Зе Луиш: Я пришел в «Локомотив», чтобы стать чемпионом снова
Новичок «Локомотива» Зе Луиш прилетел в Москву вечером в понедельник. По дороге из аэропорта Зе рассказывал про ностальгию по русским морозам, адреналин от Лиги чемпионов, свою форму, коронавирусный футбол и устанавливал планку по голам в этом сезоне.
— В одном из интервью ты говорил, что в первый раз боялся приезжать в Москву. Сейчас тебе не страшно?
— Нет, сейчас я чувствую, что вернулся домой. Мне очень комфортно в России, я рад снова быть здесь. Когда выхожу на улицу и ощущаю этот холод, он вызывает у меня приятное чувство ностальгии.
— Теперь ты будешь играть не за «Спартак», а за «Локомотив» — одного из главных соперников красно-белых. Ты думал об этом до перехода?
— «Локомотив» — большой клуб, поэтому думал недолго. Когда узнал об интересе «Локомотива», сразу сказал, что хочу присоединиться к большому клубу, который играет в Лиге чемпионов и каждый год борется за титул. Для меня важно именно это. Я профессионал, куда бы я ни перешел, я выкладываюсь на полную.
— Лига чемпионов сыграла главную роль в твоем решении или была лишь одной из многих причин?
— Конечно, одной из многих, но футболистам всегда хочется играть на таком уровне. Были и другие предложения, но мне больше всего хотелось в «Локомотив». Я знаю страну, мне нравится клуб, не нужно начинать все с нуля.
— В России у всех команд были проблемы с подготовкой к сезону: неделя отпуска, 10-14 дней предсезонки и семь матчей в августе. У тебя тоже нет времени на подготовку – как оценишь свою форму сейчас?
— Да, тяжелое время. Я буду стараться изо всех сил. Меня удивила эта ситуация в России. Когда услышал о недельном отпуске, сразу сказал, что это безумие, так как придется играть почти два года без перерыва.
Что касается моего состояния, я начал подготовку позже всех футболистов «Порту», потому что контактировал с человеком, больным коронавирусом – пришлось провести 14 дней дома на карантине. Мне было тяжело начинать сезон, но я работал дома, старался поддерживать форму. Не могу сказать, что нахожусь в оптимальной форме, потому что не сыграл ни одного матча. Но буду много работать, чтобы выйти на свой уровень.
— Сколько времени тебе нужно?
— Не буду ставить временных рамок. Все зависит от меня, и я приложу все свои силы. Я говорил, что не готов на сто процентов, потому что не играл, а еще и двухнедельный карантин сказался. Из-за коронавируса мир изменился, изменился футбол и вообще все. Из-за этого я как будто на шаг позади. Остается лишь много работать.
— Коронавирусный футбол отличается от обычного?
— Это самый сложный период в моей карьере. Безумие. Могу поздравить всех футболистов, что мы продолжаем играть. Это тяжелое время, но такая у нас работа. Нужно двигаться вперед.
— Как быстро вы уладили все формальности с «Локомотивом»? Насколько я знаю, переговоры прошли легко.
— Да, все действительно произошло быстро, потому что я этого хотел. Если у клуба и футболиста одинаковое желание, все происходит быстро. Мы уладили все мелкие вопросы и пришли к соглашению.
— При этом около недели понадобилось, чтобы решить все вопросы с документами для приезда в Россию.
— Всю эту неделю я был очень напряжен, очень устал, забывал о вещах, забывал о делах. Мне постоянно звонили, что-то спрашивали – тяжело с этим справляться. Было бы намного проще, если бы я просто подписал контракт и прилетел. Сейчас приходится ждать из-за ограничений. Но вот наконец-то я здесь. Это самое главное.
— Ты провел шесть матчей за «Спартак» против «Локомотива» и ни разу не проиграл. Тебе так нравится наша команда?
— Мне нравилось играть против «Локомотива». В таких матчах ты чувствуешь волнение, у тебя есть простор на поле. Я забивал «Локомотиву», но теперь забью еще больше за «Локомотив» и порадую болельщиков.
— Ты сказал, что многое знаешь о «Локомотиве». У тебя есть друзья в команде?
