В 2007 год «Локомотив» вступал с удивительным дуэтом: Анатолий Бышовец – главный тренер, Юрий Семин – президент. Больших антагонистов еще надо было поискать! Тот сезон принес «Локомотиву» Кубок России, но потенциал команды был гораздо выше 7-го места в премьер-лиге. Руководство клуба тоже так считало, поэтому уволило Бышовца и Семина в конце сезона. Быть тренером «Локомотива» у Юрия Палыча получалось гораздо лучше, чем президентом.
Корреспондент «Спорта День за Днем» вспомнил самый скандальный сезон в истории «Локомотива» с Сергеем Герасимцом, который в 2007 году входил в тренерский штаб Бышовца. Начали мы все же с сегодняшней темы – ухода Семина из «Локомотива». С 1 июня столичную команду возглавит серб Марко Николич.
– Я отдаю должное таланту Юрия Павловича Семина. Считаю, что ему надо было дать доработать в этом сезоне, – отметил Герасимец. – А если «Локомотив» попадет в Лигу чемпионов, то кому как не ему продолжать работу?!
– Давайте теперь про 2007 год. Как вообще Бышовец согласился работать с президентом Семиным?
– Это необъяснимая вещь. Ни тогда, ни сейчас. Анатолий Федорович очень хотел работать в топ-клубе. Председателем совета директоров «Локомотива» тогда был Сергей Липатов. Поставили такие условия: Бышовец – главный тренер, Семин – президент. Перед командой озвучили три задачи: выиграть Кубок России, выйти в плей-офф Кубка УЕФА, а в чемпионате России выступить не хуже, чем в прошлом сезоне, когда «Локомотив» занял 3-е место. Про золото не говорили. Была задача – попасть в Лигу чемпионов.
– Ее ставил Бышовец или Липатов? А может, Семин?
– Семин ничего не ставил. Он пришел в «Локомотив» вместе с Бышовцем (в 2005 году Семин покинул «Локомотив» ради сборной России – «Спорт День за Днем»). Я помню только одно условие, которое перед ними было поставлено: если «Локомотив» не выполнит поставленные задачи, то оба уходят. Никакой рокировки не будет, на что, откровенно говоря, рассчитывал Юрий Палыч. Так и случилось. В конце года руководство клуба этот пункт выполнило.
– Почему не получилось успешно выступить в чемпионате России? Седьмое место было очень низким результатом для того «Локомотива».
– Согласен. На мой взгляд, по своему потенциалу «Локомотив» вполне мог выиграть чемпионат. Четыре раза в сезоне был обыгран «Спартак», выиграли дома у «Зенита» и должны были победить в Питере. Уверенно выиграли Кубок России. На пути к финалу встречались с московским «Динамо» и «Спартаком». Причем играли по два раза. Почему не вышло в чемпионате? У Юрия Палыча получается строить команды, объединяя людей: футболистов, руководителей, работников клуба. Тогда ничего этого не было.
– Вы говорили в одном из интервью, что в команде не было порядка. В чем это заключалось?
– Прежде всего не было единства в команде. Она не была объединена единой целью. Это удалось сделать только вокруг Кубка России. Финал с «Москвой» состоялся в конце мая, а на пути к нему были по два противостояния с «Динамо» и «Спартаком». На эти матчи удалось сплотить команду. Игроки сориентировали себя на то, что есть смысл побиться за этот трофей. А на более длинный период времени единства и порядка не хватило. Допустим, если Евгению Гинеру звонит футболист ЦСКА, он его посылает матом: «Иди, разбирайся с Гончаренко». И он прав. А у нас? Бышовец выгоняет Спахича с тренировки. Не успело еще закончиться занятие, Липатов уже звонит Бышовцу прямо на поле: «Анатолий Федорович, что у вас случилось?». Это нормальная ситуация?
– Нет, конечно.
– Такие вещи должны пресекаться, а футболисты быть управляемы. Это должны были делать Семин и Бышовец, взявшись рука об руку. Они – профессионалы своего дела. Если бы объединили свои усилия, то «Локомотив» на долгие годы стал бы лидером российского футбола.
– Президент «Локомотива» мог поучаствовать в наведении порядка.
– Должность президента клуба не для Семина.
– Почему?
– Находясь на ней, он очень хотел стать главным тренером. Задача президента – помогать главному тренеру и решать все вопросы. Я приведу только один пример, как Бышовец решил избавиться от Евсеева. Вопрос спорный, но он находится в компетенции главного тренера. Бышовец сказал Евсееву: «Я не вижу тебя в команде». Вадим пошел к Семину, а он ему говорит: «У тебя два пути: искать другую команду или немножко подождать».
– Немножко подождать...
– Вот и делайте выводы. Что Юрий Палыч хотел сказать этим «немножко подождать»?
– Вероятно, он хотел сменить Бышовца.
