии Даниил Куликов дал большое интервью для клубного журнала «Наш Локо» перед матчем против «Оренбурга».
…Даня Куликов — из тех, кого точно можно назвать настоящим локомотивцем. Не считая первых футбольных шагов в команде «Приалит», что в Реутове, он всё остальное время провёл в школе «Локо».
Правда, через некоторое время Куликова отправили в перовский «Локомотив-2», где он и дошёл до самого выпуска. И его пример — другим наука: как не опускать руки, работать, добившись всё-таки своего.
Более того, сразу попасть в молодёжную команду у Дани не получилось — пришлось выступать на КФК, где его заметили тренеры Денис Клюев и Ансар Аюпов и позвали на сборы молодёжки.
В 2016 году Куликов вместе с ней выиграл первенство России, в 2017-м впервые поехал на сборы с главной командой, в октябре 2018-го дебютировал за «Локомотив» (в 1/8 финала Кубка России против «Енисея», 4:1).
— Ты родился в Реутове. Родные у тебя до сих пор там?
— Да я там сам до сих пор живу. С рождения. Но уже в своей квартире, не в родительской.
— Друзья детства, та же компания?
— У меня прям друзей в Реутове и не было, чаще в школе общался. После шестого класса я перешёл в район Ивановское, через МКАД. Можно сказать, что тоже будто бы Реутов (улыбается). Там у меня уже было больше друзей.
— В детстве на коробке собирался, играл во дворе?
— Да, иногда выходил. Играли в футбол с ребятами. Иногда со старшим братом даже выходил, с его друзьями.
— Брат же у тебя известный пловец, многократный чемпион России Евгений Куликов?
— Да, он. Ему и футбол тоже нравился.
— С ним сейчас общаетесь?
— Мы в одном доме живём! В разных подъездах, правда. И родители рядом, и брат.
— А стадион «Старт» у тебя рядом с домом?
— Рядом с родительским, прямо окна на него выходят. А мне сейчас до него минут 5-10 на машине. Там всё рядом.
— Поэтому выбрал футбол?
— Не совсем я выбирал. Мама спросила — плавание или футбол? Я ответил, что футбол. Он больше нравился. Ещё и окна на «Приалит» — выбора, по сути, не было, куда идти (улыбается).
— Как реагируют на встречу с тобой местные ребята?
— Не могу сказать, что кто-то меня узнаёт на улице. Я точно не местная знаменитость! Когда в Лиге чемпионов играли, в групповом этапе, тогда да, сейчас ажиотаж сошёл уже (смеётся).
— В своей школе давно последний раз был? Не звали на уроки футбола, что-то провести?
— Пока нет, ни разу. Честно говоря, сначала каждый год собирался туда ходить, не сложилось. Уже прошло восемь лет, смысла большого нет, как мне кажется. Да и все учителя, которые были, когда я выпускался, уже в других школах.
— Марат Измайлов в начале нулевых рассказывал, что мог выйти на коробку поиграть в футбол, даже будучи профессионалом. У тебя такого нет?
— Нет. Бывает, что в отпуске кто-то напишет, чтобы собраться и поиграть в футбол, но это очень редко.
— Скажи, что для тебя значит быть воспитанником «Локомотива»? Ты с 10 лет здесь.
— Для меня… Это — всё, вся моя жизнь.
— Многие воспринимают «ссылку» в Перово или во вторую команду как то, что в них не верят. У тебя такие мысли мелькали? Или, наоборот, хотелось доказывать, что ты должен играть в первой команде?
— Таких мыслей не было. Я там больше играл, получал практику. Всё это было не зря.
Я считаю, что если тебя «спустили» во вторую команду, то это просто определённый этап, который нужно пройти. Не отчаиваться, а доказывать. Александр Викторович Антипов в «Локо-2» постоянно мне это говорил, помню его слова.