— Знаю практически всех футболистов. Мы встречались в разных местах, виделись в ресторанах, общались. «Локомотив» в прошлом сезоне занял второе место, поэтому как можно не знать такую команду и футболистов? Знаю многих, но лучше всего Эдера. Он португалец – нам легче общаться. Я разговаривал с ним до перехода.
— Теперь вы конкуренты.
— Нет, мы должны делать все вместе для «Локомотива». Это самое главное. Я не думаю о себе, я должен думать о команде. Сначала команда, потом все остальное. Это важнее всего.
— Полузащитники «Локомотива» забивают чаще нападающих, поэтому нам был нужен форвард, который бы забивал голы. В «Спартаке», за исключением последнего сезона, ты был не бомбардиром, а тем, кто помогает забивать. В какой роли ты видишь себя в «Локомотиве»?
— Каждый год я хочу совершенствоваться и становиться лучше. Если в прошлом году я забил меньше, в следующем хочу большего. Я нападающий и, чтобы помогать команде, должен забивать голы. В моей прошлой команде были хорошие форварды – мы должны конкурировать, но иногда я не играл из-за травм. В «Локомотиве» тоже хорошие футболисты. Смолов – один из лучших в чемпионате – дважды был лучшим бомбардиром. Эдер – хороший нападающий. В команде сильные форварды, но иногда все зависит от уверенности. Я здесь, чтобы помочь им и помочь «Локомотиву». Для этого нужно забивать голы – наша главная цель. Я приехал, чтобы забивать больше голов и помогать команде.
— Больше это сколько? Какая у тебя личная цель?
— Уже сыграли десять игр в чемпионате, правильно? Осталось еще 20 плюс Кубок и Лига чемпионов. Очень хочу забить больше 15 голов во всех соревнованиях.
— Но в России тяжело забивать.
— Я знаю. Поверь, люди в Европе не знают, как это тяжело. Они не знают, что в России восемь-девять сильных клубов. За первое место реально борются шесть или семь команд. Есть и другие клубы, против которых тяжело играть, а у некоторых все усложняет еще и качество поля.
— Сейчас поля в России хорошие.
— После чемпионата мира они стали лучше. Но здесь очень жесткий, силовой футбол. Не всем игрокам удается забить много. Обычно 10-15 голов, но никто не доходит до 20-ти
— В Португалии легче забивать? Команды там более атакующие?
— Там легче забивать, чем в России. Играть сложнее, потому что футбол другой. Они по-другому смотрят на футбол.
— Ты стал чемпионом России со «Спартаком». В «Локомотиве» тоже ставишь самые высокие цели, верно?
— Конечно. Я пришел в «Локомотив», чтобы стать чемпионом снова. Каждый год я хочу быть чемпионом, потому что это большой клуб. Нужно ставить такие цели. Иначе мыслить нельзя.
— Ты уже беседовал с Марко Николичем?
— Еще нет. У каждого клуба одинаковые желания с тренером. Если клуб действительно хотел меня видеть, значит, меня хотел видеть и тренер. Поэтому не вижу здесь никакой проблемы
— «Локомотив» поменял схему. Когда ты играл против «Локо», была схема 4-2-3-1 или 4-3-3 с одним нападающим. Сейчас команда играет с двумя нападающими. Тебе нравится, когда есть еще один форвард, который помогает?
— Мне нравится 4-4-2, несмотря на то, что форвардам играть сложнее. Приходится больше бегать, нужно помогать полузащите. Обычно все команды играют по схеме 4-3-3. Но схема 4-4-2 более эффективная, если нужно забить, и мне это нравится. Раньше я много играл в этой схеме. Да и в «Порту» мы вначале использовали 4-4-2.
— Ты сказал, что хочешь забить более 15 голов, включая Лигу чемпионов. Думаю, ты знаешь результаты жеребьевки.
— Я знаю и очень хочу сыграть в этих матчах
— Ты рад, не боишься?
— Я никогда не боюсь! Я очень рад! Меня трясет, я уже чувствую этот адреналин – услышать гимн Лиги чемпионов! Неважно, с кем мы играем – будь то «Реал» или «Бавария»... Чего нам бояться? Это хорошие матчи. Можно играть и с «Баварией», и с «Атлетико». Ты видишь, какой сейчас футбол – это безумие. Поэтому мы должны встретиться с ними лицом к лицу.
— Сейчас у нас интервью на английском, но я знаю, что ты владеешь русским. Можешь ответить мне по-русски?