– Вот поэтому и не получилось. А команда это чувствовала. В «Зените», где я играл, болельщики не разделяют клуб на личности. Был Герасимец, завтра, образно говоря, пришел Кобелев, потом Данни, Халк... Да, кто-угодно. Они болеют за «Зенит». Также и с тренерами. А болельщики «Локомотива» заточены на то, что есть Юрий Палыч и все остальные. До сих пор неприятно от той обструкции, которую они устроили Бышовцу и команде. «Локомотив» выигрывает Кубок России, выходит на первый домашний матч, а болельщики сидят спиной к полю и читают газеты.
– Почему?
– Откуда я знаю? Видимо, ими кто-то руководил.
– Когда выиграли Кубок России, Семин праздновал вместе с Бышовцем и командой?
– Да. Он, Якунин (в тот момент глава РЖД – «Спорт День за Днем»), Липатов – праздновали все вместе. Это было здорово.
– Победа в Кубке России должна была сплотить команду.
– Должна была, но не сплотила. Мне кажется, что не обошлось без ошибок и у Анатолия Федоровича. Наверное, где-то ему не хватило контактов с командой. Бышовец считал, что командой можно управлять только с помощью хороших премиальных, но времена изменились. Без хорошего контакта с главным тренером команду уже не сделаешь. Думаю, что Бышовец упустил этот нюанс. А Юрий Палыч, как вы поняли, в этом ему не то, что не помогал... Ну, вы понимаете (Смеется).
– Семин участвовал в утверждении премиальных?
– Конечно. Юрий Палыч был обязан в этом участвовать. Но не было такого, что Семин выше Бышовца. Они считались равноценными фигурами. Еще были совет директоров, Липатов. Анатолий Федорович мог решать вопросы с премиальными непосредственно с Липатовым, абсолютно не обращаясь к Семину. Что он, наверное, и делал.
– Семина, наверняка, это злило.
– Думаю, прежде всего его злило то, что главный тренер Бышовец, а не он.
– По селекции за кем было последнее слово?
– Я точно помню, что Семин заблокировал трансфер Романа Широкова в «Локомотив». Хотя, возможно, Бышовец не сильно настоял на его приходе.
– Семин пытался отстоять Лоськова, когда тот уходил из «Локомотива»?
– Лоськов тогда повел себя настолько вызывающе, что его было нельзя отстаивать. Уточнять я ничего не буду. Дима, при все к нему уважении, поступил очень непрофессионально.
– Семин часто приезжал на тренировки «Локомотива»?
– Он не посещал базу. Может быть, один или два раза за весь год.
– Осенью «Локомотив» обыграл двух главных претендентов на золото: «Спартак» и «Зенит». Как руководство клуба отреагировало на эти победы?
– Когда был обыгран «Спартак», в четвертый раз за сезон, Липатов предложил создать аллею Бышовца на стадионе «Локомотив».
– Ничего себе!
– Еще ни одному клубу не доводилось четыре раза за сезон обыграть «Спартак». Такое предложение поступило сразу после игры. И я не уверен, что это было сказано в шутку.
– Как Бышовец отреагировал?
– Анатолий Федорович такие вещи очень любит. Конечно, это было приятно – четыре раза обыграть «Спартак». Но при этом мы два раза проиграли «Амкару», уступили на выезде «Лучу» и «Крылья Советов», дома – «Кубани».
– Как вы восприняли новость об отставке?
– Эта ситуация висела над нами практически целый сезон. Все это время «Локомотив» штормило. В середине сезона начались провокации. Бышовцу стали говорить: «Команда плохо готова, вам нужно убрать двух помощников, мы пришлем вам двух новых тренеров».
– Вас хотели убрать?
– Не конкретно меня. У Бышовца было пять помощников. Двух требовали убрать. Но Бышовец на это не пошел, что делает ему честь. Он не сдал ни одного из нас. Хотя прессинг был приличный. Все остались, а еще два тренера добавились. Одним из них был Дмитрий Баранник. Когда произошла отставка Семина и Бышовца, это выглядело довольно неожиданно.
– Почему?
– Мы проиграли дома «Кубани». Чемпионат России закончился. Оставались еще две игры в Кубке УЕФА. Система была такая: пять команд в группе, все проводили по четыре игры, три команды выходили в плей-офф. Мы сыграли вничью дома с «Атлетико» и на выезде с «Абердином». Взяли два очка. Впереди были две встречи: дома с «Копенгагеном» и в Греции с «Панатинаикосом». Одна победа и мы выходили в плей-офф. Кубок России выиграли – с первой задачей справились. Могли решить и вторую. Провален был только чемпионат. Видимо, поражение от «Кубани» переполнило чашу терпения руководства «Локомотива». Болельщики скандировали кричалки, вывешивали плакаты против Якунина, Липатова. Под руководством Рината Билялетдинова «Локомотив» проиграл два матча в Кубке УЕФА и никуда не попал. Плачевное завершение. И очень неприятный осадок от всего сезона.
– Что было после отставки?
– У нас было пару дней выходных. Разъехались по домам. Я был в Питере, там и узнал об отставке. Мне позвонили и сказали, что принято такое решение. После этого в команде мы больше не появлялись. Никаких прощаний не было. Команда уже занималась под руководством Билялетдинова.
Александр Кавокин