И ребятам, которые сейчас там, он меня приводит в пример, что нужно работать, работать и работать, не сдаваться, идти к своей цели, и тогда всё получится.
— Какие чувства тебя наполняют, когда ты выходишь играть в майке «Локомотива»?
— (Пауза). Чувство благодарности к клубу, наверное. Он меня воспитал, он дал мне шанс.
— А когда ты первый раз вышел в основном составе…
— 2018 год, Кубок, против «Енисея»! Юрий Палыч был тогда главным тренером. Была эйфория, такое чувство, будто это всё не с тобой. И даже не во время матча, а больше после него. Я не мог поверить, что это реально происходит со мной!
Это незабываемые чувства, которые помню по сей день. Было бы круто когда-нибудь ещё испытать их. Но, кажется, что так уже не получится, как после дебюта (улыбается). Главное, что всё это помню.
— У тебя с давних пор 69-й номер. Как ты его выбирал? Не было ли мыслей изменить на что-то из первой десятки, например?
— Нет, сменить не хотел, просто всегда нравился этот номер. Мне и девятый нравится, и шестой. Так получилось, что и жене моей (на тот момент ещё девушке) тоже был по душе. 69-й к тому же был свободен, а другие номера особо не нравились. Если и поменяю когда-нибудь, то только на девятку, на шестёрку — нет (улыбается).
— Недавно прошла открытая тренировка, в которой приняли участие основа, молодёжка и юноши из Академии. Какой совет молодым ребятам ты мог бы дать?
— Не опускать руки, даже если у тебя что-то не получается, потому что шансы будут давать всегда и каждому. Главное — им воспользоваться. Есть такой момент, когда ты не играешь, не играешь… Опускаешь руки. А тут тебе дают шанс, а ты оказываешься к нему не готов!
А если ты продолжаешь усердно работать, то когда получишь шанс, им воспользуешься. Это дорогого стоит. И, может быть, именно после этого у тебя всё пойдёт в гору.
— Все по характеру разные. Кто-то в себе уверен, а кто-то — наоборот, кому-то нужна поддержка извне. Кто должен помогать таким ребятам? И к кому ты сам бы себя отнёс?
— Я никогда особо в себе не сомневался. Возможно, из-за того, что меня много кто поддерживал, в том числе и Александр Викторович Антипов. Постоянно со мной разговаривал, «вдалбливал» в голову, чтобы не опускал руки. Родители мне тоже хорошо помогали.
Так что, отвечая на вопрос, кто должен поддерживать, скажу, что это, конечно, родители и тренер. Но в первую очередь — тренер.
— Наверняка случалось, что в клубе в разные периоды в тебя верили то больше, то меньше.
— Да, были определённые этапы. Я всё это переживаю внутри себя. Не опускаю руки, работаю.
— Следишь за статистикой, знаешь, сколько у тебя игр за «Локомотив»?
— Я не так давно смотрел, там было 70 или 80, в этом промежутке. А, нет — от 80 до 90!
— Да, 85. Выделишь для себя самые важные или просто запоминающиеся?
— Первая игра. И все матчи Лиги чемпионов, особенно в Черкизово. Та же «Бавария», которой мы, правда, уступили, но сыграли очень достойно. «Зальцбург», «Атлетико», тогда мы с ними дважды вничью закончили. Первая игра, когда дебютировал в Лиге чемпионов с «Байером». Эти эмоции, гимн… До дрожи пробивает.
— Когда переходишь из молодёжного футбола во взрослый, это ощутимая ступенька. А с Лигой чемпионов так было?
— Раньше я так думал. Но когда это стало пройденным этапом, когда уже сыграли, то нельзя сказать, что играть против грандов — это «космос». Да и по нашим играм не сказать, что это прям какой-то запредельный уровень.
Мы хорошо сыграли почти все матчи. Даже с «Ювентусом». На последних секундах упустили там ничью, да и здесь тоже… Понятное дело: футболисты мирового уровня, команды очень хорошие, но мы не выпадали. Играли на равных. Были и поражения, конечно, но международная практика всегда нужна.