— Как я могу тебе ответить? Это очень сложно. Я давно не говорил по-русски, забыл некоторые слова. Ты хочешь, чтобы я...
Интервью начинается на русском
— Ты понимаешь, что я сейчас говорю на русском?
— Да, я все понимаю, но говорить тяжело.
— То есть в команде, когда к тебе обратятся на русском, ты почувствуешь себя комфортно?
— Я думаю, да.
— Когда ты в прошлый раз был в России, ты свободно говорил по-русски?
— Мне тяжело, пока тяжело. Мне нужно время – примерно месяц.
Возвращаемся к английскому языку
— Что ж, у тебя долгосрочный контракт. Время выучить язык есть.
— Ну вот, я начну вспоминать слова и связывать между собой. Буду учить язык на практике. Также буду заниматься с учителем. Раньше у меня был учитель. Теперь я хочу, чтобы он помог мне еще лучше освоить язык. Скоро хочу дать интервью на русском языке.
— Судя по всему, проблем с адаптацией у тебя быть не должно.
— Да. У меня остались кое-какие контакты людей, которые помогали мне в прошлый раз. Я даже до сих пор помню дорогу, как проехать туда или сюда. У меня был водитель, но иногда я водил и сам, на выходных, когда мало пробок. Мне нравится водить машину самому.
— Кто ты в обычной жизни? Ты предпочитаешь сидеть дома или сходить куда-нибудь в ресторан?
— Мне очень нравится сидеть дома. Я очень скучный человек. Люблю просто сидеть на диване, но при этом не люблю смотреть телевизор. В России особенно, потому что не очень хорошо понимаю, о чем говорят. И если по телевизору нет футбола. Мне нравится смотреть сериалы, фильмы, быть дома, играть в приставку. Это то, чем я люблю заниматься. И в такую погоду это лучшее, что можно делать.
— Помню, когда ты в первый раз приехал в Москву, ты не так часто проводил время дома.
— Когда ты приезжаешь в новое место, ты хочешь увидеть город.
— То есть, когда у тебя появились отношения, ты стал сидеть дома?
— Да, но все равно я ходил по некоторым местам, хотел узнать, куда стоит ходить, где хорошо. Если только сидеть дома, никогда ничего не узнаешь.
— Ты хочешь жить в том же доме, что и раньше?
— Пока не знаю, нужно понять где тренировочная база, потому что я хочу жить недалеко от нее. Хочу быть недалеко от центра и недалеко от базы.
— Когда ты впервые узнал об интересе «Локо», ты начал смотреть последние игры, анализировать результаты, состав, замены, схему, как мы играем?
— Конечно. Я стал за всем следить, начал все смотреть. Это первое, что ты делаешь, когда появляется интерес. Проверяешь, как играет команда, в каких матчах она уступала. Я знаю, что начало было не лучшим, но сейчас ситуация выправилась.
— На самом деле был тяжелый календарь.
— Все налаживается. «Локомотив» есть «Локомотив». Команда должна быть наверху, биться, чтобы стать чемпионом. Всегда так будет. Так что не стоит волноваться.
— Почему ты предпочел 29 номер? Почему не 8?
— Этот номер не для нападающих.
— Но 29-й тоже не для нападающих.
— Я играл под ним до этого. У меня не было большого выбора, мне нравится номер 9, мне нравится 20, потому что это мой первый номер в профессиональной карьере. Я выбрал этот номер, потому что также это мой возраст.
— Что ты думаешь о футболе без болельщиков?
— Футбол без болельщиков – это что-то совсем другое. Иногда играешь без болельщиков и не чувствуешь разницы между командами. Болельщики подталкивают тебя к успеху. Когда сильная команда играет с более слабой, то без болельщиков не замечаешь разницы. Болельщики очень важны. Футбол без них – не футбол.
— Давай закончим интервью обращением к нашим болельщикам.
— Я просто хочу сказать болельщикам, что теперь у них есть еще один игрок, который отдаст всего себя ради «Локомотива». Поверьте, я отдам все, что у меня есть, ради этого клуба, чтобы он смог занять самые высокие места. Вот что я хочу сказать. Больше не нужно слов – нужны матчи. Матчи и голы. Я хочу снова почувствовать этот адреналин.