Вы наверняка уже видели немало постов, текстов и графики про гигантские убытки «Локомотива» в 2021 году и увеличение трат на зарплаты (вопреки словам Леонченко про сокращение). Это всё данные из бухгалтерской отчётности кЛуба для налоговой.
Раньше «Локо» одновременно с отчётностью публиковал и документ с говорящим названием «Пояснения к финансовой отчётности», где была масса информации, которая помогала составить более полную картину о том, на чём кЛуб зарабатывал и на что тратил.
Но за 2021 год такого документа нет. И, кстати, с сайта налоговой теперь пропали аналогичные файлы за предыдущие годы (но у меня они сохранились).
Без пояснений бух.отчётность для обычного человека — набор мало о чём говорящих чисел. Давайте разбираться, что к чему. Мой анализ основан на подробном разборе бывшего исполнительного директора «Локо» Алексея Киричека, а также внимательном изучении «пояснений» к отчётностям за прошлые годы. Вот, что получается:
Выводы, если лень читать #многобукв:
Огромные убытки «Локо» в 2,6 млрд рублей в 2021 году сложились из таких факторов:
Доходы от ЛЧ выпали (призовые от ЛЕ сильно ниже) и крупных продаж не было.
А расходы не сократились и даже выросли. Похоже, это связано с немецким проектом — заметно увеличились расходы на зарплату (неустойка Николичу), управленческие расходы (дюжина менеджеров команды Рангника) и выплаты поставщикам (разработка стратегии).
А теперь подробно:
🔻 В сравнении с 2020 годом тотально упали «прочие доходы» — с 3,89 до 1,41 млрд (то есть здесь зашита огромная доля итогового минуса). Это, в основном, еврокубковые выплаты УЕФА и доходы по трансферам (спасибо сохранённым «пояснениям»). Падение было прогнозируемым: 2020-й был в этом плане аномальным — благодаря продаже Миранчука и доходам от ЛЧ (2,4 млрд рублей, это на 550 млн за еврокубки больше даже в сравнении с тоже лигочемпионским 2019-м). А в 2021-м была уже Лига Европы, где призовые принципиально иные. Так что, чтобы не уйти в минус из-за выпадающих доходов, нужно было оптимизировать расходы.
🔺 На словах это происходило, Леонченко заявлял о снижении фонда оплаты труда в 2021 году на 25% — за счёт «отказа от многомилионных трансферов, завышенных зарплат». Но в налоговую «Локомотив» подал отчётность, где расходы на зарплату выросли на 14,2% (+769 млн рублей). Киричек предлагает списать здесь процентов пять на рост курса евро, а что с оставшейся разницей? По зарплатам футболистов глобальных сдвигов вроде бы не было — кЛуб реально избавился от больших контрактов Чорлуки и Крыховяка, а новички получили адекватные деньги, значит разгадка, вероятно, не в футболистах.
Предположу, что дело в 3 млн евро (около 250 млн рублей) неустойки Николичу и зарплатах отдельным членам команды Рангника. Дюжина иностранных сотрудников по разным направлениям вполне могла нагрузить бюджет на несколько сотен миллионов рублей.
🔺 Расходы на Рангника и Ко зашиты ещё и в выплатах поставщикам, которые тоже внесли посильный вклад в итоговую дыру в бюджете. Они составили без малого 1 млрд рублей (это плюс 400 млн или +67% к 2020 году). Тут разработка стратегии, различный аутсорс и т.д. Возможно, часть трат на немецкий проект есть и в управленческих расходах, которые составили 446 млн рублей (рост на 90%!).
😱 И напоследок две очень неприятные цифры. Первая: закредитованность «Локо» растёт на глазах — причём речь о краткосрочных займах до года. Объём таких кредитов вырос на 1,8 млрд рублей (в сумме на конец 2021-го было 3,6 млрд!). Вторая: акционерам пришлось внести в капитал кЛуба 500 млн рублей, без этой меры объём долгов «Локо» превысил бы стоимость его имущества.