Если ещё матчи важные вспоминать, то это титульные, конечно. Кубок в Нижнем Новгороде, при Марко, когда играли против Самары. Там я сыграл второй тайм полностью, вышел на замену. Раньше было, что тебя берут на Кубок в качестве игрока замены и ты не выходишь, как это было у меня в 2019-м, в финале. А тут ощущения, когда ты играешь, намного лучше, потому что ты внёс свой вклад.
В 2019 году тоже были очень крутые эмоции, мы тогда были совсем молодые и тоже радовались, конечно. Дали подержать кубок, выпить из него. 18 лет было, уже можно (смеётся).
— Вообще тяжело ли выходить на замену?
— В некоторые игры очень тяжело входить. Зависит от самого хода матча. Если мы контролируем мяч, у нас всё получается, то при выходе на замену тебе не нужно как-то по-особенному адаптироваться. А когда ты выходишь и тебя прессингуют постоянно, у команды что-то не получается, то очень тяжело. Нужно быть сильным ментально.
— Скажи, когда ты сам забьёшь?
— Блин, очень хочу забить (улыбается). Последний год-полтора я над этим думал постоянно. Очень хочется. Причём я вспоминаю моменты, когда мог забить ещё и в 2019-м, и в 2020-м. Голов пять уже могло быть.
— Футболисту нужен какой-то всплеск, что-то неожиданное, чтобы он начал забивать? Или у него просто в какой-то момент должно пойти, как у Тикнизяна, например?
— Ну вот я пока и не знаю, ещё же не забивал (смеётся). Расскажу, когда забью. Очень хочется, серьёзно.
— При том, что у тебя точность есть — и штрафные, и угловые исполняешь. Ещё с детства пошло?
— Да. И в «Локо-2» всегда исполнял, и в «Приалите».
— Иголочку поставишь — и в неё попадёшь?
— Да, но только, как это лучше сказать… Пора бы уже в ворота попасть, а не в иголочку (смеётся).
— Это только мастерство или всё же какой-то психологический момент?
— Удача, конечно, важна, не только точность. И психология. Всё в совокупности. Вон Тики забивает, такую волну поймал, и всё получается.
— Возможно, имеет значение, что он ещё и за сборную играет. Бывает, когда футболист меняет коллектив, и к тебе уже другое отношение. Тот же Митай. Может тоже положительно влиять на психологию, на «химию».
— Да, может быть.
— А сам тренером думаешь становиться после карьеры игрока? Что-то в футбольной сфере?
— Всё будет связано только с футболом. Но пока ещё рановато об этом думать.
— Кстати, Пашишин, ещё будучи футболистом, проводил тренировки, давал какие-то упражнения в «Локо» для всей команды…
— Сколько ему лет тогда было? За 30? Мне ещё 25, не думаю, что Михалыч подойдёт и попросит меня, чтобы я провёл тренировку (смеётся).
— Что тебя интересует, кроме футбола? Рыбалка?
— Да, рыбалка. В Астраханской области. Стараюсь каждый год ездить, если получается. Когда минимум три дня есть, то сразу же туда.
— То есть ты не едешь куда-то мир посмотреть…
— В целом, конечно, путешествовать я люблю. Но на три дня не особо куда-то съездишь, а вот рыбалка…
Это моё! С удочкой могу провести целый день. Мы вот только недавно ездили: в полшестого завтрак, а в семь вечера возвращались. То есть мы выбираем рыболовную базу, где есть сразу питание и всё нужное, приезжаем туда. Завтракаем, выезжаем на воду, нам дают с собой обед, перекус, вечером ужинаем. Мне больше нравится ездить с палатками, но для этого нужно много времени.
— Предпочитаешь один сидеть? Или с кем разговаривать?
— Предпочитаю с родными — с отцом, с братом. Все заядлые рыбаки. Мы ездим всей семьёй, мама тоже, но, например, она не ловит. Даже жена у меня очень любит рыбалку. Правда, сейчас ей не до этого: у нас же дочка родилась (улыбается).
— Кто ещё в «Локо» рыбак?
— Дмитрий Вячеславович Лоськов, конечно!
— Какой рекорд у тебя, если говорить про рыбалку?
— Сомик почти на 8 килограммов. Это было лет 5-7 назад.
— А кроме рыбалки что ещё?
— По грибы люблю ходить, когда время есть. Тоже с природой связано.
— Ты вот вспоминал про дочь. Когда ты стал отцом, как ощутил, что изменился менталитет? Какие-то моменты в жизни, может, стал воспринимать иначе?
— Да, думаю, что я стал более ответственным. Уже с момента, как жена забеременела. Ко многим вещам стал относиться… По-взрослому, что ли. Уже не за себя стараешься отвечать, а за маленького человечка. И за жену тоже.
— Как назвали дочку?
— Мирослава.
— А кто выбирал имя?
— Жена. Она мне сказала, мы посоветовались, мне понравилось. Мира, Мируськин (улыбается). Она уже большая такая, полтора месяца, что-то говорит нам, звуки необычные издаёт. Тоже незабываемые ощущения. Много узнаю всего нового, интересного.
— Ты к отцовству как-то готовился? Может, читал какие-то книги?
— Да, одну книгу, мне её подарила жена моего брата. И я прочитал за полгода до рождения дочки. Некоторые моменты реально сходятся, совпадают.
— Мы играем с «Оренбургом», у которого выдался сложный старт, сменился тренер. Что ты можешь сказать о сопернике?
— Специально на соперника не смотрю, только если какие-то матчи идут, то стараюсь глянуть в прямом эфире. У нас есть теория, на которой нам всё подробно рассказывают, разжёвывают. Главное, не пропускать мимо ушей.
— Кого бы выделил из состава оренбуржцев?
— У команды центр поля очень сбалансированный. Техничные ребята. Мы же против них играли, примерно понимаем, чего можно ожидать. Но с новым тренером всегда сложнее. Настраиваются по-другому, да и тренер может требовать от них другие вещи. Сейчас будет непросто.
— С Колей Титковым на связи?
— Отдельно — нет, только если вот в матчах встречаемся.
— Когда ты приезжаешь на стадион перед игрой, на что обращаешь внимание? И когда выходишь из автобуса, успеваешь услышать, как встречают болельщики?
— Кстати, да. Всегда слышу, что кричат, потому что это в основном «Дзюба!» или «Бара!» (смеётся). Газон у нас всегда идеальный, думаю, просто лучший в России. Влад Лысенко, наш агроном, большой молодец. Стадион шикарный вообще. С десяти лет я на него смотрел, и вот на нём играю. Для меня это очень классные ощущения.
— С болельщиками часто сам общаешься?
— Не очень. Но бывает, подходят, могут в соцсетях написать. После игры выходим со стадиона, стараюсь задержаться, сфотографироваться, например.
— А сам, когда был ребёнком, с кем-то делал совместные фото?
— Когда подавал мячи, играл ещё за «Локо-2», взял майку у Сычёва. Он мне её подарил, хотя они тогда проиграли. Но мне пришлось её отдать своему другу, потому что нам нельзя было брать футболки у игроков, координаторы строго запрещали (улыбается).
Когда Дима в «Казанку» перешёл, мы ещё с ним смеялись по этому поводу, вспоминали…
— И пару слов болельщикам «Локо».
— Хотелось бы, чтобы болельщики поддерживали команду всегда, несмотря на какие-то неудачи. Нам это очень важно. Их вот этот крик, чтобы мы поймали волну и у нас в матче начало всё получаться, даже если что-то идёт не так. Приходите на стадион, болейте за нас! Мы всегда очень рады вас видеть. Чем больше вас, тем лучше!